Источник

Была ли у нас Святая Русь?

Московский Поместный Собор 1917 года, созванный после революции и возстановивший патриаршество, возстановил также существовавший у нас прежде праздник «Всех святых в Земле Российской просиявших», приурочив его к 2-ой неделе по Пятидесятнице.

Самое существование такого праздника уже в достаточной степени оправдывает наименование нашего отечества «Святою Русью», против чего в наше время некоторыми, даже русскими людьми, делаются возражения: «какая, мол, там «Святая Русь»! Мало ли было у нас людей крайне-грешных, порочных, разбойников и преступников! А особенно во время этой кровавой революции показал себя с самой отрицательной стороны русский народ, допустив неслыханные злодеяния, кощунства и осквернение святынь, которым прежде покланялся!»

Все это так и, конечно, очень печально, что на русской земле произошли такие страшные кровавые преступные деяния, хула и глумление над святынями, вплоть до избиения священников и епископов и разрушения наших дивных исторических храмов и монастырей. Но забывается при этом, что «в семье не без урода» и что только в очень редких случаях чисто-русские православные люди руководили такими неистовыми злодеяниями: по большей части, они были только исполнителями даваемых им распоряжений, введенные в заблуждение лживыми лозунгами, или из трусости и чувства самосохранения. Руководили всем этим злобным неистовством, в огромном большинстве случаев, не русские и зачастую явные враги Христа-Спасителя и русского православного народа, ставившие себе определенной задачей искоренить веру во Христа в русском народе, стереть с лица земли столь ненавистную им Святую Русь.

Но, конечно, и русский народ виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно-сильного сопротивления. Обо всем этом его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу, многие великие духоносные мужи и праведники, а особенно сильно и ярко Епископ Феофан Затворник и св. праведный Иоанн Кронштадтский. С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того, чтобы впустую бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего нашу Россию бедствия. Ведь все предсказанное ими в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, дабы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы.

Что касается самого наименования «Святая Русь», то надо понимать его правильно, и тогда отпадут все возражения против него, основанные на недоразумении.

«Святая» это не значит «безгрешная», совершенно чистая от всяких грехов и нравственных несовершенств. В этом последнем смысле свят только Один Бог, почему и поется у нас за Богослужением: «Свят Господь Бог наш!» или «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь!» А о всяком человеке Слово Божие ясно учит, что «несть человек, аще жив будет и не согрешит», и нет ни одного человека без греха, «аще и един день токмо жития его на земли».

Наша Русь называлась и действительно была «Святой» не потому, что в ней все были «святы», в смысле «безгрешны», ибо это вообще невозможно, а потому, что в каждом русском человеке, воспитанном в православно-христианской вере, всегда сознательно или хотя бы только подсознательно, где-то в самых глубоких тайниках души, жил идеал христианской святости, как наивысший идеал, к которому человек должен стремиться, – он внутренне благоговел перед этим идеалом и преклонялся пред ним, даже если и сам был весьма далек от него. И когда случалось ему грешить, он сознавал, что «грешит», что поступает плохо, не так, как следует, и старался исправиться, встав на путь искреннего христианского покаяния, потребность к которому проявлялась иногда чрезвычайно сильно и стремительно, порою стихийно. Пример такого покаяния мы видим во всем известной песне о Кудеяре-разбойнике, который «в монастырь пошел Богу и людям служить», сделавшись в Соловках «иноком честным Питиримом». И сколько было у нас прежде таких «Кудеяров», заглаждавших свои грехи подвигами истинного нелицемерного покаяния!

Не только о злодеяниях и всякаго рода преступлениях, но и о таких изумительных по силе духа христианского покаянных подвигах свидетельствуют весьма многочисленные факты нашей отечественной истории.

Были, конечно, и моральные уроды, но они являлись исключениями. Вот таких именно моральных уродов все больше и больше стал воспитывать у нас безбожный материализм, занесенный к нам с Богоотступнического Запада, который и довел многих русских людей, под руководством иноверцев и инородцев, до богоборчества и страшного кровавого неистовства и человеконенавистничества.

Обо всем этом ужасе, постигшем нашу Родину, ясно предсказывал святитель Феофан, писавший еще во второй половине прошлого столетия:

«Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологическия бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову... Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других...»

«Как шла французская революция? Сначала распространились материалистическия воззрения. Они пошатнули и христианския и общерелигиозныя убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет, человек – ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать», справедливо иронизировал святитель, «у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования – инде разумныя, далеe полуумныя, там безумныя. И пошло все вверх дном.

Что у нас? У нас материалистическия воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства – выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции!"

«Если у нас все пойдет таким путем, то что дивнаго, если и между нами повторится конец осмьнадцатаго века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобныя бывают и следствия».

Обо всем этом, уже гораздо позже, говорил в своих пламенных речах наш великий всероссийский пастырь, ныне уже официально прославленный нашей Церковью св. Иоанн Кронштадтский:

«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. От чего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так разслабло, обезсилило, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля – столько веков. Вот от чего Царство наше колеблется...»

«Откуда эта анархия, эта революция (1905 года), этот социализм, эта нелепая коммуна, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство?» – в горести восклицал наш великий пастырь о. Иоанн в своей проповеди на неделю Православия в 1906 году и тут же сам отвечал: «От неверия, от безбожия. И потому, если правительство или собирающаяся Государственная Дума хотят водворить порядок в государстве и уважение к законам, повиновение правительству, мир и безмятежье, разумный и полезный труд, они должны обуздать безнравственную печать, воспламеняющую все страсти, и обратить самое заботливое внимание на воспитание юношества и внушить ему, его гордым наставникам и интеллигенции собственным примером должное уважение к вере и Церкви и к заповедям Евангелия... Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат чрез злонамеренных писателей и учителей, чрез русския средния и высшия школы, и чрез так называемую интеллигенцию. На почве безверия, слабодушия, малодушия и безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!»

А вот как говорил наш дивный праведник в неделю Крестопоклонную того же 1906 года:

«Наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели не чтут Креста Христова, не кланяются ему и не считают его нужным для себя, значит, переучились и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую, и забыли Того, Кто, будучи Богом, «смирил Себя» ради нас«до смерти и смерти крестной», чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения, пример послушания Богу... Впрочем, недоучки и переучки не верят в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а в какое-то безличное начало и в какую-то эволюцию мира, по которой будто бы произошло все само собой, верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов...»

А вот какую жуткую картину всего происходившего в последнее время в России, под влиянием воспитанной в духе западных безбожно-материалистических идей интеллигенции, нарисовал о. Иоанн в своем слове на Благовещение 1906 года:

«Вера слову Истины – Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестою великою державою в мире подлунном, в большинстве изолгалась – для нея не стало ничего святого и досточтимаго, кроме своего лукаваго пера, нередко пропитаннаго ядом клеветы и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим, и самих учащих – подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует – ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящия дела и судят о политике; все желают автономии: едва ли не всякий ребенок мнит быть автономом; даже средния и высшия духовно-учебныя заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям, уже не говорю о том, что не стало у нея веры в Церковь, возродившей нас для Бога и небеснаго отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок; и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало, и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие?!»

Можно было бы и еще множество подобных цитат привести из вдохновенных проповедей нашего дивного всероссийского праведника и чудотворца, но и этого достаточно, дабы ясно видеть, что именно привело Россию к гибели. Развращенная до мозга костей безбожными материалистическими идеями Запада наша «прогрессивная» интеллигенция начала под мнимым предлогом «просвещения» развращать наш простой и часто детски-наивный верующий народ, – и вот результат теперь перед нами налицо!

Но значит ли это, что Русь наша никогда не была Святой?

Утверждать так – это непростительная дерзость и невежество, полное незнание настоящей, подлинной истории нашего народа, всегда ставившего прежде святую Православную Веру во главу угла своей жизни. Были, конечно, в истории нашей и темные стороны, но ведь «несть человек, аще жив будет и не согрешит», и эти темные стороны нисколько не затмевают самого главного, что всегда свойственно было русскому человеку – сознательного или хотя бы подсознательного преклонения перед христианским идеалом святости и удивительной способности к сильному и действенному покаянию после совершенного греха.

Люди неверующие, маловерующие и далекие от Церкви не могут и представить себе, в какой лучезарной красе сияет пред нашим мысленным взором безчисленный лик Святых, в Земле Российской просиявших. Ведь эти святые – плоть от плоти и кость от костей нашего православного русского народа, сыны и дщери его. Это – благоуханная жертва Богу от русской земли, благоговевшей пред подвигами святости.

Не было бы у нас этого дивного лика святых угодников Божиих, если бы Русь не была Святой!

Но и теперь еще не все погибло. Всегда остается возможность покаяния и обращения к Богу. Надо только захотеть – искренно захотеть возстановления Святой Руси! Ведь даже в годы этого страшного кровавого лихолетья сколько дала наша Родина новых мучеников за веру, «имже несть числа». И все они, конечно, умоляют Господа о спасении их земного отечества и об обращении на путь истинной веры – веры православно-христианской – их страждущих под игом лютого безбожия сородичей и о нас, в изгнании и разсеянии сущих.

А для спасения и возстановления России нужно только одно, к чему пламенно призывал наш великий пастырь св. Иоанн:

«Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели!...» Остальное приложится.

Скорее же, скорее с покаянием к Богу!

Вси святии земли Русския, молите Бога о нас!


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle