Борода́ – волосяной покров на нижней части лица и передней части шеи. Один из вторичных половых признаков мужчин, связанный с выработкой организмом тестостерона. Борода начинает развиваться в период полового созревания. В настоящее время борода – традиционная составляющая облика представителей православного духовенства и части благочестивых православных христиан.
Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
В ветхозаветном законе существовало требование, правда, не безусловное, о запрете на брадобритие (Лев.19:27). В ряде случаев сбривание бороды могло иметь результатом бесчестие, позор (1Пар.19:4-5), но не всегда (Лев.14:9). Со стороны древних евреев бороде оказывалось немало внимания (Пс.132:2). Считалось большим оскорблением, если кто-то, находясь в раздражении или для выражения своего гнева, презрения, щипал бороду своего оппонента или брался за оную, иногда это делалось с целью «привести в чувства» оппонента, противника (Неем.13:25), целование же бороды, напротив, служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о ее приличном виде служили знаком глубокой печали (1Ездр.9:3, Ис.15:2, Иер.41:5, Иер.48:37), вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. Нечесаная, неухоженная борода могла считаться и признаком невменяемости человека (1Цар.21:13-15).
Что говорится о бороде в Новом Завете?
В Новом Завете мы не находим указаний на ношение бороды, но по общему преданию Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи (только апостол Иоанн нередко изображается безбородым, чтобы подчеркнуть, что к апостольству он был призван еще очень молодым). Поэтому обычай ношения бороды сохранился в Православной Церкви, особенно среди духовенства.
Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
Вопрос о брадобритии в России особенно обозначился в начале ХVIII века, когда указами императора Петра I было открыто гонение на русскую бороду. Собственно говоря, реформа началась еще в 1699 году, по возвращении государя из-за границы. Он собственноручно отрезал бороды у знатных московских бояр. От того же 1699 года сохранился медный знак, величиною с двугривенный, с изображением на лицевой стороне бороды и усов, под словами «деньги взяты», свидетельствующий, по-видимому, что тогда же возникала мысль уже и о денежном штрафе за бороду. Правда, первоначально реформа коснулась не всех сословий, но это продолжалось только до 1705 года, когда было повелено брить бороды всем по всей России (кроме священнослужителей), под страхом штрафа от 30 до 100 рублей. Брадобритие было встречено населением как нарушение благочестия: «Многие из светских бороды обрили, в послушание государеву указу, однако те бороды имели в хранении у себя, яко многоценное сокровище, для положения оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в царствие небесное не примутся». Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век.
Почему сейчас православные священники носят бороду?
Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев.21:1-5). Тем не менее, в настоящее время это не обязанность, а традиция.
Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
Непосредственно о бороде канонов нет, но о волосах – есть. Так, 21 правило Трулльского Собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Стригутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбритой макушке, отличительном знаке клириков (на Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой).
42 правило того же Собора осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
И, наконец, 96 правило Трулльского собора: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Смысл данного правила – сохранение умеренности в отношении своего внешнего вида.
Цитаты о бороде
«Поскольку христианам от Христа Бога нашего о бородах ничего не заповедано, ни то, что [надо] брить, ни то, что не [надо] брить, стало быть, брадобритье не грех против Бога».
свт. Димитрий Ростовский
Литература по теме
- Борода Библейский словарь
- Борода архимандрит Никифор (Бажанов)
- Борода Библейская энциклопедия Брокгауза
- Борода Библейский словарь Нюстрема
- Зачем православным нужны бороды протоиерей Артемий Владимиров
- Может ли православный брить бороду? игумен Виталий (Уткин)
- Значение бороды в религиозных представлениях русских XVI–XVIII в.в О. Буслаев
- Новый догмат раскольников – не брить бороды и усов cвт. Филарет Черниговский
- О волосах и бородах в иконографии
- О браде свт. Димитрий Ростовский (Туптало)
- Почему на иконе Христа раздвоенная борода?
Комментировать