- Где найти список святых?
- Каковы критерии канонизации святых
- Кто принимает решение о канонизации святых?
- Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?
- Как отмечается причисление к лику святых?
- Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?
- История причисления подвижников к лику святых
- Возможна ли в Православии деканонизация некоторых святых (прекращение их почитания)?
- Цитаты о канонизации
Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лику святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.
Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.
Где найти список святых?
В каждой поместной Православной Церкви свой список, он именуется месяцесловом.
Каковы критерии канонизации святых
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
- святость жизни;
- соответствие веры подвижника православному вероучению;
- почитание церковным народом;
- дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать);
- нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
- страдание за православную веру.
Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.
Кто принимает решение о канонизации святых?
Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор – общецерковное почитание.
Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?
Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.
Как отмечается причисление к лику святых?
В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.
Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?
Формального срока в настоящее время не установлено.
История причисления подвижников к лику святых
В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.
В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.
В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.
Возможна ли в Православии деканонизация некоторых святых (прекращение их почитания)?
С канонической точки зрения деканонизация невозможна, однако может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшим на это права, либо решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры.
«Деканонизации» некоторых святых, имевшие место в Русской Церкви, были явлением неканоническим и позднее были интерпретированы как «приостановление почитания» некоторых святых до соборного рассмотрения в связи с наличием сомнений в том, была ли осуществлена их канонизация. Также Архиерейский собор 2016 года определил, «что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется» (Определение Освященного Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых).
Цитаты о канонизации
«Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?».
преподобный Афанасий Паросский
«Относительно иерархов или святителей, с большою вероятностью должно быть принимаемо, что первоначально они причисляемы были к лику святых или канонизуемы одинаково с мучениками, т. е. ео ipso или по тому самому, что были святителями, и что потом они начали быть канонизуемы одинаково с подвижниками или чрез приложение к ним того же требования, которое издревле прилагалось к последним. Обращаясь к принятым у нас Греческим святцам, мы находим, что патриархи Константинопольские, начиная с Митрофана, первого собственного Византийского епископа, занимавшего кафедру в продолжение 315–325 годов, и до Евстафия, занимавшего кафедру с 1019-го по 1025-й год, почти все причислены к лику святых, за исключением тех между ними, которые были еретиками, некоторых из тех между ними, которые не досидели до смерти на кафедре, а при жизни оставили ее или были удалены с нее, и наконец – тех между ними, которые были заведомо порочной жизни. Основываясь на этом примере патриархов Константинопольских, с немалою вероятностью можно предполагать, что в указанное древнее время причисляемы были частными церквами, каковы суть епископии, к ликам их местных святых все их православные и ничем укоризненным не запятнавшие себя епископы, на основании того верования, что епископы, как призванные ходатаи за людей пред Богом в сей жизни, остаются таковыми и в загробной жизни».
проф. Е.Е. Голубинский, церковный историк
Литература по теме
- Раздел «Святые и святость»
- Богословско-канонические обоснования прославления святых прот. В. Цыпин
- Канонизация святых в Русской Церкви иг. Андроник Трубачев
- Критерии канонизации местночтимых святых архим. Георгий Тертышников
- К вопросу о критериях канонизации святых игумен Дамаскин
- История канонизации святых в Русской Церкви проф. Е. Голубинский
- Канонизация святых в Русской Православной Церкви
- Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви
- Определение Священного Синода о порядке канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых
- Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых
- Проблемы современной церковной жизни в контексте канонизации святых прот. Георгий Митрофанов
- Почитание непрославленных святых: взгляд Антиохийской Церкви Георгий Йакуб
- Хронология русских святых
- Статистическая таблица святых
Комментировать