Скрыть
Бо́гъ прославля́емь въ совѣ́тѣ святы́хъ, ве́лiй и стра́­шенъ е́сть надъ всѣ́ми окре́стными Его́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен. Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он: Аз есмь Истина (Ин. 14,6), и: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8,58): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16,16); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают: воистину Божий Сын ecи (Мф. 14,33).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: «удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня» (Иов.13:21). Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что «блаженны все, боящиеся Господа» (Пс.127:1).

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Бог прославляемь в совете Святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Поелику упомянул о богах недействительных, у злочестивых же неведом был Бог истинно сущий; то кстати сказал о Святых, которыми песнословится истинный Бог, и для которых Он страшен, потому что приближаются к Нему, и познают неизреченную силу Его. Советом же Святых наименовал здесь сонм Святых.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Страшен есть над всеми окрестными Его

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его. Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16); под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его, говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия. Человек! благоговейно прикройся смирением.

Аскетические опыты. Том 1

Евфимий Зигабен (†1118)

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Советом Давид называет здесь собрание святых, как мы сказали и в первом псалме, изъясняя слова: ни грешники на совет праведных; поелику в собрании святых Бог прославляется и воспевается. Итак Давид говорит, что Бог, прославляемый в собрании святых, велик и страшен для святых; так как они окружают Его, приближаясь к Нему посредством единения чрез добродетели. Бог велик и страшен для святых, потому что они знают в точности неизреченную силу и преимущество Божие. И святыми мы называем небесные силы, как находящиеся так же окрест Бога. Или, по словам святого Максима, можно понимать и иначе. Кто окружается, тот имеет впереди и сзади себя, и с правой и с левой стороны своей окружающих его. Итак поелику и Бог имеет окружающих Его людей; то сзади Его мы должны представлять тех, которые последуют Ему деятельною добродетелью, с левой стороны тех, которые духовно совершили естественное созерцание; так говорит о премудрости книга притчей: а в левой руке ее— богатство и слава (Прит. 3,16). А впереди Бога те, которые, по чрезвычайной любви к божественной красоте, удостаиваются наслаждения Богом лицем к лицу и вследствие сего обоготворяются.

Другой говорит: И просто окрест Бога святые суть, которых не отделяет от Него грех, сделавшись между ними средостением и посредствующим расстоянием. Для них Бог велик по причине высоты ума, и страшен по опасению отпадения. Слова Eвceвия: Бог страшен над всеми окружающими Его; ибо, стоя посреди их и сопровождаясь ими, назван прославляемым, великим и страшным для них, как приближающихся к Нему и познающих неизъяснимую Его силу. Он страшен и для противников, как угрожающий им казнями и подвергающий оным оставляющих божественные повеления Его. Дидим: Как неразумные соблазняются тем, что видят Его в образе раба и слышат слова Его: прежде нежели Авраам был, Я есмь; так напротив того святые прославляют и называют Его великим и страшным: и это видно из того, что Петр как бы устами всех говорит: Ты Христос, Сын Бога живого.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 7-8 Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Пророк яснее изображает здесь то, что выше сказал о чудесах Божиих, и сильно восклицает: кто во облацех уравнится Господеви? Облаками нарицает небо: и не дивно, поелику на земле нет ничего такого, что бы могло сравниться с славою Бога. Человек хотя превосходит прочих животных, но мы видим, коль бедно состояние его, паче же коль исполнено безславия и низкости. Итак, нет на земле никакой вещи, равной Богу, но когда мыслию восходим на небо, то кажется, видим целый сонм богов, к величеству Божию близких. При всем том, в последнем члене говорит Пророк, что и между сынами Божиими нет ни одного подобнаго Богу, сынами же Божиими нарицает Ангелов: понеже и начало не от земли получили, и в тело тленное не облечены, но суть духи небесные, простейшие, чистейшие и Божественною славою сияющие, – не потому, чтоб имели некую часть Божия существа, как мечтают изуверы, но поелику Бог проявляет чрез них силу Свою, и тем самым существо их от нашего отличается. Итак, сила пророческих слов есть та, что хотя Ангелы достоинством своим превосходят прочия твари и силами своими в удивление приводят нас, однакоже и они совсем не равны Богу и сиянием своим не помрачают славы величества Его, ниже разделяют с Ним Божеския власти. Сие особенно заметить должно: ибо хотя Бог повсюду вещает, что Ангели суть служебные духи, на службу человекам посылаемые и творящие Божие слово, однако мир, не довольствуяся единым Богом, многия божества себе устрояет. К тому же надлежит и следующий стих, где Пророк говорит: страшен есть над всеми окрестными Его. Ибо исправляет грубое суеверие тех людей, которые воздают Ангелам Божескую честь и превозносят их без конца и меры. Потом, нарицая их окрестными Божиими, разумеет то, что они, на подобие воинов (копиеносцев), окружают престол Его, будучи всегда готовы исполнять повеления Его. По сих, наконец, все вышереченное повторяя, глаголет: Господи Боже сил, кто подобен Тебе? дабы мы всегда боялися Бога и не лишали Его достодолжныя чести, Ему единому принадлежащия. Впрочем, дабы свободить нас от рабскаго страха, дает некоторую свободу, глаголя: истина Твоя окрест Тебе, – аки бы сказал, что Бог в обещаниях Своих всегда непреложен и, какия бы перемены ни случились, Он вечно пребывает отвсюду неизменен: истина предстоит Ему одесную и ошуюю.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Бог прославля́емь в сове́те святы́х, ве́лий и стра́шен есть над все́ми окре́стными Его́.

 Бог прославляемь в совете святых, т.е. в сонме св. Ангелов и святых людей; велий и страшен есть над всеми окрестными Его, т.е. страшен и для тех, которые окружают Его, – для престолов, серафимов, херувимов и других небесных сил, и всем святым. 

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его В совете, в тайном совете, какой Бог держит с ангелами, знающими Его тайны (Иов. 1:6; 2:1); в этом совете, в котором ангелы получают сведения о благодатных определениях Божиих, они прославляют Его; окрестные – ангелы. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–8 Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Я совершенно уверен, как бы так говорит псалмопевец, что исполнятся все обетования Твоя, Господи, данные Давиду, потому что небеса, т.е. небесные силы, знают и исповедуют чудеса милости Твоей к дому Давидову, истинность Твоих обетований проповедуется в церкви святых небожителей, или, как выражено в переводе с еврейского, «небеса проповедают чудеса Твои, Господи, и истину Твою сонм святых». Эту же уверенность свою, чтобы убедить в ней и других, выражает он далее в вопросительной форме, ибо кто над облаками равен Господу, кто уподобится Господеви между сынами Божиими? Во облацех – то же, что «на небесах». Под именем сынов Божиих разумеются ангелы (ср. Пс. 28:1). Далее на означенные вопросы дает следующий ответ: и на небесах нет никого выше Тебя. И там никто не сравнится с Тобою; Ты выше всех небесных сил, выше всех чинов ангельских, херувимов и серафимов. Ты Тот, Кто прославляется в совете святых, в тайном совете, какой Бог держит с ангелами, знающими Его тайны (Иов. 1:6, 2:1; Пс. 148:1–2); в этом совете, в котором ангелы получают сведения о благодатных определениях Божиих, они прославляют Его. И несмотря на приближение их к Богу, Он все-таки является неограниченно великим (велий) и потому страшным над всеми окружающими престол Его (окрестными Его).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible