Изъяснение псалма 88-го.
Пс.88:1. Учение Ефама Езрахита.
«Разума Афама Исраильтянина». Блаженный Давид, видя, что в честь лжеименованных богов сооружены капища, а единому кивоту Божию не воздано чести, дал обет создать божественный храм. Бог, прияв сие твердое его намерение, вознаграждает за прекрасный сей обет, и дает обетование от чресл его уготовить Себе словесный Храм, а чрез Него соделать спасение всех человеков, и ему даровать нескончаемое царство. Обетования же сии изрек Давиду чрез Пророка Нафана, а это ясно показывает нам история книги Паралипоменон. И во второй также книге Царств Нафан сказал Давиду: «и возвестит ти Господь, яко созиждеши дом Ему» (2Цар. 7, 11). Упоминает же о сем и история Деяний, ибо блаженный Петр, обращая речь к Иудеям, сверх многаго инаго изрек и сие: Давид «Пророк убо сый и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его, предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления» (Деян. 2:30–31). Сии обетования дал Бог и патриарху Аврааму, ибо сказал ему: «о семени твоем благословятся вси язы́цы земнии» (Быт. 22:18). Божественный же Павел, толкуя сие, сказал так: «Аврааму же речени Быша обеты, и семени его: не глаголет, семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» (Гал.3:16). Потомки Патриархов, вникая в сии обетования, и видя, что сами стали пленниками, принуждены жить в чужой стране, а царственный город опустел, и царство угасло, напоминают Богу всяческих об Его обетованиях, и выставляют на среду, то патриарха Авраама, то сына и внука его, напоминая Богу о заветах, а иногда и блаженнаго Давида и бывшия ему обетования. Так блаженные мученики Анания, Азария, и Мисаил, молясь Богу в пещи, приводили на память Авраама, Исаака и Израиля. Поэтому, и сей псалом пророческая благодать начертала к пользе оных, научая, как должно умилостивлять Бога и приобретать себе Его человеколюбие. Посему и сказано в надписании: «разума", потому что в нем преимущественно имеют нужду вразумляемые, чтобы к жалобе не сказать им чего-либо неприличнаго, но ожидать божественной милости. А Ефам принадлежал к числу тех, которым вверен был лик поющих в храме и песнословящих Бога.
Пс.88:2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
«Милости Твоя, Господи, во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими». Прося Божией милости, песнословят милость, и желая увидеть истину данных Давиду обетований, дают обещание научать каждый род.
Пс.88:3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал.
«Зане рекл еси, в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя». Таково слово Божие, изреченное Давиду, что в век сохранит милость семени, поэтому молящиеся напоминают о сем обетовании. Ты, говорят, изрек, что будешь возращать, а не умалять милость. Ибо слово: «созиждется», употреблено вместо: «возрастет». Симмах перевел: «утвердится», то есть, Ты обещал истину слов подтвердить делом.
Пс.88:4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему.
Пс.88:5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».
«Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему»:
«До века уготоваю семя Твое и созижду в род и род престол Твой». И сии слова поставлены в связи с словом: «рекл еси": то есть, заветы сии учинил Ты с избранными. А избранными Пророк называет Авраама, Исаака и Израиля. Кроме же них, сказано, клялся Ты и Давиду, что семя его сохранишь негибнущим, и что престол его будет процветать во всяком роде. Так, представив обетования Божии и не видя исполнения оных на деле, даже и бедствиями не вынуждаются молящиеся сказать что-либо неприличное, но песнопениями чествуют Правителя всяческих.
Пс.88:6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
«Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви Святых». Феодотион же перевел: «и веру Твою в Церкви Святых». Тебя надлежит песнословить всем, особливо же живущим на небесах, которые подробнее видят чудеса Твои, и знают твердость обетований. О сей небесной Церкви упоминает и блаженный Павел, говоря: «приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному: и Церкви первородных на небесех написанных» (Евр.12:22–23).
