Источник

Псалом 88

Разума Ефама Исраильтянина. С Евр.: «Учение Ефама, Езрахита». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – предрекает пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас». По бл. Феодориту, в сем псалме Евреи, жившие в Вавилонском плену, видя, что они «стали пленниками, принуждены жить в чужой стране, а царственный город (Иерусалим) опустел, и царство угасло, напоминают Богу всяческих о Его обетованиях, и выставляют на среду то патр. Авраама, то сына и внука его, напоминая Богу о заветах, а иногда и блажен. Давида и бывшие ему обетования». С 1 до 39 стиха певец воспевает милости Божии к дому Давидову, обетования ему данные; с 39 ст. до конца жалуется на уничижение сего дома и молит о его восстановлении. Сходен с 131 псалмом.

2. Милости Твоя, Господи, во век воспою, по св. Афан., разумеются «милости, коими разрушены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха. В род и род возвещу истину Твою. Истина есть Сын, Которого от рода в род носят в устах своих святые». По бл. Феод. – под истиною разумеется «истина данных Давиду обетований».

3. В век милость созиждется. Созиждется, т.е. «будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемая Христом» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «возрастет милость Божия. Ты, Господи, (говорят молящиеся) изрек Давиду, что будешь возращать, а не умалять милость». На небесех уготовится истина Твоя. Т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. С Евр.: «Ибо говорю: на век основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою когда сказал»:

4. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетование о Христе (Быт. 22:18, 28:14). Кляхся Давиду рабу Моему, т.е. когда сказал: Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет ми в Сына (2Цар. 7:12–14)» (Св. Афан. Сн. 1Пар. 17:11. Пс. 131:11; Ис. 9:7; Лк. 1:32). С Евр.: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему».

5. До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Явно, что говорится о Мессии; ибо только царство Его есть царство вечное. «Бог с клятвою обещал ему (Давиду), говорит св. Ап. Петр, от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его (Деян. 2:30). Слова в род и род, по бл. Феод., означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде». С Евр.: «На век утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

6. Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо507 истину Твою в церкви святых. Т.е. я совершенно уверен, что Ты, Господи, исполнишь Свои обетования, данные Давиду, потому что небеса, т.е. небесные силы, знают и исповедуют чудеса милости Твоей к дому Давидову, потому истинность Твоих обетований проповедуется в Церкви святых небожителей. «Тебя надлежит песнословить всем, особливо же живущим на небесах, которые подробнее видят чудеса Твои и знают твердость обетований (Евр. 12:22–23)» (Бл. Феод.). Исповедят небеса чудеса Твоя. «Говорит это потому, что родился Христос и Ангелы благовествуют пастырям» (Св. Афан.). С Евр.: «И небеса прославят чудныя дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых».

7. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? С Евр.: «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу»? Во облацех – то же, что на небесах. Т.е. «Ты выше всех, даже небесных сил» (Св. Афан. и бл. Феод.).

8. Бог прославляемь в совете святых, т.е. в сонме св. Ангелов и святых людей; велий и страшен есть над всеми окрестными Его, т.е. страшен и для тех, которые окружают Его, – для престолов, серафимов, херувимов и других небесных сил, и всем святым. С Евр.: «Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его».

9. С Евр.: «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя».

10. С Евр.: «Ты владычествуешь над яростию моря; когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их».

11. Ты смирил еси, яко язвена, гордого, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. С Евр.: «Ты низложил Раава508, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». «Гордым называет, – поясняет бл. Феод., – Фараона, и врагами – Египтян, которых предал морю, а спас народ Свой». Св. Афанасий разумеет под гордым диавола, коего связал Господь; бл. Феодорит, «кроме Фараона, разумеет еще демонов, этих учителей гордыни, коих Господь сокрушает в пресвят. крещении».

13. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Вместо слова: море в Еврейском и у Феодотиона: юг. «Сим означает, – говорит св. Афан., – четыре страны вселенной; севером – страну полунощную, морем – западную, (потому что Писание морем именует запад); горою Ермон – страну полуденную, и горою Фавор – восток». «Не просто же пророк упомянул, – говорит бл. Феод., – о двух странах – севере и юге, но поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им (Евреям) свободу: то не трудно Тебе, говорит пророк, сокрушить и Ассириян, как сокрушил Египтян. Словами же: Фавор и Ермон – означил пророк всю землю обетования, потому что это горы земли обетованной. Вместо: возрадуетася – Акила перевел; «восхвалят», а Симмах: «благословят»; разумел же пророк, что соделывают это не горы, но люди обитающие на горах или при оных» (Бл. Феод.).

14. С Евр.: «Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя»!

15. Правда и судьба509 уготования престола Твоего. С Евр.: «Правосудие и правота основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим». «Умоляя, Бога рассудить их и Вавилонян, просят (т.е. пленники Вавилонские) произнесть правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с которого судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов» (Бл. Феод.).

16. Блажени людие ведущии воскликновение. С Евр.: «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». «Воскликновение, – говорит бл. Феод., – есть кличь одержавших победу. Пророческое слово предвозвещает, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь». Св. Афанасий разумеет победную песнь по причине победы Спасителя над сопротивными силами. Господи, во свете лица Твоего пойдут, ст. 17: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Св. Афанасий разумеет св. Апостолов, которые действовали во свете Христа Спасителя. Можно разуметь и о всех верующих, идущих в горнее отечество во свете Божием, радующихся о имени Иисусове и превознесенных Его правдою или оправданием.

18. И во благоволении Твоем вознесется рог наш, т.е. вознесется сила или слава наша. «Рогом пророк назвал, – говорит бл. Феод., – крепость и державу». Св. Афанасий разумеет славу, которую получили верующие, «воскреснув со Христом и с ним воцарившись». С Евр.: «Ибо ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш».

19. С Евр.: «От Господа щит наш, и от Святого Израилева царь наш».

20. Тогда глаголал еси в видении сыновом510 Твоим. «Тогда, т.е. древле в пророческих видениях, глагогал еси сыновом Твоим, разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться сыноположения» (Св. Афан.). Под сынами Божиими ближе разуметь здесь пророков, которым Господь говорил о Давиде и о Мессии-Царе: – Самуила (1Цар. 13:14, 16:1) и Нафана (2Цар. 7:5; 1Пар. 11:2, 17:3, 10). «Знаем Твои обетования, данные чрез пророков, а их именовали прозорливцами и видящими» (Бл. Феод.). И рекл еси: положих помощь на сильного, вознесох избранного от людей Моих. «Т.е. Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, есть Христос» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «сильного преспеянием добродетели – Давида – Господь сподобил Своей помощи, избрал, помазал св. елеем511 и поставил царем».

21. С Евр.: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.

22. С Евр.: «Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его».

23. Сын беззакония не приложит озлобити Его. Хотя Давида и Мессию гнали и оскорбляли враги, но погубить не могли. Потому слово: озлобити – здесь значит то же, что в конец погубить. «Козни врагов Ты соделаешь суетными, а ему (Давиду) дашь победу над покушавшимися ему вредить» (Бл. Феодор.). «Безуспешен был замысел сатаны и Иудеев (т.е. погубить Спасителя), и предприятие их оказалось неудавшимся, потому что Спаситель воскрес в третий день» (Св. Афан.). С Евр.: «Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его».

24. Иссеку от лица Его враги Его, то есть врагов Спасителя; «потому что, – говорит св. Афан., – преданы римскому воинству, и погибли в конец». Но и Давиду споборал Господь Бог, и даровал ему победы над врагами. С Евр.: «Сокрушу пред ним врагов его, и поражу ненавидящих его».

26. И положу на мори руку Его, и на реках десницу Его. «Все это, – говорит бл. Феод., – не пришло в исполнение ни при Давиде, ни при Соломоне, потому что ни Соломон, ни Давид не возобладал морем, не именовался первенцем Божиим и не приял власти над всеми царями. Посему на Христе исполнилось пророческое слово; ибо Он имеет державу над землею и морем и превыше всех царей, Он есть Сын, поскольку рожден от Отца; первенец, поскольку человек, и поколику человек, имеет уверовавших братиями; Отцом называет Бога, поскольку Бог; Богом же Своим именует, поскольку человек».

