Азбука веры Православная библиотека История Церкви История Русской Церкви до Синодального периода Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники
Н.И. Милютенко

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники

Источник

Πὶστει νοοῦμεν…

Верою разумеваем... (Евр. 11:3)

Научное издание

Содержание

Введение 

Глава 1. Древнейшие произведения о св. Владимире  1. Этапы сложения летописного рассказа о князе Владимире 2. Равноапостольный князь в «Слове о Законе и Благодати... и похвале кагану нашему Владимиру» митрополита Илариона 3. Прижизненное сочинение о князе Владимире – источник летописей и «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха Вокняжение Владимира. Походы 979–984 гг. Походы на болгар и на хазар. Крещение. Поход на Корсунь и свадьба Владимира. Основание Десятинной церкви Богородицы. Основание Белгорода и Переяславля. Дарование десятины церкви Богородицы. События после 995–996 гг. 4. Композиция и замысел «Памяти и похвалы» Иакова Мниха 5. Возможные фрагменты прижизненного сочинения о Владимире в Древнейшем своде и памятниках XI в. Глава 2. Биография св. Владимира от рождения до поисков веры  1. Основные источники 2. Св. Владимир от рождения до захвата Киева 3. Первые девять лет правления Глава 3. Развитие житийной традиции о св. Владимире и крещении Руси  1. Особенности житий святого князя 2. Рукописная традиция «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и цикла чтений на 15 июля по рукописи 1414 г. (сборник Матвея Кусова) 3. Два старших вида Проложного жития св. князя Владимира 4. Младшие виды и редакции Проложного жития 5. Обычное житие св. Владимира 6. Распространенные жития св. Владимира 7. Особое (Легендарное) житие 8. Похвальные слова 9. Службы св. Владимиру Глава 4. Крещение Руси: летопись, Проложное и Обычное жития св. Владимира  1. Когда Русь была впервые крещена? 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром 3. Летописный рассказ о выборе веры 4. Крещение киевлян 5. Состав летописной статьи 6496 (988) г. Глава 5. Корсунский поход  1. Хронология восстания Варды Фоки и Корсунской войны 2. Письменные источники об осаде Корсуня 3. Ход боевых действий 4. Цели Корсунского похода 5. Сказание о русской грамоте или Корсунская легенда-2? Глава 6. Церковь и государство при св. Владимире 1. Распространение христианства: первые десятилетия Русской церкви 2. Род Рюриковичей при св. Владимире 3. Военно-политическая ситуация Руси после крещения 4. Государство в последние десятилетия правления св. Владимира Глава 7. Скандинавы и крещение Руси  1. Дохристианские связи Руси и Скандинавии в сагах и русских летописях 2. Олав сын Трюггви 3. Бьёрн-исландец на службе у князя Владимира Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Тексты Введение Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Фрагменты жития  

 

Монография посвящена истории окончательного утверждения христианства на Руси усилиями св. равноап. князя Владимира. Его деятельность отразилась не только в русских, но и в европейских, византийских и ближневосточных источниках, написанных его младшими современниками. В книге рассмотрена биография св. Владимира и история христианского просвещения Руси, начиная с эпохи Константинопольского патриарха Фотия. К исследованию привлечены все возможные источники, в том числе скандинавские саги.

Вокруг крещения и образа святого князя с самого начала складывались легенды, зафиксированные и в русской, и в европейской традициях. Большое внимание уделено истории сложения летописного рассказа о правлении святого князя. История св. Владимира всегда привлекала внимание исследователей, но произведения о крещении Руси и св. Владимире были изучены гораздо хуже циклов житий других русских святых. До сих пор не было издания, включающего все основные произведения о крестителе Руси. В книге собраны наиболее значимые с исторической и литературной точек зрения памятники, в том числе впервые после 1888 г. полностью опубликован текст древнейшей службы.

Для всех интересующихся историей древней Руси и становлением Русской Церкви.

Введение1

Крещение Руси и принятие православия по Восточному обряду предопределило развитие культуры и историю страны от раннего Средневековья вплоть до настоящего времени. Литература, архитектура, изобразительное искусство, даже особенности городского быта и повседневные обычаи определялись христианским мироощущением.

Особенностью Руси эпохи принятия христианства было положение контактной зоны. Археологические открытия прошлого века на территории России, в Северной Европе, в Подунавье и в Польше, публикации и изучение арабских исторических и географических сочинений позволили оценить ситуацию, в которой произошло крещение Руси, иначе, чем это делалось в XIX – первой половине XX в. Выяснилось, что у скандинавов, торговавших и селившихся на территории современной Европейской России, самые тесные контакты в VIII–X вв. складывались со странами Арабского халифата.2 Принятие Волжской Болгарией ислама в начале X в. вплотную приблизило его распространение к границам Руси. В VIII в. государственной религией Хазарского каганата стал иудаизм, а полиэтничная иудейская община Киева достоверно существовала в X в.3 С IX в. Русь совершала набеги на Византию, а в 867 г. Константинопольский патриарх св. Фотий пишет о крещении русов. Продолжатель Феофана сообщает об основании у них епархии. О торговых связях Руси с империей франков в IX–X вв. свидетельствует Баварский географ и Раффельшеттенский таможенный устав. Княгиня Ольга, приняв крещение от Восточной Римской империи (Византии), в Западной просила епископа у императора Оттона I.4

Св. Владимир действительно стоял перед выбором, какое именно исповедание единого Бога, Творца неба и земли, он должен принять для своей страны. Второй вопрос состоял в том, с какой империей быть в союзе, Восточной или Западной? В основном нашем источнике, русских летописях XI в., эта ситуация отразилась в рассказе о выборе веры князем Владимиром в легендарном облике. Сами статьи 6494–6496 (986–988) гг. содержат напластования из нескольких летописных сводов, и в окончательном виде этот текст сложился только к концу XI в. Тем не менее он зачастую привлекается исследователями как цельное повествование. Явный литературно-фольклорный характер рассказа заставлял искать для него различные образцы от гипотетического предания о крещении князя Бориса-Михаила Болгарского или князя русов в 867 г. до реально сохранившегося рассказа о принятии хазарским царем Буланом иудаизма.5

С деятельностью св. Владимира связано начало русской письменности и русской литературы. В Новгородской 1 летописи и в «Повести временных лет» в составе рассказа о крещении Руси под 6496 (988) г. есть сообщение: «И посълавъ, (Владимир) нача поимати у нарочитыя чади дѣти и даяти на учение книжное». Летописец пишет, что матери плакали по ним, как по мертвым, потому что люди были еще язычниками. Очевидно, князь хотел подготовить из числа «нарочитой чади» священников и диаконов, но это означало исключение из общинной жизни, и такая судьба совершенно не радовала «нарочитую чадь». Не вполне ясно, кто же были учителя этих детей. Крещение Руси произошло как раз в разгар войны Византии с Болгарией, которую император Василий, шурин Владимира, на первом этапе вел очень неудачно. Однако, возможно, что какая-то часть болгарских священников, то ли бывших в плену в Константинополе еще со времен Иоанна Цимисхия, то ли выступивших против тогдашнего царя Самуила (976–1014), прибыла в Киев.6 Они и могли преподать «учение книжное» на языке, хорошо понятном для носителей всех восточнославянских диалектов.

Все русские писатели XI в., о которых есть хоть какие-то биографические сведения, были монахами или священниками. Сфера применения письменности была гораздо шире. Например, из археологических слоев Новгорода конца X в. мы уже имеем образцы деловой письменности – надписи на деревянных цилиндрах, которыми запечатывали мехи с собранной данью.7 Вероятно, появление грамотных людей в княжеской дружине относится к периоду еще до крещения, но повсеместным это явление становится только после принятия христианства и, как следствие, славянской книжной культуры. О широком проникновении письменности в городской обиход во второй половине XI в. свидетельствуют берестяные грамоты, найденные теперь почти во всех древнерусских городах, где есть физические условия для их сохранения в земле. Благодаря систематическим раскопкам в Новгороде мы можем представить себе весь путь освоения письменности: от традиционных восковых дощечек, на которых переписывались псалмы, до изобретения собственного массового материала для письма – обработанной бересты.8 Между обыденной грамотностью и литературной деятельностью лежит определенный рубеж. Между крещением Руси и появлением первого достоверно известного русского писателя, митрополита Киевского Илариона,9 прошло 40 лет.

Как мы увидим дальше, первые произведения, посвященные Владимиру и крещению Руси, появились еще при его жизни. На следы их существования исследователи уже указывали.10

История крещения Руси и, соответственно, биография св. Владимира привлекали неизменное внимание исследователей, особенно в период подготовки к празднованию 1000-летия крещения Руси. На этом фоне удивительно невнимание к литературным произведениям, ему посвященным. Исключение составляет летописный рассказ, но это всего лишь часть богатой литературой традиции, сложившейся вокруг имени крестителя Руси.

Определенную роль в невнимательном отношении к памятникам, посвященным св. Владимиру, сыграло предположение, что его канонизация относится к XIII в., причем, скорее ко второй его половине.11 Соответственно и все тексты получали позднюю датировку. Единственным исключением был фрагмент из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха, посвященный биографии князя. Он явно был написан до того, как в летописание вошла так называемая Корсунская легенда о крещении Владимира в Крыму (1070-е–1090-е гг.).12 Но даже первую часть сочинения, собственно похвалу, где говорилось о крещении Руси, относили к XIII в. При этом тот факт, что в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанном несомненно до 1051 г., Владимир называется блаженным, т. е. святым, никто не отрицал. По мысли М.Д. Приселкова, Ярослав готовил канонизацию своего отца, но в ней ему отказали в Византии.13

И сочинения Илариона, и другие оригинальные произведения в большинстве посвящены крещению Руси и ее первым святым. Житийная традиция, рассказывающая о св. Владимире, столь же богата и многообразна, как и цикл, посвященный его сыновьям, свв. Борису и Глебу, но изучена значительно хуже.

Из XIII в. происходят два древнейших списка Проложного жития св. Владимира. Полный был выполнен в Болгарии в середине века.14 В отрывке Пролога XIII в. (ГИМ. Щук. 97) из текста Жития сохранился только один лист. В болгарском списке (РНБ, ОР, Q. п. 1. 63) воспроизведен текст из 2-й редакции Пролога. Он расходится с вариантом из 1-й редакции (РНБ, ОР, F. п. 1.47) в указании, какой храм был построен на месте крещения киевлян: церковь двух свв. мучеников Турова или св. Петра. Это указывает на длительность существования рукописной традиции до XIII в. Следовательно, Проложное житие святого князя появилось самое позднее в конце XII в. (см.: Гл. 3.2).

Есть прямое указание на существование жития св. Владимира в XII в. Сохранился список Студийского устава XII в., который был разделен на две части (РНБ, ОР, Соф. 1136 и Курский краеведческий музей, № 20959). Судя по тому, что в хранящейся в РНБ части служба свв. Борису и Глебу заново приписана на нижних полях почерком XIV в., соответствующий фрагмент кодекса пропал довольно рано. Теперь он хранится в Курске. В службе свв. Борису и Глебу XII в. есть помета: «чтетсѧжитиѥкнѧзѧВолодимира, и томь ѥсть моучниѥс(вя)тою Бориса и Глѣба». Службы Владимиру в Уставе нет. Текст, содержащий жития свв. Владимира, Бориса и Глеба, тоже неизвестен, но, если уставщик на него ссылается, то такой список имелся в библиотеке. Это могла быть «Память и похвала» Иакова Мниха, где помимо вставной статьи о княгине Ольге был рассказ о Борисе и Глебе. Возможно и то, что это была отдельная рукопись, содержавшая жития некоторых русских святых. В отличие от своих сыновей, Владимир в Уставе не назван святым. Возможно, это отражает реальный этап становления общерусского почитания князя в первой половине – середине XII в. А. С. Хорошев полагает, что он был канонизован еще в XI в.15

