Детермини́зм (от лат. determinare — определять, ограничивать) —
1) философское учение, фундированное идеей о всеобщей определенности, обусловленности, взаимной связанности всех явлений и процессов в мире;
2) направление антропология минимизирующее или даже отрицающее свободу человеческого произволения, свободу нравственного выбора человека, рассматривающее этот выбор как «решение», жестко обусловленное теми или иными мотивами.
В чём состоит несостоятельность детерминизма?
Детерминизм отрицает возможность человека к свободному самоопределению, отвергает учение о наличии в нём свободы выбора. Учение о свободе человека определяться в выборе собственных действий детерминисты связывают с самообманом той части людей, которые отрицают детерминизм.
Человеком управляют мотивы, учат детерминисты. Они бывают обусловлены или его внутренними влечениями, или же внешними обстоятельствами. Поступок человека зависит не от его добровольного выбора, а от того, какой именно мотив преобладает над прочими в каждый конкретный момент.
Что можно на это сказать? В принятии человеком решений мотивы и действительно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детерминистов, не сами мотивы, но именно человек, руководствуясь собственным разумом, пользуясь дарованной ему Богом свободой произволения, определяет, какие мотивы являются для него приоритетными и какими мотивами следует обусловливать свою деятельность.
Как правило, детерминист в практической жизни не руководствуется своей теорией, в противном случае он должен быть апатичен и любое событие воспринимать как должное: зло это или добро, приносит ли оно ему беду или радость.
Подтверждением ложности детерминизма могут служить угрызения совести и неразрывно связанные с этими угрызениями переживания, проявляющиеся в осознании человеком того, что в той-то и той-то ситуации он мог поступить по-другому, однако не поступил. С подобными угрызениями связано и знакомое каждому чувство раскаяния, чувство вины.
Детерминизм служит удобной основой для самооправдания: Я не виноват; а виноваты обстоятельства; виновато мое естество; виноваты гены; виноват весь мир — кто угодно, но только не Я.
С точки зрения науки, в отличие от классической механики, современная квантовая механика отрицает детерминизм.
Н.А. Соловьёв. «Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма».
Детерминизм и индетерменизм в православном вероучении
cвященник Михаил Воробьев,
настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего. Абсолютность этого Божественного детерминизма парадоксальным образом включает в себя относительный индетерминизм. По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен.
Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа (или квазихаотическом – реального), в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы (например, Макарий Египетский и Григорий Нисский) находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.
Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.П. Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны - все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В.Н. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа... Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта... Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца.» (В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, стр. 242)
Личная свобода человека, со всеми ее фантастическими уклонениями, тем не менее, всегда находится в русле Божественного Промысла. Это означает, что бесконечность Промысла Божия имеет большую мощность, нежели бесконечность человеческой свободы. Математическим образом такого соотношения двух бесконечностей является теория трансфинитных чисел Г. Кантора. На языке богословия об этом также говорит В.Н. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы.» (Лосский В.Н. Указ. соч., стр.105).
Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению – то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость.
«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры. 2,29.)
Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.
Такое не спасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и не исцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.
Литература по теме
- Детерминизм Энциклопедия христианской апологетики
- О наивном биологизаторстве С.Л. Худиев
- Детерминизм С.В. Булгаков
- Детерминизм Гермоген Шиманский
- Детерминизм и индетерминизм архим. Платон (Игумнов)
- Исторический детерминизм? Томас Шпидлик
- Христианство и современная наука А.А. Гриб
- Свобода воли Николаева Олеся
Комментировать