Источник

В подлежащей рассмотрению паремии (1Пет. 4:1–11) содержится увещание к верующим о воздержании от свойственных язычникам грехов плотоугодия и о духовной бдительности.

Гл. 4, 1. Возлюбленнии, Христу пострадавшу плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся: зане пострадавый плотию преста от греха.

В сих словах содержится наставление, подобное тому, какое предложено в заповеди Христа Спасителя: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвяжется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24). Истинным учеником Христа может быть только тот, кто следует по стопам Его. Христос претерпел за нас вольные страдания и смерть. «Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2:21). Но как это исполнить, если нет случая претерпеть муки и смерть за веру во Христа? – Можно, не вступая в подвиги исповедничества и мученичества, уподобиться исповедникам и мученикам мыслью о Христовых страданиях: «Христу пострадавшу плотию, и вы в ту же мысль вооружится». Это значит, что христиане должны мыслью о телесных страданиях Христа воодушевлять себя к подвигам самоотвержения в борьбе с греховною плотью, или с плотоугодием. Трудна эта борьба с плотью, потому что вести эту борьбу значит тоже, что распинать свою плоть с её страстьми и похотьми (Гал. 5:24), обрекать себя на вольные страдания, подвергать себя некоторой духовной пытке. В пример трудности борьбы с плотоугодием можно указать на борьбу с привычкою к пьянству. Отстать от этой привычки и вообще от всяких греховных привычек так же мучительно, как если бы вы решились вырвать у себя глаз, отсечь руку и ногу. Между тем Христос требует, чтобы мы именно так поступали с этими членами тела, если они служат орудиями соблазна, или греховных увлечений (Мф. 5:29). Как понимать это требование? Конечно, не в буквальном смысле, ибо причина соблазна главным образом кроется в душе, а не в членах тела. Не ножем, не мечем должно отсекать члены, служащие орудием соблазна, а духовною силою, – силою мысли о страданиях Христовых. Эта мысль есть наилучшее оружие для борьбы с плотью. И благо тому, кто до глубины души проникается этою мыслью, кто вооружается в нее в борьбе с плотью. Мучительна эта борьба, мучительны эти страдания, неизбежные при ней, но спасительны, «зане пострадавый плотию преста от греха». У кого достанет настолько силы воли, чтобы при помощи Божией выдержать эту борьбу и победить плоть, или плотоугодие, тот уже не будет возвращаться к греху плотоугодия. Борьба с ним, тяжелая в начале, с течением времени, по мере успехов в ней, становится все легче.

Ст. 2. Во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время.

Сии слова в связи с предшествующим стихом не только подтверждают, но и усиливают сказанное нами, в каком смысле должно понимать выражение: преста от греха. Апостол Петр внушает, что пострадавший плотью престал от греха не на время, а однажды навсегда, так что преставший от греха не только не возвращается к нему, но все остальное время жизни проводит в угождении не человеческим похотям, но в исполнении воли Божией, требующей чистоты и святости.

Ст. 3. Довлеет бо вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, хождшым в нечистотах, в похотех (в мужеложстве, в скотоложстве, в помыслех), в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании и богомерзких идолослужениих.

Никому из решившихся остальную жизнь посвятить на служение Богу неизвестно, долго ли ему остается прожить на этом свете. Долго ли, не долго ли, во всяком случае не стоит, да и грешно им тужить о том, что разстались с прежним языческим образом жизни. Давно пора расстаться, ибо довольно (довлеет) загублено времени на творение воли языческой, во всем противоположной воле Божией. Воля Божья требует: «будите святы, яко Аз свят есмь» (1Пет. 1:16). Язычники ничего больше не хотели, как только предаваться нечистотам – грубому распутству; – похотям – необузданному сластолюбию, которое проявлялось в противоестественных пороках – мужеложстве и скотоложстве, с порабощением ума, не признававшего за грехи эти грубые пороки (в помыслах),– в пьянстве, в козлогласованиях, то есть в пристрастии к безнравственным пированиям в честь бога пьянства – Бахуса, соединенным с принесением в жертву козла; предаваться лихоиманию и богомерзкому, соединенному с развратом, идолослужению.

Ст. 4. О нем же (почему) дивятся, не сходящимся нам в тоже блуда разлияние, хуляще.

В распутстве, о котором сказано в предшествующем стихе, участвовали христиане, когда были язычниками. С переходом в христианство последовала перемена в их образе жизни. Свидетели этой резкой перемены, оставшиеся в язычестве, дивились, как это случилось, что утопавшие с ними в разливе блуда, сделались воздержными, трезвыми и целомудренными, перестали собираться вместе с прежними товарищами в распутстве для веселого безнравственного препровождения времени. С удивлением соединялось презрение и ненависть к христианам. Их стали хулить, – всячески злословить, называть их выскочками, сумасшедшими, даже высказывали подозрение, будто они принадлежат к тайным обществам, вредным в политическом отношении.

Ст. 5. Иже воздадят слово готову сущему (имеющему вскоре) судити живым и мертвым.

Тяжко грешили язычники, злословя христиан за перемену жизни и за отчуждение от них. Но смущаться этим не следовало. Злословящие оскорбляют Самого Христа в лице злословимых Его последователей, и потому не останутся безнаказанными. Если не в этой жизни, то в загробной, они воздадят слово, дадут строгий ответ пред Тем, Кто уже готов, вскоре будет судить живых и мертвых. Время наступления этого суда неизвестно; но во всяком случае он будет произведен вскоре. Это, впрочем, не значит, что он будет произведен непременно в ближайшем будущем. Пройдут, может быть, несколько тысячелетий до всеобщего воскресения мертвых и всемирного суда. Но разность короткого и продолжительного времени существует только для нашего близорукого зрения. Для вечного Бога «тысяча лет яко день един» (2Пет. 3:8).

Ст. 6. На се бо и мертвым благовестися, да суд убо приимут (приняв) по человеку плотию, поживут же по Бозе духом.

Что действительно, как сказано в предыдущем стихе, Христос будет судить не только живых, но и умерших, это подтверждается сошествием Его в ад, в область мертвых. Он сошел в ад не затем, чтобы остаться пленником ада, а затем, чтобы мертвым благовествовать. В другом месте того же послания Апостол говорит о сем подробнее: «Он находящимся в темнице сошед проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» (1Пет. 3:19–20). Что же Он им благовествовал? Суд милости. Они приняли суд по человеку плотию; с ними потуплено по человеку, то есть по закону человеческого правосудия, осуждающего на смерть тяжких преступников. Но человеческое правосудие простирается только на тело; с душею оно ничего не может сделать. Погубить душу может только один Бог (Мф. 10:28). Но Он же может и спасти душу от вечной погибели, даровать ей блаженную жизнь в общении с Ним. И эту-то милость Господь Иисус, милосердный Судья, явил душам заключенным в ад, когда Сам сошел во ад. Он благовестил им спасение и оживотворил их. Они были в смерти духовной, лишены были ощущения радости общения с Господом. Господь Иисус возбудил в них духовную жизнь, даровав им благодать богообщения. Господь Иисус всегда являет эту же милость грешникам, сходящим в ад. Как владыка жизни и смерти, Он имеет ключи ада и смерти (Апок. 1:18), и ими отверзает дверь к выходу из ада душам грешников по молитвам Церкви. Но эти молитвы действительны только в отношении к душам, положившим пред смертью начатки покаяния. Можно ли подобное сказать о современниках Ноя, во все продолжение проповеди Ноя о покаянии сопротивлявшихся ей? Должно полагать, что и между ними нашлись такие, которые не до конца оставались упорными и нераскаянными. Они не верили словам Ноя, грозившего им казнью потопления; но когда угрозы начали исполняться, когда вода потопная настигла их, они поколебались в своем упорстве, вознесли к Богу покаянный вопль. От потопа они не спаслись, суд Божий покарал их; но смиренное расположение духа спасло их от вечной погибели. Благовестие Христово о спасении принято было ими с верою в Спасителя, соединенною с покаянным расположением, начаток которого положен ими пред смертью. Они осуждены на смерть по плоти, но ожили духом по суду милосердного Судьи.

Ст. 7. Всем же кончина приближися. Уцеломудритеся убо и трезвитеся в молитвах.

Современники Ноя, о которых шла речь в предшествующем стихе, проводили беспечную жизнь, пили, ели, женились (Мф. 24:38), не помышляя о грозившей беде, – и вот беда разразилась над ними. Потоп застал их врасплох. Подобная опасность угрожает всем беспечным грешникам. Пусть никто не успокаивает себя мыслию, что конец мира не близок. После ветхозаветного периода наступил новозаветный. Это уже последний период домостроительства спасения, период царства благодати, – за ним настанет царство славы: посредствующего между ними промежутка не будет. В этом отношении конец всему действительно близок, следственно близок и всемирный суд. К чему же должна располагать нас мысль об этой близости? К тому, чтобы мы уцеломудрились, то есть вели себя благоразумно. «Не будите немудри, но яко же перемудри, искупующе время, яко дни лукавы суть» (Еф. 5:16). Ведите себя, как свойственно мудрым девам, которые готовы были встретить жениха каждую минуту, и встретили его в полночь (Мф. 25:10). «Бдите, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25:13). Ближайшим свидетельством бдительности служит молитва. Посему Апостол продолжает: трезвитеся в молитве. Тоже глаголет Христос: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26:41). Господь Иисус изрек это предостережение в Гефсиманском саду троим бывшим с Ним ученикам. Они не вняли этому предостережению, предались сну, вследствие чего подвергся искушению особенно Петр, один из них. В ту же ночь он отрекся от Христа. Можно думать, что Петр, писав послание, вспомнил это горькое событие в своей жизни и нашел нужным преподать наставление всем, подвергающимся, подобно ему, опасности впасть в напасть: трезвитеся в молитве. Молитва привлекает благодать Божию, без которой не можем успешно бороться с искушениями. Итак, в виду близости конца мира и страшного суда, каждому надлежит постоянно содержать себя в молитвенном настроении, чтобы не лишиться благодати Божией, потребной для того, чтобы быть всегда готовым встретить Судью Христа.