27. С Евр.: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего».

28. С Евр.: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли».

29. В век сохраню Ему милость Мою, и завет Мой верен Ему. «Ему, т.е. людям чрез Него (Спасителя), уверовавшим, – говорит св. Афанасий. – Милостию же называет отпущение грехов по вере; а завет разумеет новый, который именует верным, т.е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и бесполезности, так как закон ничего не привел в совершенство» (Св. Афан.).

30. И положу в век века семя Его. С Евр.: «И продолжу во век семя Его», т.е. – христиан. «Ибо не прекратится и имя христиан и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо» (Св. Афан.). «Во Владыке Христе, – говорит бл. Феод., – семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Ис. 9:6–7». И престол Его яко дние неба – престол Его будет стоять, доколе будет стоять небо, т.е. вечно, поскольку новое небо, имеющее явиться по кончине мира, конца иметь не будет. Под. ст. 37 и 38 Ис. 9:6–7.

31. С Евр.: «Если сыновья его оставят закон Мой, и не будут ходить по заповедям Моим».

32. С Евр.: «Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят».

33. С Евр.: «Посещу жезлом беззаконие их, и ударами неправду их».

34. Милость же Мою не разорю от него512 (т.е. от Давида), ни преврежду во истине Моей. С Евр.: «По милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей». Вместо: не поврежду – Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу». Т.е. «обетование, данное Давиду (о Мессии), сохраню твердым» (Бл. Феод.).

35. С Евр.: «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих».

36. Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу? С Евр.: «Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду»? «Т.е. данное Давиду обетование, соделав твердым, приведу оное в исполнение» (Бл. Феод. Подоб. Пс. 131:11).

37. Семя его в век пребудет. «Семенем Давидовым называет от семени Давидова во плоти родившегося Христа» (Св. Афан.). И престол Его яко солнце предо Мною. «Под престолом Христовым разумей Церковь; потому что в ней успокоевается Христос. Посему Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне» (Св. Афан.). По бл. Феод. – солнцем здесь означается несокрушимость престола Христова.

38. И яко луна совершена в век: и свидетель513 на небеси верен. С Евр.: «Во век будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах». Т.е. Ты обещал, что престол Давида, как полная, светлая луна, будет неизменно и твердо пребывать навсегда, и в этом свидетель верный на небе. Под свидетелем верным – бл. Феодорит разумеет самого Господа Бога. «Он обетовал, что семя соблюдет во век: обетовавший и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова, Им изреченные, истинны и верны». Бл. Иероним и другие с ним разумеют Спасителя, ибо Он называется в Апокалипсисе верным свидетелем – Откр. 1:5. Сн. Ис. 56:4.

39. Начинается другая часть псалма. Доселе певец изображал обетования Божии дому Давидову, а отселе выражает чувство скорби о том, что эти обетования не исполняются. Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазанного Твоего. С Евр.: «Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на номазанника Твоего». Под помазанником можно разуметь в буквальном смысле злополучного царя Иудейского Седекию, в оковах отведенного Навуходоносором в Вавилон (4Цар. 25:7); после чего дом Давидов пал, завет Божий казался нарушенным. «Помазанным пророк называет, – говорит бл. Феод., – царство (разрушенное Навуходоносором). Пленниками же отведены были двое из потомков Давидовых Иехония и Седекия; ими прекратилось Давидово царство, потому что Зоровавель, приявший власть после пленения, был народоправитель, а не царь». Но св. Афанасий, бл. Иероним и Августин под помазанным разумеют Спасителя. «Сказано, – говорит св. Афан., – отринул еси и уничижил: вместо попустил быть отринутым и уничиженным; потому что не Отец отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это паче Иудеи, впрочем по попущению Бога и Отца. Подоб. Рим. 8:32».

40. Разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его514. С Евр.: «Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его». Т.е. видя народ Божий в пленении, Иудейское царство разрушенным, иной может подумать, что Ты, Господи, нарушил завет Свой с Давидом, рабом Твоим: Ты осквернил на земли святыню его. «Пророк святынею, – говорил бл. Феод., – называет храм... О нем говорит, что осквернен нашествием Вавилонян». Халдейский переводчик и бл. Иероним: «Ты осквернил корону его», т.е. в лице Иехонии и Седекии унизил или отверг царское достоинство в Иудеи. Св. Афанасий разумеет о Спасителе. Разорил и проч., т.е. замедлил исполнением данных о Нем (Иисусе Христе) обетований, ибо Он между тем пострадал... Осквернил еси на земли святыню Его, т.е. на землю поверг Ты славу Его. Поскольку шел Он на страдание, то беззаконные Иудеи почли его простым человеком».

41. Разорил еси вся оплоты Его. «Оплотами, – говорит св. Афан., – и ограждениями Его (Спасителя) именует св. Апостолов, которые все оставили Его и, убоявшись, бежали. Почему и сказано: положил еси твердая Его страх». Но можно разуметь раззорение Еврейск. народа, или царства Иудейского. С Евр.: «Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его».

42. Расхищаху его вси мимоходящии путем. Иудейское царство расхищали или раззоряли «Моавитяне, Аммонитяне, Филистимляне, Идумеи, Сирияне, Ассирияне, Вавилоняне. Бысть поношение соседом своим. Еврейский народ стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов» (Бл. Феод.). Спаситель на кресте был предметом насмешек и поношения для врагов Его (Св. Афан.).

43. Возвысил еси десницу стужающих ему, – «врагов его (Еврейского народа) соделал сильнейшими его. Возвеселил еси вся враги его – «обратил его в посмешище для неприязненных ему» (Бл. Феод.). «Радовались (враги Христовы) и кивали на Спасителя главами, видя Его пригвожденным на древе» (Св. Афанасий).

44. Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани. С Евр.: «Ты обратил назад острие меча его, и не укренил его на брани». «Бесполезны стали оружия для него (т.е. Еврейск. народа), лишенного Твоей о нем попечительности» (Бл. Феод.). По св. Афан. – отвратил сказано вместо: удержал. Т.е. «Ты не наказал немедленно распинателей, но, по великому человеколюбию, даровал им возможность покаяния посредством крещения».

45. Разорил еси515 от очищения его. С Евр.: «Отнял у него блеск,516 и престол его повергл на землю». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «прекратил чистоту его»; потому что, став пленником и живя вдали от храма Твоего, не может очищать себя кроплениями». Другие толковники, держась Еврейского текста, так объясняют: Ты лишил Еврейский народ блеска или славы, попустив пленение его Вавилонянами, прекратил славу царства Иудейского, что подтверждается следующими за сим словами: престол его на землю повергл еси, – т.е. «в конец разрушил царство его» (Бл. Феод.). «Сказано: разорил – вместо: разрешил, – говорит св. Афанасий. – Посему, разрешил от очищения, или заставил увериться, что Он (Владыка Христос) чист (невинен), тогда как признаваем был злодеем, осужден, как грешник, и со беззаконными вменися (Ис. 53:12). Престол Его на землю повергл еси. Когда пострадал плотию, и стал в мертвых свободь; тогда распявшие думали, что страдание всему положило конец, что совершенно прекратилось и бытие и имя Его» (Св. Афан.).

46. Умалил еси дни времене его. «Дав обещание сохранять царство во век, ограничил его кратким временем. Облиял еси его студом. Терпит он (Еврейский народ) поношения и исполнен стыда» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сократил дни юности его и покрыл его стыдом».

