Мудрова́ние –
1) философствование;
2) неуместные размышления (разговоры) относительно предметов христианской веры, христианского благочестия;
3) образ мыслей падшего человека.
Чем мудрование отличается от мудрого рассуждения?
Мудрое рассуждение обнаруживает мудрость рассуждающего, тогда как мудрование бывает обусловлено желанием высказаться. При этом высказывание истинно мудрого человека (например, старца, святого подвижника) обнаруживается не только в содержании, но и в уместности сказанного. Мудрование же часто звучит не к месту, проявляясь или в желании поспорить, или в желании поговорить. Именно мудрование, а не мудрость и мудрая рассудительность приводит к заблуждениям относительно веры, к ересям и церковным расколам. Мудрость святых – Божественный дар. Мудрование же отчуждает человека от Бога. В древности оно было свойственно грубым язычникам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, ...то и предал их Бог в похоти сердец их нечистоте» (Рим.1:21-24). В наше время богопротивное мудрование бывает характерно для плотского или ветхого человека «зане мудрование плотское вражда на Бога» (Рим.8:7).
Цитаты о мудровании
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти».
Кол.2:8-10
«Тогда как рассудок у неправоходящего сам по себе, потеряв точку опоры, влается туда и сюда, воля мало-помалу вливает в него свое развращение. Здесь составляются сказанные апостолом стихии мира: мудрование плотское, мудрость бесовская – то есть образуются разные убеждения в угодность развратной воле, каковы, например, что жизнь кончится нескоро-нескоро и конца не видно, что только и жизни что в благосостоянии и счастии на земле, что надо поддержать свое имя и честь как бы то ни было, надо иметь руки сильные, к коим бы можно было обратиться в случае нужды, надо уметь пользоваться обстоятельствами и проч. Все они содержатся в рассудке без исследования, поэтому суть предрассудки; в слове редко выражаются, а хранятся глубоко в сердце и известны только самому человеку, приходя к нему в сознание в виде тайных помышлений, в свободное от хлопот время, а более – служа сокровенною пружиною, приводящею в движение его дела».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Мудрование свт. Тихон Задонский
- Плотское мудрование Энциклопедия изречений
- Мудрование Н.В. Маслов
- Мудрование плотское свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Разум плотский (лжеименный) Симфония по творениям свт. Игнатия
- О мудровании cвт. Иннокентий
Комментировать