Пс.88:7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
«Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих?» Симмах перевел так: «кто в Эфире противопоставлен будет Господу, кто сравнится с Господом в сынах Божиих?» А сынами Божиими Пророк называет богов, как сынами человеческими – человеков. И богами называет не как богов действительных, но как почитаемых богами у неверных. Посему говорит: Ты превосходишь небесных, Ты всех несравненно выше и ни одно существо не может сравниться с Тобою (сим обличается лживость боготворимых людьми); сила же Твоя постоянна и негиблема. Подобно сему выражается он и в другом месте, говоря: «и Господь наш над всеми боги» (Пс.134:5). Сравнение же сие делают пророки не по незнанию чрезмерности различия, но предлагая учение соразмерное с немощию неверных.
Пс.88:8. Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
«Бог прославляемь в совете Святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его». Поскольку упомянул о богах недействительных, у злочестивых же неведом был Бог истинно сущий, то кстати сказал о Святых, которыми песнословится истинный Бог, и для которых Он страшен, потому что приближаются к Нему и познают неизреченную силу Его. Советом же Святых наименовал здесь сонм Святых.
Пс.88:9. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
«Господи Боже сил, кто подобен Тебе? силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе». Часто молящиеся упоминают об истине, желая видеть неложность обетований, и говорят Богу: какое из существ может сравниться с Тобою, Владыка? Ты – Господь и Бог сил. Твоя сила вполне соответствует Твоему хотению, все у Тебя истинно и твердо. Потом Пророк излагает признаки силы.
Пс.88:10. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
Пс.88:11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
«Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрощаеши».
«Ты смирил еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоея». То есть, Ты Создатель и Владыка всех, Тебе не трудно и взволновать море и произвести тишину. Упомянув же о море, упоминает и о бывшем в море. Ибо гордым называет Фараона и врагами – Египтян, которых предал морю, а спас народ Свой. Но предсказывается вместе и гибель учителей гордыни: ибо и их с лукавым воинством сокрушает Господь в пресвятом крещении.
Пс.88:12. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
«Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси». Ты – Творец и Создатель не только моря и всей земли, но и вышних небес, ибо Твое дело – не видимое только, но и превысшее онаго небо.
Пс.88:13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
«Север и море Ты создал еси». Феодотион же перевел так: «север и юг Ты создал»; то есть, и ветры и самыя страны вселенной – Твои создания. Не просто же упомянул Пророк о сих двух странах: но, поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им свободу, то не трудно Тебе, говорит Пророк, сокрушить и Ассириян, как Египтян.
«Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Сим означил Пророк всю землю обетования, потому что это – горы земли обетованной. Вместо: «возрадуетася», Акила перевел: «восхвалят», а Симмах: «благословят»: разумел же Пророк, что соделают это не горы, но люди обитающие на горах, или при оных.
Пс.88:14. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
«Твоя мышца со владычеством»24. Тебе свойственно действовать во всем могущественно; ибо слово: «мышца" Пророк употребил вместо: «действие», а слово «владычество» вместо: «сила»: ибо и Акила вместо: «со владычеством», сказал: «с силою».
«Да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя». А Симмах перевел так: «непобедима рука Твоя, высока десница Твоя». Многократно говорили мы, что словом: «рука» Пророк означает действование, а словом: «десница» – благое действование. Посему молящиеся, имея нужду в сугубом действовании, упомянули о том и другом, потому что и врагов вожделевают видеть низложенными, и сами желают улучить спасение. А потому и называют руку непобедимою, а десницу высокою, как могущую и тех наказать, и их освободить. Сие же дают видеть и в присовокупляемых словах.
Пс.88:15. Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
«Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим». Умоляя Бога разсудить и Вавилонян, просят произнести правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с котораго судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу, потому что обетование дано прежде за много родов.
Пс.88:16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
Пс.88:17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся.
«Блажени людие ведущии воскликновение». Воскликновение, как многократно говорили мы, есть клич одержавших победу. Поскольку они, будучи побеждены, отведены были в рабство, то ублажают победивших. Предвозвещает же пророческое слово, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь. С сим смыслом речи согласны и последующия слова.
«Господи, во свете лица Твоего пойдут»:
«И о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся». С воскликновением провозгласят победу над врагами, и вознесут победную песнь Тебе Победодавцу, озаряемые Твоим пришествием, прияв от Тебя свет, непрестанно вкушая веселие, преуспевая в положенной законом правде, а чрез сие соделавшись высокими и славными.
Пс.88:18. Ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
«Яко похвала силы их Ты еси». Твоею возвеличатся силою, потому что от Тебя прияли оную.
«И в правде Твоей вознесется рог наш». Но и мы имеем сию надежду и ожидаем Твоей помощи, потому что при ней соделаемся победителями врагов. А рогом Пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которыя вооружены рогами, и ими защищаются от нападающих.
Пс.88:19. От Господа – щит наш, и от Святаго Израилева – царь наш.
«Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего». Питаемся же сею надеждою, имея Тебя царем, под Твоим живя промыслом.
Пс.88:20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
«Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим». Симмах же перевел так: «тогда глаголал Ты видением сынам Твоим». Ибо знаем обетования Твои, данныя чрез Пророков, а их именовали прозорливцами и видящими.
«И рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих:»
Пс.88:21. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
«Обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его». Ты, говорит Пророк, засвидетельствовал о служителе Твоем Давиде, и нашедши, что он силен преспеянием в добродетели, сподобил его помощи Твоей, и избрал, и помазал, и поставил царем.
Пс.88:22. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
«Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его». Ты рек, что сообщишь ему крепость, и соделаешь причастным Твоего о нем попечения.
Пс.88:23. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
«Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его». Обетовал же Ты, что козни врагов его соделаешь суетными, а ему дашь победу над покушавшимися ему вредить.
Пс.88:24. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
Пс.88:25. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
«И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду».
«И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его». Дал же Ты обетование, низложить всех врагов его, постоянно оказывать ему человеколюбие Твое, и соделать его славным и знаменитым.
Пс.88:26. И положу на море руку его, и на реки – десницу его.
«И положу на мори руку его, и на реках десницу его». Дам ему владычество на море и на суше; ибо словом: «реки» Пророк означил сушу.
Пс.88:27. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
Пс.88:28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли.
«Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего»:
«И Аз первенца положу его, высока паче царей земных». Все это не пришло в исполнение ни при Давиде, ни при славном Соломоне, потому что ни Соломон, ни Давид не возобладал морем, и не именовался первенцем Божиим, не приял власти над всеми царями; а так перевел Акила: «высшаго над земными царями», и Симмах: «самаго высокаго из царей земных». Если же ни Давиду, ни Соломону не приличествуют речения сии, обетование же Божие не ложно, то слепотствуют Иудеи, когда не хотят поклоняться Сущему от Давида по плоти, Который имеет державу над землею и морем, и превыше всех царей, так что одни поклоняются Ему добровольно, а другие, осмелившись прекословить, обличаются Им в немощи, и, употребив тысячи средств, не в состоянии превозмочь положенных Им законов. Первородным же именует Его и блаженный Павел: «яко быти первородну во многих братиях» (Рим.8:29); и: «перворожден из мертвых» (Кол.1:18); и: «перворожден всея твари» (Кол.1:15). Да и сам Владыка по воскресении сказал Марии: «иди ко братии Моей и рцы: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Ибо, как Он есть единородный, поколику Бог: потому что один рожден от Отца; первенец же, поколику человек, потому что, поколику человек, уверовавших имеет братиями: так Отцем Своим называет Бога, поколику Бог, Богом же Своим именует, поколику человек. Посему на Нем исполнилось пророчество; свидетельствует же о сем присовокупляемое.
Пс.88:29. Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
Пс.88:30. И продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба.
