Библейская критика

Литература по теме

Библе́йская кри́тика – научное изучение текста Библии, входит в состав исагогики. Библейская критика анализирует текст в плане его датировки, атрибуции, литературных особенностей, обстоятельств возникновения.

Существует 4 основных направления библейской критики:

  1. текстуальная – занимается восстановлением наиболее раннего текста с помощью сличения древних рукописей Библии;
  2. историческая – уточняет ход событий священной истории, изучая памятники материальной и духовной культуры библейских времен;
  3. историко-литературная, иначе называемая «высшей» критикой, посвящена вопросу об авторстве и датировке священных книг, истории формирования священного канона;
  4. литературная – занимается выяснением филологических и лингвистических особенностей священных книг (жанр, композиция, семантический анализ, лингвистические аспекты, литературные связи с древними памятниками).

Слово Божье не должно рассматриваться лишь как летопись древних событий. События прошлого призваны лишь служить иллюстративным материалом для целостного библейского учения. Священные авторы выбирали предания и документы не для удовлетворения любознательности, но с целью раскрыть смысл Божественного Домостроительства в истории. Поэтому Библейская критика имеет для понимания его сути лишь вспомогательное значение.

Цитаты о библейской критике

«Библейская критика разрушительна не для христианской веры, однако она ставит под вопрос определенное восприятие Священного Писания, характерное для протестантского фундаментализма. Перед тем как приходить в сомнения и колебания от трудов критиков Писания, стоит ознакомиться и с трудами его защитников. Есть множество верующих библеистов, в которых доводы критиков ничуть не разрушили их веру. К ним стоит прислушаться.
Главная проблема атеистической критики Писания – это неспособность сколько-нибудь правдоподобно объяснить, каким образом ученики, полностью сокрушенные и подавленные страшной смертью своего Учителя, пришли к убеждению, что Он – воскресший из мертвых Господь жизни и Победитель смерти. Можно цепляться к деталям текста – и это может быть почвой для интересной дискуссии, – но что это меняет?
Произошло нечто, что внушило апостолам непоколебимую уверенность в Воскресении – уверенность, с которой они претерпевали гонения и смерть. Если твердо держаться материализма, то это было неизвестно что, но точно не Воскресение, потому что чуда не могло быть, потому что не могло быть никогда. Но если мы не придерживаемся материализма (проговоренного вслух или подразумеваемого), у нас нет причин для этого «никогда», и у нас есть все основания поверить апостолам – Он воистину Воскрес».
Сергей Худиев

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka