Как-то, пару дней назад, зайдя в храм повидать своего друга священника, я застал его во дворе, совершающего освящение новенькой иномарки. По окончании чина освящения и священнического благословения довольный владелец авто, не мешкая ни минуты, хлопнул дверцей и под рев мотора умчался с церковного подворья, а священник в задумчивости произнес: «А ведь человек уехал в полной уверенности, что теперь его машина будет расходовать гораздо меньше топлива».
Подобные казусы сегодня вовсе не исключение, а почти что правило. И возникают они не столько по недомыслию, сколько оттого, что многие сегодня приходят в храм лишь по формальному поводу – освящением квартир, машин, офисов выказывая абсолютно потребительское отношение к Церкви. Такие люди прежде всего ждут некоего магического действия: сейчас-де священник произнесет чудодейственную формулу, «побрызгает» святой водой и будет все «добро зело»: не квартира – а рог изобилия, не машина – а вечный двигатель. Конечно, желания эти понять можно, но разве это повод забывать, что Православие и житейское благополучие – вещи далеко не всегда совместимые.
Вот что по этому поводу говорит священник Троицкого собора отец Роман Усачев: «Дело в том, что в последованиях освящения колесницы и жилища существует единый смысловой центр. И в том, и в другом чине освящения одним из узлов является чтение 90-го псалма. Этот псалом называют охранительным. Он действительно здесь очень кстати: ведь люди же решили поставить под охрану Неба свое жилище или свое средство передвижения – то есть то, что им и очень дорого, и важно, и то, с чем сопряжены самые неожиданные опасности и неприятности, преодоление которых и встреча с которыми зависят далеко не только от тебя одного. Но все же более глубокий смысл псалма и самого освящения заключается в искреннем желании спасения, которое возможно только через полное доверие Богу и упование на Его волю».
Однажды прихожанка в храме остановила священника и стала ему громко жаловаться, что после освящения ее квартиры у нее сломался кухонный комбайн. «Что же это значит, и что мне теперь делать?», – с упреком спросила она его. «Это значит, что вы купили плохой кухонный комбайн. Купите себе новый», – был ответ.
Пару лет назад мы переехали на новую квартиру и пригласили священника. Он освятил ее и прочел молитву на вхождение в новый дом: «Боже Спасителю наш, изволивый под сенью Закхееву внити и спасение тому и всему дому того бывый…». Тогда слова этой молитвы произвели на меня какое-то особое впечатление, потому что напомнили об одной евангельской истории (Лк.19:1-10), в которой рассказывается о посещении Христом дома некоего мытаря Закхея, человека очень грешного. Но Христос не возгнушался и благословил этот дом, которому с этим благословением наступила великая радость и спасение. Но они были связаны не с процветанием и житейским благополучием, а с тем, что каждый, кто жил в этом доме, нашел для себя путь соединения с Богом.