«В век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему»:
«И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба». Посему пусть покажут Иудеи, что и до сего дня продолжается престол Давидов, который Бог обетовал сохранить во век; пусть покажут семя его, украшаемое царскою властию. Если же ни того, ни другаго не в состоянии будут показать, при всем крайнем своем безстыдстве, то остается одно из двух, или обетование Божие назвать ложным, или, признав обетование истинным, допустить свидетельство самых дел, потому что Сущий от Давида по плоти Христос «седе одесную престола величествия на высоких: толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя?» (Евр. 1:3–5). О нем блаженный Давид сказал: «седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс.109:1). Посему во Владыке Христе семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Так пророчествовал и блаженный Исаия, ибо сказав: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века», чрез несколько слов присовокупил: «на престоле Давидове и на царстве его, исправити е́ от ныне и до века» (Ис. 9:6–7). Так пророческое слово, предвозвестив сие о Владыке Христе, выражается о бывших до пришествия Его царях.
Пс.88:31. Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим.
Пс.88:32. Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят.
Пс.88:33. Посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их.
Пс.88:34. Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
«Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут»:
«Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят»:
«Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их»: «Милость же Мою не разорю от него, ни преврежду во истине Моей». Если, говорит Бог, ведущие род от Давида учинят и тысячи беззаконий, то их подвергну наказаниям, обетование же данное Давиду сохраню твердым; «милость же Мою не разорю» от него, то есть, от Давида, «и не преврежду во истине Моей». Вместо: «не преврежду» Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу».
Пс.88:35. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
«Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся». Не солгу в обетованиях Моих, не преступлю заветов, но докажу истинность обещаний.
Пс.88:36. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
«Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу?» Данное ему обетование соделав твердым, приведу оное в исполнение. Ибо слово: «кляхся" употреблено вместо: подтвердил, как дающие обещания обыкновенно подтверждают их клятвою.
Пс.88:37. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною.
Пс.88:38. Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».
«Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною»,
«И яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен». Вместо слова: «свидетель» Симмах употребил: «засвидетельствовавший». И в семьдесят первом псалме блаженный Давид предвозвестил о Владыке Христе: «прежде солнца пребывает имя Его» (Пс.71:17); и: «пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (Пс.71:5). Поскольку солнце тем, что восходит и заходит, производит день и ночь, служит к измерению времени, то Богу угодно было солнцем означить несокрушимость престола; и обетовал Он, что семя соблюдет во век; обетовавший же и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова, Им изреченныя, истинны и верны. Так Иудеи, сказав о бывших Давиду обетованиях, оплакивают постигшия их бедствия.
Пс.88:39. Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего.
Пс.88:40. Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его.
«Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего»:
«Разорил еси завет раба Твоего». Симмах же перевел так: «но Ты сам отверг и осудил, разгневавшись на помазаннаго Твоего, предал проклятию завет раба Твоего». Ты сам, обетовавший совершить это, отринул потомков Давидовых, соделал их уничиженными, предал их в рабство, сокрушил царство Давидово, и нарушил заветы, заключенные с служителем Твоим. Ибо помазанным Пророк называет здесь царство. Пленниками же отведены были двое из потомков Давидовых, Иехония и Седекия; ими прекратилось Давидово царство, потому что Зоровавель, приявший власть после пленения, был народоправитель, а не царь.
«Осквернил еси на земли святыню его». Пророк святынею называет храм, который намеревался построить Давид, создал же после Давида Соломон. О нем говорит, что осквернен нашествием Вавилонян, и стал подобен цветущей былинке, потому что разрушенный обратился в развалины и сравнялся с землею.
Пс.88:41. Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
«Разорил еси вся оплоты его». Лишил его всякой защиты.
«Положил еси твердая его страх». Надеясь прежде на укрепления городов, утратил сию надежду и объят страхом.
