Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) —
1) иногда отождествляется с созерцанием (созерцание в тиши);
2) повторение вполголоса определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла;
3) вид психических упражнений, применяемых в рамках оздоровительных или религиозных (оккультных) практик, подразумевающих погружение в состояние особой внутренней собранности, сосредоточенности, отрешенности от внешнего мира; концентрацию мыслей (внимания) на каком-либо внешнем предмете либо внутреннем образе, внутренних ощущениях, чувствах, эмоциях.
Чем медитация, практикуемая в оккультных (языческих) практиках отличается от молитвенного созерцания, достигаемого христианскими подвижниками?
То состояние, которое испытывают христианские подвижники на высших ступенях молитвенного делания, иногда и действительно сравнивается с состоянием медитации, достигаемым в рамках различных оккультных, языческих практик. Однако при внешней схожести ряда признаков этих состояний, они различаются в корне, по существу.
Медитация подразумевает концентрацию на определенном объекте внимания при мысленном отстранении от прочей действительности. В физиологическом отношении медитация объясняется (в частности) способностью коры головного мозга производить (под действием медитативных упражнений) особые сочетания очагов торможения и возбуждения, оперировать гормонами, эндорфинами, вырабатывать яркие, необычные образы. Источником изменений, происходящих в сознании, в этом случае является сам человек.
В рамках сосредоточенной христианской молитвы подвижник отрешается (по возможности) от всего суетного, от посторонних мыслей, желаний, чувственных влечений, но делает это не ради погружения в себя, в свой реальный или воображаемый мир, а ради личностного общения с Богом. Во время молитвы ничто не должно отвлекать богомольца от этого общения. В том и состоит цель его отстранения от всего приземленного, мирского (главным объектом внимания здесь является не тварный предмет, но Господь).
Для медитирующего важно само состояние медитации, часто — состояние умиротворения, покоя. И христианин, молясь, достигает умиротворения, однако «его» мир есть мир во Христе, покой и блаженство о Господе.
Утверждают, что благодаря медитации можно достичь состояния высшего экстатического просветления. При этом добавляют, что данное состояние подобно состоянию харизматического озарения, испытываемого Божьими святыми, созерцателями Божественного Света, Божественных тайн.
Что тут сказать? Пребывая в состоянии сверхъестественного благодатного озарения святые вступают в особое единение с Богом, и именно Он, Господь, просвещает их Светом ведения. В случаях же с медитативными практиками источниками просветления могут служить как собственное воображение, так и лукавые духи. Такого рода практики нельзя назвать сверхъестественными, а в ряде случаев даже и естественными (положим, общение с падшими духами противоречит человеческому естеству, и, следовательно, противоестественно).
Примеров греховных экстатических озарений История Церкви знает немало. В своё время одними из наиболее видных сторонников такого рода прозрений являлись массалиане (евхиты; молящиеся). Заметим, что эти еретики не просто практиковали подобные состояния — они видели в этом признак высокой духовности, печать совершенства (напомним: массалиане учили: душа должна чувствовать такое же общение со Христом, какое жена — от общения с мужем; духовные люди зрят благодать, зрят грех извне и внутри; человек способен чувственно воспринимать Лицо Святого Духа в действии, в полноте; во время молитвы и им, и научившимся от них молитвенному деланию Святой Дух является чувственным образом; молящимся может являться во свете Крест; ищущие спасения должны молиться (избегая насущных забот) до тех пор, пока не ощутят, что грех изгоняется чувственно через молитву, подобно огню, дыму или дракону).
Литература по теме
- Отличие молитвы от медитации
- Восточная медитация иеромонах Серафим (Роуз)
- О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки
- Православный взгляд на йогу диакон Г. Максимов
- «Трансцендентальная медитация» А.Л. Дворкин
- Медитация и самогипноз Dyonysios Farasiotis
- «Псалмопение» – «Молитва» – «Медитация» схиархим. Гавриил (Бунге)
- Логос-медитация древней Церкви: Умное делание А.С. Позов (Позидис)
- Медитация Т. Шпидлик
Комментировать