- Что означает выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы»
- Можно ли мужчине или женщине красить волосы?
- Почему по Крещении человеку отрезают прядь волос
- Нужно ли сохранять волосы, остриженные при Крещении?
- Влияет ли длина и густота волос на голове человека на спасение?
- Всегда ли священники носили длинные волосы, как это было принято до революции и, зачастую, делается сейчас?
- Почему в древности, а на Западе и позднее, священники выбривали макушку?
- Стригли ли волосы во времена Ветхого Завета?
- Что означают слова апостола Павла: «Не сама ли природа учит нас, что, если муж отпускает волосы, – то для него это бесчестье; а жена, если отпускает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11:14-15)
- Цитаты о волосах
Во́лосы — роговые нитевидные образования, вырастающие из кожи человека или животного. Волосы покрывают почти всю поверхность кожи человека.
Что означает выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы»
Данное выражение означает гарантию безопасности (1Цар.14:45; 2Цар.14:11; 3Цар.1:52; Лк.21:18; Деян.27:34). Свидетельством того, что человек есть объект Божественного попечения, и что, в частности, Бог силен избавить его от опасности, может служить выражение, что у него (человека) «на голове все волосы сочтены» (Мф.10:30; Лк.12:7).
Можно ли мужчине или женщине красить волосы?
В церковных канонах о запрете покраски волос в какой-либо цвет ничего не говорится. И все же нужно задуматься, зачем мы красим волосы. Если нами руководят какие-либо греховные стремления, не стоит им потакать.
Почему по Крещении человеку отрезают прядь волос
Пострижение волос на голове новокрещённого символизирует его подчинение Господу, посвящение на служение Богу. Христиане нередко называют себя рабами Божьими. Сегодня рабство в смысле полного антигуманного подчинения человека человеку (как это практиковалось в древние времена) воспринимается как негативное явление – этому научило весь мир именно христианство. Однако рабство Господу – понятие принципиально иное. Христиане прекрасно знают, что человеку невозможно быть абсолютно свободным, человек всегда остается от чего-то зависимым, и, если он отвергается от подчинения Богу в духовно-нравственном отношении – он становится рабом своих греховных страстей и привычек, а то и послушным орудием в руках демонических сил. Крещение же подразумевает отречение человека от сатаны и от злых дел его. В Церкви, куда он вводится через Крещение, есть все необходимые благодатно-спасительные средства, чтобы, имея соответствующее желание и деятельное стремление, опираясь на помощь Божью, не быть рабом дьявола, рабом греха. Таким образом, рабство Богу подразумевает свободу: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32).
Нужно ли сохранять волосы, остриженные при Крещении?
Сохранение волос не предполагается уставом и являет собой благочестивую, но необязательную традицию. Люди нередко имеют привычку сохранять для себя что-то на память о важном событии. Что касается религиозной жизни, то обычай сохранять волосы, остриженные при Крещении, сроднился с народным благочестием и церковными традициями. Подобные предметы могут напоминать нам о духовных событиях нашей жизни и о тех обещаниях, которые мы давали Господу: ростовая (именная) икона при Крещении, крещальная одежда, венчальные иконы. И, конечно, остриженные с нашей головы волосы в честь нашего отречения от греховного своеволия и подчинения благой и премудрой воле Божьей, напоминают нам о решимости оставить прежнюю, греховную жизнь. Поэтому иногда священник даже вкладывает их в воск (иначе они просто разлетятся) и приклеивает к иконе.
Влияет ли длина и густота волос на голове человека на спасение?
Спасение человека зависит от того, насколько правильно и активно он к нему стремится. Спастись может и человек с длинными и густыми волосами на голове, и человек с редкими и короткими, и совершенно лысый человек. История знает немало злодеев как с пышными шевелюрами и длинными бородами, так и с отсутствием таковых, которые, что естественно, не были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, если особое внимание человека к своей шевелюре вызвано греховными побуждениями, то шевелюра может служить внешним маркером его греховного расположения, а греховное расположение, как известно, препятствует восхождению по лествице духовных совершенств. На Спасение влияют наши поступки, слова, мысли и стремление ко Христу.