Ст. 8. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов.

Но как ни угодна пред очами Господа духовная бдительность и молитва, для привлечения благодати Божией, потребной для избежания греховных искушений, нужна не одна бдительность и молитва, но прежде всех, преимущественно пред всеми добродетелями, любовь к ближним: «прежде всех любовь прилежну друг ко другу имейте». Заповедь о любви есть главная Евангельская заповедь. Любовь составляет главное достоинство христианина. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35). Эта любовь должна быть прилежна, постоянна и неизменна, не должна прекращаться или ослабевать вследствие грехов против нас ближнего. Как бы ни были многочисленны эти грехи, любовь покрывает множество грехов, прощает их. Такой именно смысл имеют эти слова в книге Притчей (Притч. 10:12), откуда они заимствованы. И Апостол Павел тоже говорит: «любовь все покрывает» (1Кор. 13:4, 7).

Ст. 9. Страннолюбцы друг ко другу без роптаний.

Странноприимство есть одно из проявлений любви, о которой шла речь в предыдущем стихе. Достоинство странноприимства возвышается тем, что в лице странников оказывается эта услуга Самому Христу (Мф. 25:35). В лице трех странников Лот оказал гостеприимство ангелам (Евр. 13:2). Добродетель странноприимства имела особенное значение в первые времена христианства. В странноприимстве нуждались гонимые христиане, искавшие убежища у своих единоверцев вдали от родины, также Апостолы и другие веропроповедники, переходившие с проповедью с одного места на другое и в надежде на усердие гостеприимных людей не бравшие с собою, по заповеди Христовой, ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы на дорогу (Мф. 10:9–10). Но всякое доброе дело имеет цену в очах Божиих под условием доброхотства, доброго душевного расположения. Посему Апостол требует от христиан, чтобы принимали странников без роптания, не тяготились ими, не спешили выпроваживать их.

Ст. 10. Кийждо якоже прият дарование, между себе сим служаще, яко добрии строителие различныя благодати Божия.

Взаимная любовь, выражением которой служит странноприимство, должна проявляться также в готовности служить ближним дарами, какие кто получил от Бога. Эти дары, духовные и вещественные, даются Богом для употребления их во благо ближним. Обладатель их должен помнить, что употребляя их для служения ближним, он есть строитель (раздаятель) многоразличной благодати Божией, есть только орудие в руках Промысла Божия для благотворения ближним. Он должен смотреть на дарованные ему таланты не как на свою собственность, а как на собственность Божию, вверенную ему для того, чтобы он делился ею с нуждающимися. Он не самостоятельный господин, а только приставник (домостроитель), который должен давать отчет своему Господу в употреблении сил и средств, дарованных ему от многоразличныя благодати Божией. Многоразличною Апостол называет благодать Божию потому, что она есть источник даров как естественных, так и благодатных в собственном смысле, сообщаемых христианину или чрез посредство таинств, или непосредственно, чудесным образом, каковы дары чрезвычайные, обильные в век апостольский. Превосходство одних пред другими в обладании дарами, какими бы ни было, должно располагать обладателя к смирению, к сознанию зависимости от Господа.

Ст. 11. Аще кто глаголет (глаголи), яко словеса Божия. Аще кто служит (служи), яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисус Христом, Емуже есть слава и держава во веки веков. Аминь.

Служение ближним должно быть служением во славу Божию. Ее должен иметь в виду всякий, кто глаголет, то есть, кто взял на себя труд просвещать ближних посредством проповеди. О чем бы он не проповедывал, он должен проповедывать, яко словеса Божия, то есть в своих проповедях должен руководствоваться не своими личными мудрованиями, но откровением божественным, содержащимся в книгах Слова Божия, или полученным непосредственно от Бога в виде чрезвычайного дара Св. Духа. К числу чрезвычайных даров Св. Духа, обычных в век апостольский, принадлежали дары пророчества, учения, увещания (Рим. 12:6–8). – «Аще кто служит, пуст служит яко от крепости, юже подает Бог». Идет речь о служении ближним в телесных нуждах. Кто принял на себя это служение, заботы о больных, о нищих и т.п., тот пусть исполняет это святое дело «по силе, которую дает Бог». Его служение только тогда будет успешно, когда он опирается не на свою силу, а на помощь Божию и смиренно помышляет о себе, как об орудии промышления Божия о нуждающихся. Все должно делать во славу Божию. И учительствовать, и служить ближним в телесных нуждах должно для того, «да во всем славится Бог Иисус Христом», т.е. Бог, явившийся во Христе, «Емуже есть слава и держава во веки веков. Аминь».


Источник: Толкование на паремии / епископа Виссариона. - Изд. 2-е, вновь пересмотренное. : в 3 том. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1894-1896. / Т. 3: Паримии из новозаветных книг. - 1896. - 605, V с.

Комментарии для сайта Cackle