В Русской церкви эпохи раннего Средневековья, как и в Византийской, не было установленной процедуры канонизации. Местное почитание святого складывалось постепенно. О его общецерковном признании можно судить по службам, житиям, минеям и упоминаниям в месяцесловах Евангелий и Апостолов. Так как все русские рукописи Нового Завета в XI – начале XII вв. были списаны с болгарских оригиналов, то они не отражают практику Киевской митрополии. Первым памятником, куда вошли русские праздники, был месяцеслов Евангелия-апракос Мстислава Великого начала XII в. Освящение Софийского собора в Киеве митрополитом Ефремом (около 1054–1062) упоминается под 4 ноября, а память свв. Борису и Глебу под 24 июля.16

Как видно из истории создания преп. Нестором жития св. Феодосия Печерского, работа агиографа зачастую предшествовала официальному прославлению святого. Нестор закончил свою работу до 1088 г., когда умер игумен Никон, а мощи святого были извлечены из земли и помещены в храме только в 1091 г. Повеление занести Феодосия в Синодик, согласно «Повести временных лет», князь Святополк Изяславич дал только в 1108 г. Первой половиной XII в. датируются древнейшие списки службы св. Феодосию. Самые ранние списки службы св. Владимиру (стихиры и канон) датируются серединой – второй половиной XIV в. (РНБ, ОР, Соф. 382, 386).17 Но от XIV – начала XV в. сохранилось такое количество вариантов, что это заставляет предполагать их появление не во второй половине XIII в., а в XI–XII вв.18 Служба св. Владимиру практически не изучена.

Владимир, единственный из всех русских князей и святых домонгольского периода, стал настоящим фольклорным героем. Под именем Владимира Красное Солнышко он является одним из главных персонажей былинного эпоса. При этом св. Владимир совершенно не фигурирует в духовных стихах. Церковная традиция XVI–XVII вв., как и былины о Владимире Красное Солнышко, должна стать предметом отдельных научных изысканий.

Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом от эпохи жизни самого святого князя до создания в 1414 г. сборника Матвея Кусова, известного в науке как «Мусин-Пушкинский». Как будет показано дальше, это не начало, а завершение процесса формирования ядра Владимирского цикла. На этом создание новых произведений, посвященных крестителю Руси, не остановилось, и они будут указаны в Главе 6, посвященной истории рукописной традиции.

Отсутствие сводной публикации всех произведений, посвященных св. Владимиру, создает большие трудности для исследователя. История изучения и публикации житий начинается с преосв. Макария.19 Все известные ему произведения собрал А. И. Соболевский.20 Сводка списков житий и служб (без разделения на редакции) была выполнена Н. К. Никольским.21 Следующее комплексное исследование было предпринято Н. И. Серебрянским.22 Исчерпывающую работу, посвященную этому вопросу, готовил А. А. Шахматов. Книга прошла две корректуры, но из-за Октябрьского переворота 1917 г. и Гражданской войны так и осталась незавершенной. В обеих корректурах отсутствует окончание текста, либо не дописанное самим ученым, либо утерянное впоследствии.23 А. А. Шахматов выделил виды и редакции Проложного жития (6 видов); 2 редакции Краткого вида Обычного жития и 6 редакций Распространенного вида Обычного жития. Судя по другим его публикациям, он выделял также Житие особого состава (иначе – Легендарное).

Первым этапом должна быть систематизация известных памятников, которая и предлагается в Главе 3. В основу была положена схема А. А. Шахматова из его неоконченной книги. Кроме того, учитывались данные последних исследований Похвальных слов св. Владимиру.

В этой книге издаются: «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, Проложное житие 1-го и 2-го вида, Краткий вид Обычного жития и 4-я редакция Распространенного вида, Особое житие, две редакции службы по древнейшим спискам. В Приложениях сведены данные об известных списках произведений Владимирского цикла.

* * *

1

Отдельные разделы работы написаны при финансовой поддержке I ранта РГНФ06–04–00307а и стипендии Норвежского Университетского центра в Санкт-Петербурге (1998 г.).

2

Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 113–218.

3

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в./Научн. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997. Изд. 2-е., испр. и доп. М., 2003.

4

Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993. С. 7–51, 59–100; Он же. Древняя Русь... С. 71–112, 263–308.

5

Шахматов А. А. Один из источников летописного сказания о крещении Владимира // Сборник статей по славяноведению, посвященных проф. М.С. Дринову. Харьков, 1904. С. 68–74; Львов А. С. Исследование Речи Философа // Памятники древнерусской письменности. М., 1968. С. 300–350; Лебедев Лев, прот. К вопросу о происхождении «Поучения Философа князю Владимиру» в тексте «Повести временных лет» / / Герменевтика древнерусской литературы X-XIV вв. М., 1991. Сб. 3. С. 104–122; Архипов А. А. К изучению сюжета о выборе веры «Повести временных лет» и «еврейско-хазарская переписка» // Jews and Slavs. Jerusalem; St. Petersburg, 1993. P. 20–43.

6

Библиографию вопроса см.: Thomson F. J. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantine Culture in Kievan Rus’: the Myths and the Enigma // Proceedings of the International Congress, Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 214–261; Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. СПб., 2000. С 301–302, 306–314.

7

Янин В. Л., Зализняк А. А. Надписи на цилиндрах // Янин В. Л., Зализняк А.А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1997–2000 гг. М., 2004. С. 120–137.

8

Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси // ВЯ. 2001. № 5. С. 3–25.

9

Молдован А. А. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Киев, 1984; Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. С. 26–61.

10

Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 438–439; Гиппиус А. А. Рекоша дружина Игореви. К лингвотекстологической стратификации Начальной летописи // Russian Linguistics. 2001. № 25. Р. 159–161, 176, note 26, 165–166.

11

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1.4.2. С. 185–186; Vodoff V. Pourquoi le prince Volodimer Svjatoclavich n‘a-t-il pas été canonise? // Proceedings of the Intern. Congr. Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 446–451.

12

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 13–28.

13

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1913. С. 106–115.

14

Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1.63) // Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 288–308. Там же публикация текстов и библиография вопроса.

15

Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI–XIV вв.). М„ 1986. С. 48.

16

Апракос Мстислава Великого. Изд. подг. Л.П. Жуковская, Л.А. Владимирова, Н.П. Панкратова. М., 1983. С. 234.

17

РНБ, ОР, Соф. 382. СК-2. Прил. 1. С. 589. Ср. датировку ХШ-ХIV вв.: CК. № 434.

18

Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. С. 67–73. Ср.: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира // Странник. 1888. Май-август. С. 197–238.

19

Макарий (Булгаков), митр. Три памятника русской духовной литературы XI в. // ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 302–369; Он же. История Русской Церкви. Изд. 2-е. СПб., 1868. Т. 1. С. 255–263.

20

Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому // Сборник в память 900-летия со времени крещения Руси / Под ред. А. И. Соболевского // ЧИОНЛ. Киев, 1988. Кн. 2. Отд. 2. С. 21–35.

21

Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х-ХI вв.). СПб., 1906. С. 230–236.

22

Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 43–81; тексты: с. 14–26 (втор. паг.).

23

Архив РАН. Ф. 154 (А. А. Шахматова). Оп. 1, № 112. В дальнейшем предполагается издание неоконченного исследования А. А. Шахматова с комментариями и дополнениями из других его работ.


Источник: Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники / Н.И. Милютенко ; науч. ред. Г.М. Прохоров. - Санкт-Петербург : Изд. Олега Абышко, 2008. – 576 с. : ил. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

Комментарии для сайта Cackle