Крещение Руси

Литература по теме

Дата праздника крещения Руси в 2025 году – 28 июля

Креще́ние Руси́

1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным руководством святого князя Владимира в 988 г.;
2) совокупность всех вообще исторических опытов по вкоренению и распространению Православной веры среди населения, обитавшего на территории Древней Руси (при князьях Аскольде и Дире, святых равноапостольных Кириллле и Мефодии, святом князе Владимире).

kreshhenie rusi 1 – Крещение Руси

Возникновение христианства на Руси

Сказание, приведенное в «Повести временных лет» и в пространной редакции Пролога под 30 ноября, связывает принятие христианства на будущей территории Руси с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно летописи, апостол Андрей, прибыв в Корсунь (Херсонес) из Синопы, решил отправиться в Рим, следуя вверх по течению Днепра. По пути он благословил место, на котором впоследствии был основан город Киев, воздвиг крест, затем отправился на землю словен, на место будущего Новгорода, откуда отправился в землю варягов, и в Рим, а оттуда – в Синопу.

Однако многие исследователи считают данное сказание более поздней вставкой (сер.-нач. XII в.) в летописный текст, поскольку, по их заключению, оно противоречит другим местам летописи и другим источникам. Оно вступает в противоречие со свидетельством летописной статьи 6491 (983) г., что в своей истории Русь не знала апостольской проповеди: «Аще бо и телом апостоли суть зде не были, но учения ихъ яко трубы гласять по вселении». Свт. Иларион, митрополит Киевский, в «Слове о законе и благодати» (сер.XI в.) также отрицает присутствие апостольской проповеди на Руси, также как и прп.Нестор Летописец в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (кон. XI – нач. XII в.). Заметим, однако, что, например, в житии Андрея Первозванного, авторства Епифания Монаха, утверждается, что во время 3-го путешествия св. Андрей, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Отметим, что данное житие пользовалось авторитетом во всех Православных Церквах. Славянский перевод этого произведения появился в кон. XI в.

Первое Крещение Руси принято связывать с масштабным походом русов на Царьград, состоявшимся летом 860 года. Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Нападающие отступили, а через некоторый период времени, согласно хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), они отправили посольство с просьбой о крещении. О крещении русов в своем «Окружном послании» (866/7 г.) к восточным патриархам, свидетельствует свт. Фотий Константинопольский: они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас». Также он заявляет, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам». В 60-е гг. IX века со стороны Византии были предприняты особые миссионерские усилия для распространения христианства на землях славян. В это время была начата просветительская миссия славянских учителей святых Кирилла и Мефодия в Великой Моравии. В 864/5 г. состоялось крещение равноапостольного князя болгарского Бориса и его бояр.

Согласно «Повести временных лет», военный поход 860 г. возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Над могилой первого, вероятно, во 2-й половине XI в. была построена церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что данным князьям принадлежала идея первого Крещения Руси.

За неимением единой непротиворечивой информации о Крещении Руси до св. равноапостольного князя Владимира, исследователями выдвигаются различные версии. Известно, что первые христианские церкви появились еще до массового обращения славян в христианство (например, церковь Илии пророка в Киеве, упомянутая в «Повести временных лет»). Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в середине X века может служить факт крещения св. равноапостольной княгини Ольги, которая после смерти супруга, князя Игоря, управляла Древнерусским государством, пока был малолетним их сын Святослав. Впоследствии она пыталась побудить принять христианство своего сына, который не согласился, побоявшись насмешек дружины. Вероятно, она рассчитывала, что пример князя побудит к обращению в христианство его подчиненных.

Крещение Руси

Принятие Русью христианства в качестве государственной религии связано с именем равноапостольного князя Владимира (Василия), кн. Киевского (978–1015). Согласно «Повести временных лет», после победоносного похода на волжских булгар, князь Владимир начал поиски новой веры. Он последовательно выслушал проповедников от мусульман из Волжской Булгарии, латинян и иудеев, а затем принял посланного греками «философа». Тот изложил князю историю человечества от сотворения мира до момента Сошествия на апостолов Святого Духа, дополнив это кратким рассказом о будущем конце света и Страшном Суде. Владимир доброжелательно принял греческого миссионера, почтил его дарами и отпустил. Однако князь решил повременить с окончательным выбором, желая побольше узнать обо всех верах. Для этой цели к булгарам-мусульманам, немцам-латинянам и православным грекам было направлено посольство, чтобы оценить красоту церковной обрядности. Больше всего посланников впечатлила служба в греческой церкви, о чем сохранилось такое свидетельство: «Не знаем, на небе ли мы были, или на земле». Дополнительным доводом в пользу решения князя принять восточное христианство стало суждение бояр, которые сказали ему, что, если бы плох был «закон греческий», не приняла бы его мудрая княгиня Ольга.

Обстоятельства крещения князя Владимира остаются не вполне ясными, так как в исторических источниках существуют несколько различных версий. Исследователи этой проблематики называют местом крещения князя либо Херсонес, либо Киев. После крещения Владимир приказал уничтожить языческие капища: одни идолы были изрублены, другие сожжены. По распоряжению князя статую главного славянского божества – Перуна, привязали к хвосту лошади, стащили с холма, избивали идола палками «на поруганье бесу» и, в конце концов, сбросили в Днепр.

После этого князь объявил всем жителям Киева, что завтра они должны собраться на берегу реки. На следующий день в присутствии князя Владимира киевляне приняли крещение в водах Днепра. Дата празднования Крещения Руси – 28 июля по новому стилю – совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира, сказавшего после своего крещения: «Я был зверь, а стал человек».

В «Повести временных лет» сообщается, что народ с радостью воспринял известие о предстоящем крещении. В этой оценке, возможно, есть некоторое преувеличение. Свт. Иларион Киевский писал: «И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился – ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».

Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Не все, обращавшиеся тогда у нас ко Христу, понимали важность той перемены, на которую решались; не все понимали достоинство новой веры. Напротив, весьма многие этого не понимали и крестились, как известно из примера киевлян, только потому, что велено было креститься, потому что сам великий князь и бояре его еще прежде крестились... И это явление совершенно неизбежно при обращении к христианской вере целых народов, особенно находящихся на низшей степени образования. Так случалось прежде, так случается и ныне при обращении дикарей американских и многих язычников и магометан в пределах нашего отечества. Оттого неудивительно, если многие, крестившиеся у нас во дни святого Владимира, носили, может быть, только имя христиан, а в душе оставались язычниками, исполняли внешние обряды святой Церкви, но сохраняли вместе суеверия и обычаи своих отцов. Неудивительно, если некоторые из подобных христиан могли с течением времени по каким-либо обстоятельствам даже вовсе отпасть от Церкви, снова сделаться язычниками. […] Только мало-помалу при распространении истинного просвещения между этими новообратившимися христианами могли искореняться в них языческие суеверия и утверждаться верования христианские».

В то же время ни один из источников не сообщает о массовых выступлениях жителей Киева против новой веры. Летописные свидетельства о восстаниях и казнях волхвов в некоторых городах не подтверждают мнения о том, что они имели своим началом исключительно религиозные мотивы.

Правильно ли считать, что христианство на Руси насаждалось насильственно?

Мнение о том, что введение и укоренение христианства на Руси осуществлялось не проповедью, а жестокостью и насилием, не имеет под собой твердых оснований. Во многом попытки очернить историю распространения Православия на Руси основаны на доводах, сформулированных или необъективными исследователями, или же ярыми противниками Господа Иисуса Христа.

В качестве наиболее часто фигурирующих аргументов на этот счёт используются древние летописные свидетельства и более поздние выводы исторической науки о противлении жителей ряда городов политике князя Владимира, связанной с христианизацией Руси. Среди очагов сопротивления княжеской воле отличились в частности: Ростов, Муром и Новгород. Что можно на это сказать?

Достоверность дошедших до нас исторических памятников далеко не всегда может быть названа всецело бесспорной, а значит и делать из их содержания далеко идущие выводы следует осторожно и взвешенно. Даже если и не ставить изложенные в них факты под строгое научное сомнение, они не могут служить доказательством повсеместного использования приближенными князя Владимира насильственных мер.

Что же касается отдельных случаев принуждения, вызванных рвением частных уполномоченных лиц, сильным желанием выслужиться перед князем, то возможно, такая практика и применялась, однако даже и в этом случае нет оснований считать её общим правилом, скорее – исключением из правила. Кроме того, ряд фактов использования при христианизации грубой физической силы со стороны княжеских воевод легко объяснить не давлением, а реакцией на ярое сопротивление язычников, не желавших отказываться от традиции поклонения столь дорогим их сердцам идолам и кумирам. Именно так можно интерпретировать свидетельство о крещении новгородцев: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».