Всегда ли священники носили длинные волосы, как это было принято до революции и, зачастую, делается сейчас?
Не всегда. На основании 21 правила Трулльского собора (VII век) возможно сделать вывод о том, что раньше миряне «растили» волосы, а духовенство стригло их. В частности, данное правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям стричься «по образу клира»; в противном же случае – растить волосы подобно мирянам. Что касается моды на длинные волосы, то, вероятно, произошло это не без влияния монашества. Распространение новых веяний происходило постепенно и в какой-то мере стихийно.
Почему в древности, а на Западе и позднее, священники выбривали макушку?
Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». Святитель Софроний Иерусалимский (VI–VII века) писал: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему не уверовавшие и которую благословил Христос». На латыни такого рода стрижка (выстриженное в форме круга место на голове) называлась tonsura («стрижка, обстригание»). На Руси выстриженная маковка клириков тоже была распространена и получила название гуменцо. Это слово образовано от «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. Сверху выстриженное место прикрывалась шапочкой специального покроя, скуфьей. Со временем гуменцо исчезло с голов православных священников, однако произошло это не сразу. Так, например, в своих воспоминаниях святитель Филарет Московский (XIX век), рассказывал, что он еще встречал старых клириков с гуменцом. Поэтому можно сказать, что власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку.
Стригли ли волосы во времена Ветхого Завета?
У египтян было принято брить лицо и стричь волосы на голове (Быт.41:14). Израильтянки, как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные волосы. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь волосы либо на период обета (Числ.6:5), либо вообще никогда (Суд.13:5). Остальные израильские мужчины, как правило, не сбривали волосы совсем (Иез.8:3), носили волосы средней длины (Иез.44:20), время от времени укорачивали волосы (2Цар.14:26). Впрочем, некоторые отдельные мужчины, например, Авессалом (2Цар.14.26) имели длинные волосы. Волосы старательно умащивались мазями и елеем (Пс.22:5, Еккл.9:8). Законом запрещались некоторые виды стрижки волос, связанные с языческими культовыми обрядами (Лев.19:27; Лев.21:5; Втор.14:1) или принятые у других народов, например, у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иер.9:26; Иер.25:23; Иер.49:32). Остриженные волосы у женщины были признаком того, что она совершила прелюбодеяние.
Что означают слова апостола Павла: «Не сама ли природа учит нас, что, если муж отпускает волосы, – то для него это бесчестье; а жена, если отпускает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11:14-15)
Мысль апостола, по толкованию блаж. Феофилакта, заключается именно в том, что длинные волосы являются знаком покрывала и подчинения. Женщина растит волосы в знак добровольного подчинения мужу, так как Господь поставил мужа ей главой. Для женщины отращивать волосы – честь. Для мужчины же – бесчестие растить волосы, так как через это он принимает вид женщины и знак подчинения.
Цитаты о волосах
«Некоторые ради святой жизни носят длинные волосы на голове, каковое, впрочем, обыкновение зависит от их собственной воли, а не имеет основания ни в заповедях Евангельских, ни в Писаниях апостольских».
свт. Епифаний Кипрский
Литература по теме
- Волосы Библейская энциклопедия Брокгауза
- Волосы Библейский словарь Нюстрема
- Волос Библейский словарь
- Волосы архим. Никифор (Бажанов)
- Облик русского священника: к истории длинных волос Вероника Макарова
- Нечто о поповских гуменцах cвящ. В. Руднев
- Нечто о ращении волос свт. Филарет Московский (Дроздов)
- Канонические нормы и высказывания святых отцов о волосах
- 17 канон Гангрского собора об острижении волос женщинами
- О том, что волосы на голове не должно украшать. Иеромон
- Зачем постригают волосы у крещаемых? свт. Симеон Солунский
- О внебогослужебном одеянии и волосах священнослужителей Е.В. Белякова
Комментировать