Волосы
Волосы: 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт. 41:14). Израильтяне – мужчины (Иез. 8:3) и женщины (ср. 1Кор. 11:5.15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Числ. 6:5), либо вообще никогда (Суд. 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2Цар. 14:26), пользуясь «острым ножом, бритвой брадобреев» (Иез. 5:1). Законом запрещались некоторые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Лев. 19:27; Лев. 21:5; Втор. 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иер. 9:26; Иер. 25:23; Иер. 49:32);
2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Числ. 8:7), при очищении прокаженного (Лев. 14:8), а также по окончании обета назорейства (Числ. 6:18; Деян. 18:18; Деян. 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была «остричь голову» (Втор. 21:12). В остальных случаях быть «плешивым» считалось постыдным (4Цар. 2:23). ⇒ Плешивый (лысый) ⇒ Плач, оплакивать;
3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (⇒ Масть (мазь); Пс. 22:5; Мф. 6:17). Археол. раскопки свидетельствуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исх. 38– в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов. 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песн. 5:11; Песн. 7:6). В Ис. 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1Тим. 2:9; 1Петр.3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода «плетением волос». При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (⇒ Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Числ. 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1Кор. 11:6). ⇒ Женщина (IV,Б,2,б);
4) выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» предполагает гарантию полной безопасности (1Цар. 14:45; 2Цар. 14:11; 3Цар. 1:52; Лк. 21:18; Деян. 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. «на голове все волосы сочтены» (Мф. 10:30; Лк. 12:7).