Пс.88:42. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
«Расхищаху его вси мимоходящии путем» – Моавитяне, Аммонитяне, Филистимляне, Идумеи, Сирияне, Ассирияне, Вавилоняне.
«Бысть поношение соседом своим». Стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов.
Пс.88:43. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его.
«Возвысил еси десницу стужающих ему». Врагов его соделал сильнейшими его.
«Возвеселил еси вся враги его». Обратил его в посмешище для неприязненных ему.
Пс.88:44. Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани.
«Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани». Безполезны стали оружия для него, лишеннаго Твоей о нем попечительности.
Пс.88:45. Отнял у него блеск и престол его поверг на землю.
«Разорил еси от очищения его». Симмах же перевел так: «прекратил чистоту его», потому что, став пленником и живя вдали от храма Твоего, не может очищать себя кроплениями.
«Престол его на землю повергл еси». В конец разрушил царство его.
Пс.88:46. Сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
«Умалил еси дни времене его». Дав обетование сохранять царство во век, ограничил его кратким временем.
«Облиял еси его студом». Терпит он поношения, и исполнен стыда. Ибо Седекия, по избодении у него очей, на все остальное время отдан был на мельницу; да и сам Иехония был в рабстве. Все же это исполнено стыда и позора. Так пророческое слово, описав бедствия, повелевает со слезами просить и умолять.
Пс.88:47. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
«Доколе Господи отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой?» А Симмах перевел: «долго ли, Господи, сокрываться Тебе в конец, и ярости Твоей пламенеть подобно огню?» То есть, долго ли, Владыка, не благоволишь воззреть на мучения наши, не приидешь и не прекратишь бедствий, памятованием же наших грехов, подобно огню, будешь возжигать гнев?
Пс.88:48. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
«Помяни, кий мой состав». Ты – Творец и Создатель, и знаешь меру моих сил.
«Еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия?» Не напрасно и не всуе создал Ты человеков, но благость управляла созданием, потому что создал нас по единой благости. Посему не презри осужденных терпеть столько зол.
Пс.88:49. Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
«Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? избавит душу свою из руки адовы?» Конец всякаго человека – смерть, потому что преодолеть самую смерть есть дело невозможное. Поэтому, удели человеколюбия живым. Потом Пророк снова напоминает обетования.
Пс.88:50. Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
«Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей?» Пророк кстати везде приводит свидетельство об истине, побуждая Обетовавшаго к подтверждению обетований, и начинает речь словом о милости, о милости же упоминает опять и в конце, потому что в ней особенно была нужда.
Пс.88:51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов.
«Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык». Симмах перевел так: «понес я в недре моем от весьма многих народов»; то есть, не презри меня, поносимаго не одним народом, но тысячами. Ибо не Ассирияне и Вавилоняне только издеваются надо мною, но и все живущие поблизости, всегда имевшие ко мне неприязнь. И не надо мною только смеются, но и против Тебя движут уста и произносят слова хульныя, рабство мое почитая Твоею немощию. Ибо сие дал выразуметь Пророк в присовокупляемом.
Пс.88:52. Как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
«Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего». Симмах и Феодотион перевели так: «поносили следы Христа Твоего». А следами Христа назвал царей того времени, при которых было слово о царстве Христовом.
Семьдесят же назвали их изменением, потому что соделались предками Его по плоти, и как бы в некоей тьме правили царством. Посему, ради Христа Твоего, Котораго они – следы и изменение, прекрати, Владыка, поругания наши.
Пс.88:53. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
«Благословен Господь во век: буди, буди». Это – песнопение благаго упования. Ибо уверившись, что получат просимое, вознесли Богу песнь сию. А сию мысль точнее дает видеть Акила, переведя: «аминь, аминь». Ибо сказал: «Ты верен, и внушаешь веру», то есть, Ты истинен и даже весьма истинен, а поэтому благословен во веки: потому что обетования Свои подтверждаешь делами.
* * *
Μετὰ δυναστείας; по слав. переводу: «с силою".