Другим фактором, подталкивающим к мысли о насильственном насаждении Православия, служит стремительность его распространения по территории Древней Руси, несравнимая с распространением веры в Римской Империи в первые века существования Церкви.

Но этот довод парируется просто. В Римской Империи Церковь была вне закона и испытывала регулярные нападения со стороны государственной власти, а язычество находилось под государственным покровительством и защитой. При князе же Владимире все происходило с точностью до наоборот: власть боролась с язычеством и активно содействовала христианизации.

Откуда тогда пошла фраза «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем»?

Историк В.Н. Татищев в «Истории Российской» приводит сведения, взятые им из т. н. Иоакимовской летописи, о насильственном крещении Новгорода дядей св. Владимира Добрыней и киевским тысяцким Путятой. По мнению историка А.А. Шахматова, этот рассказ был создан на рубеже X и XI вв. современником и участником крещения новгородцев свт. Иоакимом Новгородским. Ряд исследователей подвергают это авторство сомнению, но относят летопись к числу важных исторических источников (например, П.А. Лавровский, митр.Макарий (Булгаков), В.Л. Янин, С.Н. Азбелев, Б.А. Рыбаков и др.). Другие считают летопись памятником XVII или XVIII веков и рассматривают её уникальные сведения как недостоверные (митр.Евгений (Болховитинов), И.А. Линниченко, В.И. Григорович и др.). Некоторые историки считают Иоакимовскую летопись фальсификацией самого Татищева (Н.М. Карамзин, Е. Е. Голубинский, А. П. Толочко). Большинство исследователей считает Иоакимовскую летопись компиляцией местного историка конца XVII века, составленной в период возрождения новгородского летописания при патриархе Иоакиме.

При этом в Новгороде в слоях, соответствующих времени Крещения Руси, обнаружены следы пожара, клады монет и кресты-тельники, что, по мнению ряда историков, подтверждает сведения Татищева.

Дальнейшие шаги по христианизации Руси

После крещения народа Киева и Новгорода был взят курс на христианизацию всей Русской земли. Опорными пунктами стали города – центры государственной власти. Важным мероприятиемполитики христианизации князя стала подготовка духовенства для совершения богослужений. В «Повести временных лет» сообщается, что князь Владимир распорядился отдавать на книжное обучение детей из некоторых семей. По данным археологии, после Крещения Руси на смену кремации умерших все чаще приходит ингумация, которая станет преобладающей в XI веке.

Крещение князя, его дружины и народа стало началом длительного процесса приобщения Древней Руси к христианской вере. Политическим следствием Крещения Руси стала идейно-культурная консолидация народов и племен Древнерусского государства, а также укрепление международного авторитета страны. Благодаря Крещению в стране стала распространяться грамотность и книгописание, возник целый ряд производств и ремесел (каменное зодчество, мозаика, иконопись и др.).

Цитаты о крещении Руси

«Крещение Руси в X–XII веках проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной силой в военных столкновениях. Русская Церковь тех времен если знает таковых, то в северо-восточной части тогдашней Руси, при конфликтах с угро-финскими племенами, а на основной территории современной центральной и южной России никакого мученичества не было. А раз не было мученичества, значит, не было сопротивления».
иеромонах Макарий

«Неисчислимое множество благодатных плодов принесла отечеству нашему св. вера, насажденная в нем св. князем Владимиром. Все, что ни видим добраго, великаго и славнаго в нашем отечестве, все, чем ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго в истории царства русскаго, – есть плод св. веры, ея благодатныя действия и ея драгоценный дар. Она собрала во едино народ русский, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концев земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношения и связи, которыми связуются все члены великаго семейства народа русскаго во едино живое и крепкое тело государства русскаго. Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников и градоправителей, мудрых мужей совета и руководителей народа. Она возрастила, возвела на небо и прославила вечною славою у Бога целые лики святых соотечественников и сродников наших и соделала их молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской. Она вдохновляла праотцев и отцев наших мужеством, единомыслием и самоотвержением, с которыми они защищали и отстояли достояние предков от множества врагов своих».
архиепископ Димитрий (Муретов)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka