Святая Русь

Литература по теме

Русь свята́я – историософская концепция.

svjataja rus – Святая Русь

Следует иметь в виду, что со времени создания понятия “Святая Русь” в него могли вкладываться различные значения, в том числе сомнительного и ложного характера. Историк Г.П. Федотов, рассматривая русские духовные стихи, писал: «Есть у певца слово, которое удовлетворяет признакам понятия Церкви по его внутреннему звучанию, не имея ничего церковного по форме и по происхождению. Это слово Русь, ”святая Русь”. Национальное имя народа сливается для певца с пределами христианского мира и, следовательно, с пределами Церкви».

Историк М.Д. Дмитриев, исследовавший фольклорные произведения, делает вывод, что «”православность”, а не география, не государственность и уж тем более не “этничность” есть критерий, выделяющий “Святую Русь” среди иных пространств… “Святость” метафизической ”святорусской земли” русских фольклорных текстов есть атрибут всего православного, православного вообще; ”Русь” свята поскольку она православна; она православна потому что она свята и, соответственно, всякая православная земля или всякие православные в любой земле – ”русские”. Иначе говоря, свойственное нашему сознанию представление о ”этнической”, национальной, политической, культурной и иной идентичности – кроме идентичности религиозной! – здесь отсутствует.»

Чем свята Русь?

По преданию, первая Евангельская проповедь для населения, жившего на территории древней Руси, прозвучала из уст святого апостола Андрея Первозванного. Впоследствии здесь проповедовали Христово учение святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Мощнейший импульс к распространению христианства на Руси дал, в 988 году, святой князь Владимир (см.: Крещение Руси).

С этого времени христианство быстро приобрело статус преобладающей религии: язычество шаг за шагом утрачивало своё былое влияние, хотя отдельные его пережитки, в том числе суеверия, так и не были искоренены. Строилось множество Православных храмов, возводились обители. Вскоре Православная вера стала той жизненной духовной средой, в рамках которой формировалась русская культура, той духовной основой, на которой создавалось общенародное единство.

Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский...). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и пр.

sub 38780 – Святая Русь
М.В. Нестеров. Святая Русь.

Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия?

Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь, един её Глава Господь Иисус Христос, едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда.

Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим.10:12), «Нет уже Иудея, ни язычника» (Гал.3:28). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом.

Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым – скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность.

Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле.

Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню.

Как следует относиться к заявлениям о превосходстве российского народа над всеми остальными?

В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции РПЦ. II.4). Достаточно остро высказывался по этому поводу священник Даниил Сысоев: «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он – член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов». Имея верное мировоззрение, православный христианин не станет даже думать о превосходстве одного народа над другими в этническом отношении. При этом сам он отождествляет себя с народом Божьим (с Земной Церковью).

Цитаты о святой Руси

«Обратись к Богу, Россия, согрешившая перед Ним больше, тягчае всех народов земных, обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище – веру православную с Церковью спасающей, но попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей… Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга».
праведный Иоанн Кронштадтский

«Наша Русь называлась и действительно была «Святой» не потому, что в ней все были «святы», в смысле «безгрешны», ибо это вообще невозможно, а потому, что в каждом русском человеке, воспитанном в православно-христианской вере, всегда сознательно или хотя бы только подсознательно, где-то в самых глубоких тайниках души, жил идеал христианской святости, как наивысший идеал, к которому человек должен стремиться, – он внутренне благоговел перед этим идеалом и преклонялся пред ним, даже если и сам был весьма далек от него. И когда случалось ему грешить, он сознавал, что «грешит», что поступает плохо, не так, как следует, и старался исправиться, встав на путь искреннего христианского покаяния, потребность к которому проявлялась иногда чрезвычайно сильно и стремительно, порою стихийно».
архиепископ Аверкий (Таушев)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka