Праведный Симеон Богоприимец

Праведный Симеон Богоприимец

Сюжет

Сюжет повествует об одном из знаковых эпизодов Евангелия от Луки – о Сретении, встрече праведного Симеона со Спасителем мира младенцем Иисусом (Лк. 2:22-35). Как повествует апостол, Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Рембрандт изображает данный момент, сосредотачиваясь на изображении прославляющего Господа Симеона Богоприимца, который принял на руки Сына Божия (Лк. 2:27-32).

Описание

На представленной картине слева мы видим изумительную одухотворенность, какая воплощена в образе старого, седовласого и седобородого Симеона. Лицо его выражает непоколебимую убежденность и вместе с тем нежность к крошечному Младенцу, лежащему у него на руках – он знает, что это явившийся Спаситель мира, Мессия. Художник мастерски передает выразительность благоговейно закрытых старческих глаз, узловатых старческих рук, бережно держащих спеленатого младенца.

Симеон слишком стар, Младенец слишком мал, слабость обоих безмерна. Но мощный, ликующий, неудержимый поток светоносных красок и озаренное догадкой лицо и опущенные веки Симеона говорят, что безмерное и высшее данное человеку счастье – это верить и ждать, любить и надеяться.

Грустно улыбается Младенцу стоящая в тени молодая женщина. У искусствоведов нет единого мнения, кто это: святая Анна или же Матерь Божия Мария.

Контраст озаренной внутренним сиянием седобородой головы выпрямляющегося Симеона на первом плане слева, и погруженного в тень темного покрывала лица женщины на втором плане справа подчеркивает и оттенок трагических предчувствий, звучащий в картине. Старый Симеон видел собственными глазами, держал в своих руках Светоч мира, Надежду человечества. Теперь он может свободно отойти ко Господу.

Картина выполнена в тёмно-коричневых тонах, характерных для позднего творчества мастера. Хрупкая фигура старца, бережно держащего на руках Младенца Христа, выполнена более светлыми мазками, она выделяется на тёмном фоне, как бы проступает из тени. Художник рисует сцену очень сдержанно – нет ярких цветовых пятен или резких контрастов.

Критика

«Симеон во Храме» – не единственная картина художника на этот библейский сюжет. Существует также работа 1631 года – однако перед нами последний шедевр великого мастера. Картина осталась незаконченной – завершить работу помешала смерть художника в 1669 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать