Библе́йская археоло́гия – направление в археологии, занятое исследованием региона библейской истории и ограниченное хронологическим периодом библейских событий.
С точки зрения библейских исследований, библейская археология привлекается для подтверждения или уточнения данных библейской истории, а также для восстановления контекста библейских событий и реконструкции среды происхождения библейских книг.
Нередко библейской археологией называют лишь археологию Ветхого Завета, относя эпоху Нового Завета к раннехристианской археологии. Такое терминологическое разграничение обуславливается значительным перевесом событий Ветхого Завета во времени и не является принципиальным.
Становление библейской археологии
Интерес к библейской археологии в европейском обществе обусловлен несколькими историческими процессами. Во-первых, это реакция на библейскую критику, возникшую в XVIII веке и ставившую под сомнение как множество положений библейской истории, так и саму достоверность библейских текстов. Во-вторых, это появление археологии как самостоятельной отрасли знаний, использующей собственные методы исследования и анализа материалов. В-третьих, это мода на ориентализм, то есть интерес к восточным культурам, возникший в Европе с XVIII века и давший толчок изучению ближневосточных письменностей и памятников среди европейских исследователей.
Поначалу библейская археология совпадает с археологией Ближнего Востока, однако по мере разработки отрасли становится ясно, что область ответственности библейской археологии значительно ýже, а её основная цель – соотнесение археологических данных с библейскими.
Первым значимым прорывом в западных исследованиях региона стала расшифровка ассиро-вавилонской клинописной и египетской иероглифической письменностей в первой половине XIX века. Если говорить о знакомстве с собственно регионом Святой Земли, то первая половина XIX века ознаменована американской экспедицией протестантского библеиста Эдварда Робинсона (1794–1863) и миссионера Эли Смита (1801–1857). Они совершили путешествие по Палестине, Синаю и Петре, составив описание обнаруженных древностей и отождествив их с библейскими.
С середины XIX века раскопки на Святой Земле ведутся постоянно, однако методы проведения работ и датирования ещё настолько слабы, что то и дело происходят ошибки, ложная идентификация археологических объектов, смешение археологических слоёв, разрушение памятников и общая путаница. С 60-х годов XIX века к работам подключаются и русские исследователи; значительный вклад сделан трудами архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894), возглавлявшего русскую духовную миссию в Иерусалиме, и не только организовывавшем раскопки, но и обеспечивавшим перевод и публикацию обнаруженных материалов. В планах арх. Антонина было даже открытие русского археологического института на Святой Земле, однако этому проекту не было суждено реализоваться.
Основные школы
В конце XIX века в регионе библейской истории возникает целый ряд научных сообществ и школ, посвящённых археологическим изысканиям, однако поначалу ни одной из них не удаётся осуществить долгосрочные экспедиции, поскольку в этот период в регионе идёт напряжённая политическая борьба между Британской и Османской империями. До победы Британии в 1917 году европейские учёные сталкивались с рядом ограничений (со стороны турецких властей) по проведению раскопок и введению в научный оборот уже обнаруженных данных. Лишь к началу XX века британский египтолог Флиндерс Питри (1853–1941) приносит в арсенал библейской археологии метод стратиграфической корреляции археологических слоёв по керамике. Настоящим рассветом библейской археологии можно назвать период между двумя мировыми войнами XX века. Это время насыщено и количеством находок, и установлением минимального контроля над охраной археологических объектов, и становлением развёрнутой типологии и хронологии региональной керамики. Однако ближе к началу второй мировой войны отношения местного населения с колониальными исследователями становились всё хуже, что в итоге привело к угасанию археологии в регионе.
Государство Израиль, образованное после второй мировой войны, было заинтересовано в развитии археологии с целью укрепления исторической памяти и национального самосознания народа-переселенца. Поэтому к уже существовавшим в регионе американским и западноевропейским археологическим обществам прибавились собственно израильские школы в Тель-Авиве и Иерусалиме. Израильская археология с самого начала не отделяла себя от краеведения, что составляет её основное отличие от американских и европейских традиций. Гениями и крупнейшими представителями израильской археологии стали Элеазар Сукеник (1889–1953) и Игаэль Ядин (1917–1984), Биньямин Мазар (1906–1995). Если говорить о началах американской школы археологии в Израиле, то крупнейшим исследователем в период между двух мировых войн выступает Уильям Олбрайт (1891–1971), не только сам работавший на целом ряде раскопов, но и оставивший плеяду учеников. Видные британские археологи этого периода – Леонард Вулли (1880–1960), Кэтлин Кеньон (1906–1978).
В определённой мере разделение археологических памятников по зонам влияния между различными школами библейской археологии было обусловлено сложившейся геополитической картиной. Так, например, памятники на территориях восточного берега реки Иордан после второй мировой войны фактически были доступны для исследования только американцам.
Кумран
Важнейшей находкой археологии XX века является обнаружение собраний рукописей Мёртвого моря, первая из которых была найдена случайно пастухом-бедуином в 1947 году. Последовавшие за этим археологические и поисковые экспедиции в окрестностях Вади-Кумран обнаружили ещё целый ряд тайников с рукописями, возраст некоторых из которых превышал 2000 лет. В настоящее время эта библиотека представлена фрагментами рукописей, общее число которых составляет около 40 000. Обнаруженные фрагменты являют собой остатки порядка 600 древних книг, значительная часть из которых – библейские тексты, зафиксированные в межзаветный период и период начала новой эры. Их изучение сформировалось в отдельную дисциплину, называющуюся кумранистикой.
Смежные дисциплины
Как и любая современная отрасль знания, археология не существует изолированно от других. Однако за время развития библейской археологии, ряд направлений исследований выделились в самостоятельные дисциплины. Кроме специализации по археологическим памятникам и объектам (как это случилось при изучении находок Кумрана) в отдельную отрасль оформились сфрагистика и нумизматика Ближнего Востока, типирование керамики, библейская география, палеоботаника, реконструкция архитектурных памятников и множество других вспомогательных дисциплин.
Проблемы библейской археологии
Кроме общих для археологии проблем, связанных с корректностью извлечения и консервации археологических объектов, разрушением археологических памятников, уточнением методов датирования и т.п., библейская археология имеет ряд специфических проблем. Вот только некоторые из них:
- крайне высокая политическая напряжённость и конфликтогенность региона. К ряду памятников доступ мирового научного сообщества затруднён ввиду военизированной обстановки и нетерпимости как со стороны местного населения, так и со стороны властей.
- хронологическое и географическое смешение библейских и внебиблейских данных в археологических локациях, нередко приводящее к обесцениванию тех или других.
- высокая идеологическая и религиозная ангажированность в интерпретации обнаруженных объектов – как со стороны светских исследователей (это касается направления библейской критики), так и со стороны консервативных представителей разных конфессий.
- проблема значительного отрыва научных публикаций от полевой практики – что в объёме публикации отчётов о работе отдельных экспедиций, что в отношении общих аналитических работ, построенных на интерпретации массы накопленных данных.
- «чёрная археология» и, несмотря на борьбу с нею на государственном уровне, чрезвычайно высокая стоимость «анонимных» артефактов на рынке древностей.
Цитаты о библейской археологии
«Основное достижение библейской археологии – то, что теперь мы можем достаточно уверенно реконструировать исторический и культурно-религиозный контекст различных эпох, и то, что библейские повествования с удивительной точностью вписываются в реконструкцию соответствующего периода. Это дает убедительный аргумент в пользу исторической достоверности библейского повествования».
протоиерей Димитрий Юревич
Литература по теме
- Ветхий Завет: археология Энциклопедия христианской апологетики
- Новый Завет: археология Энциклопедия христианской апологетики
- Священная Библейская история Ветхого Завета еп. Вениамин
- Археологические открытия Джош Макдауэлл
- Библия и наука о сотворении мира прот. Стефан Ляшевский
- Изучение Библии в свете археологии Уэйн Джексон
- Библейская археология прот. Р. Снигирёв
- Библейская археология Джордж Эрнест Райт
- Библейская археология И. Г. Троицкий
- Библия и наука. Историческое разъяснение к Ветхому Завету Г. Раулинсон
- Археология библейская
- Библейская Археология. Библия и Вавилон: литература митр. Вениамин (Пушкарь)
- Программа библейской археологии
- Библейская археология: как она возникла и зачем нужна прот. Димитрий Юревич
- Археологические открытия последних 50 лет, важные для изучения Священного Писания прот. Димитрий Юревич
- Библейская археология как третейский судья прот. Димитрий Юревич
- Библейская археология и древнейшая история Святой Земли Д.В. Деопик
- Библейская археология: революционные открытия или разные мнения? С.Л. Худиев
- Святыни христианского мира
- Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте прот. Димитрий Юревич
Комментировать