Сверхъесте́ственный – не вписывающийся в ряд вещей и явлений, подчиненных естественным законам мироздания; необъяснимый естественным образом; превосходящий естественный порядок вещей.
В строгом смысле определением «сверхъестественный» обозначается или то, что усматривается в Боге, Самом в Себе, или особые Божественные проявления в царстве творения. Эквивалентами этого термина служат: «сверхсущественный», «пресущественный», «вышеестественный» и др.
В учении о Боге Самом в Себе при помощи перечисленных прилагательных высвечивается та беспредельная дистанция, которая наблюдается между Творцом и творением. И дело здесь вот в чём.
То, что естественно для созданий, неразрывно связано с их ограниченностью. А Бог – безграничен. Творения существуют не сами по себе, а по воле и в силу причастности Создателю; кроме того они обусловлены множеством частных факторов. Бог же есть Сам в Себе Совершенная Жизнь, не зависит ни от кого и ни отчего. Следовательно, существование в рамках, естественных для представителей видимого и невидимого мира, для Бога – неестественно. Бытие Божие неизмеримо превосходит любое другое бытие. Поэтому оно артикулируется как сверхъестественное (сверхсущественное). Сам Вседержитель, в этой связи, именуется Пресущественным (или Троицей пресущественной).
Что касается особых Божественных проявлений, классифицируемых теологией как «сверхъестественные», к ним относятся: сверхъестественные откровения, чудеса и знамения.
Сверхъестественное Откровение именуется так потому, что преподаётся от Бога сверхъестественным образом, непосредственно или через небесных служителей – ангелов и святые души; и ещё потому, что в результате харизматического озарения состояние самого человека преобразуется в «сверхъестественное». «Как по причине [дара] слова [человек] словесный, – уверен святитель Григорий Палама, – так по причине вселившейся благодати Духа – сверхъестественный, божественный и духовный» (Антирретики против Акиндина. Слово возражения третье) (подробнее см.: Сверхъестественное откровение Божие).
Чудеса и знамения суть чрезвычайные действия Бога, совершаемые в особых целях Домостроительства, превосходящие силу рассудка, не поддающиеся объяснению на основании естественно-научного знания. В том, что они носят сверхъестественный характер, удостоверяет Господь. Он же раскрывает высшую целесообразность чудес: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин.14:11).
Литература по теме
- Догматическое богословие прот. Олег Давыденков
- Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и посланий апостола Павла С. М. Сольский
- О Божественном и обоживающем Причастии, или О Божественной и сверхъестественной простоте свт. Григорий Палама
- Позитивная философия и сверхчувственное бытие архиеп. Никанор (Бровкович)
- Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и посланий апостола Павла С.М. Сольский
- Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного – Бога, духовной бессмертной души и т. п.? архиеп. Никанор (Бровкович)
- Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви проф. С.С. Глаголев
- Неестественность и неправильность отрицания сверхестественного прот. Григорий Дебольский
Комментировать