48. Помяни кий мой состав. Т.е. Ты, Господи, ведаешь слабость моего естества, кратковременность жития моего. «Ты – Творец и Создатель, и знаешь меру моих сил» (Бл. Феод.). По св. Афанасию: «Ты ведаешь, что человек подпал тлению; посему даруй ему неистление». С Евр.: «Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих»? Егда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Певец, как видно, имел в виду судьбу не одного Еврейского народа, страдавшего в Вавилонском плену, но и всего рода человеческого. Т.е. если Ты нам не поможешь, не спасешь: то не напрасно ли Ты создал всех сынов человеческих, ибо спасение их зависит от исполнения обетований, данных дому Давидову, и след., – от освобождения его из плена? Посему, спаси, да исполнятся сии обетования. «Не напрасно и не всуе создал Ты человеков, но благость управляла Твоим созданием. Посему не презри осужденных терпеть столько зол» (Бл. Феод.).

49. Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти и проч. Подразумевается следующая мысль: посему окажи человеколюбие живым; или по св. Афанасию: освободи от смерти, даруй воскресение. С Евр.: «Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней»?

50. С Евр.: «Где прежния милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею».

51. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык. С Евр.: «Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов». В недре моем – в душе, в сердце. Т.е. помяни, Господи, поношение, какое претерпевают рабы Твои, находясь в плену, в озлоблении, от всех языческих народов, и какое я ношу в душе своей; – «не презри меня, поносимого не Ассириянами и Вавилонянами только, но и всеми враждебными мне и живущими по близости народами» (Бл. Феод.). «Поскольку поносиша Мя, – говорит Спаситель, – врази Твои, Господи, говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же сии состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными, то прошу Тебя воспомянуть о сем» (Св. Афан.).

52. Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. С Евр.: «Как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы Помазанника Твоего»! Т.е. помяни, Господи, поношение, которым враги Твои поносили Твоего Помазанника, смеялись над Его несчастною переменою, над Его бедствием. «Симмах и Феодотион, – говорит бл. Феод., – перевели так: «поносили следы христа Твоего». А следами христа назвал царей того времени, при которых было слово о царстве Христовом». По св. Афан. – под изменением здесь разумеется смерть и кровь Христовы – эта искупительная цена, данная за спасение мира. За сие-то и поносили, предполагая, что Он преодолен смертию».

53. С Евр.: «Благословен Господь во век! Аминь, аминь».

Примеч. 88 псалмом у Евреев кончается третия часть книги псалмов.

* * *

507

Ибо. Вместо сего слова в Римск. изд. LХХ читается και – и.

508

Раава, по Евр. рагав – гордость или гордый. Под этим словом толковники разумеют Египет. См. Пс. 86, 4. Язвена τραυματιαν – раненого, пораженного.

509

Судба κριμα – суд; уготование ετοιμασια – готовность, укрепление, обеспечение и т. п. Правда и суд – утверждение престола Твоего.

510

Сыновом υιοις. Так в нек. изд. LХХ, но, по удостоверению бл. Иерон., в древних изданиях было: οσιος – святым, и только в изд. LХХ «κοινη» было: сынов Твоих, а VI изд. LХХ перевело: «пророкам Твоим.», придерживаясь, говорит бл. Иерон., более смысла, чем буквы. См. письмо к Суннии.

511

Елеемελαιω: но в Римск. изд. εν ελεει αγιω – в святом милосердіи. Так читает и бл. Иероним: «іn sаnсtа mіsericordia unxi Eum». Толк. на Исаію 55, 3. У Калм.

512

От него απ αυτου. Так в Римск. изд. LХХ, а в Комплют. от нихαπ αυτων, т. е. от потомков Давида. Бл. Феодорит читает: от него.

513

«Вместо слова: свидетель Симмах употребил засвидетельствовавший», гов. бл. Феод.

514

Святыню егоτο αγιασμα αυου. Vulg: profanasti sanctuarium Ejus; в Евр: низро от низер – волосы, венец, корона.

515

Разорил еси κατελυσαςλυω – разрешаю, уничтожаю, перестаю и т. п. В Вульгате: destruxisti; бл. Август: dissoluisti. Очищения καθαρισμουοδ – очищение, также: очистительная жертва.

516

Блеск Евр: митгар – mundities, nitor – чистота, блеск.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle