Источник

Глава 9

Зах.9:1. Пророчество словесе Господня в земли Адраха118 и Дамаска покой119 его: зане Господь призирает на человеки и на вся колена Исраилева. И Имаф120 в пределех его.

Подлежащее изъяснению место представляет немало трудностей и самое сочетание слов весьма непонятно. Но мы скажем в объяснение его, насколько для нас возможно. Не без основания мы думаем, что прежде всего надобно объяснить, о чем именно сказаны эти слова; ибо тогда только, и то с трудом, может быть понят смысл пророчества. Когда Израиль избавлен был от уз рабства и выпущен был на свободу и наконец пришел во Иудею и начал укреплять Иерусалим; тогда соседние народы, живущие в Самарии и в странах Палестинских и населяющие города Финикии, были угрызаемы завистью и в тоже время опасались, как бы они (Израильтяне) после того, как дела их опять придут в прежнее положение и потомство их весьма размножится и затем когда у них будет столь недоступный и весьма укрепленный город, – не стали опять воевать против них и не противопоставили против них, как и в древности, непобедимого войска. Поэтому они решились воспрепятствовать им в исполнении их желания – укрепить город стенами, распространяя недобрые слухи о них и делая разбойнические нападения на них. Их ненависть и злоба дошла до того, что они написали в то время царю Персов послание, находящееся в книге Ездры. Оно таково: царю Артаксерксу, господину, рабы его Рафим, составитель актов и Семелий121 писец и прочие члены совета их и судьи в Келесирии и Финикии. Ведомо да будет тебе, царь, что отведенные в Вавилон Иудеи пришли в нашу страну, и строят этот мятежный и лукавый город, устрояют площади его и стены и воздвигают храм. Знай же, что, по окончании этого, они не будут платить податей, и не захотят повиноваться: но восстанут против царей и захотят скорее повелевать, чем повиноваться. Итак, между тем как они старательно занимаются постройкой храма, нам заблагорассудилось написать об этом тебе, царь, и не оставлять без внимания этого обстоятельства (1Ездр.4). Итак, поскольку они немало насмехались над взятым в рабство и потерпевшим плен Израилем и после того, как он едва спасся и перенес узы рабства, они опять стали нападать на него и подвергать его бесчисленным скорбям, разнообразно злоумышляя против него и не допуская строить божественный храм и укреплять город стенами; то неизбежно Бог прогневался на них и предал их в руки Израиля. Так по окончании своих дел и по восстановления храма, опустошив все их города, Израильтяне покорили себе их жителей и сделались обладателями неисчислимых богатств. Итак, «пророчество, говорит, словесе Господня в земли Адраха и Дамаска», то есть слово, возвещенное нам от Бога против земли Адраха и Дамаска, будет и также против Имафа, который находится в пределах его, очевидно, Дамаска. Земля же Адраха есть страна, лежащая к востоку, с которою в соседстве находится и Имаф (который есть местность какая-то не много дальше Антиохии) и Дамаск, который есть столица Финикии и Палестины. Очевидно, что вместе с главными городами покорятся и города, им подчиненные. Ради чего же пророчество против них? потому, что в них был «покой его», то есть над всем владычествующего Бога. Упокоился же Он потому, что увидел их наказанными, ибо Он не перестал надзирать за всем и удостаивать Своего попечения и заботливости избранный народ, то есть Израиля, ибо Бог всяческих наблюдает за людьми и видит стезю каждого и неправедно поступающих подвергает Своему гневу, а притесняемых защищает. Надобно вспомнить также и о том, что сказав прежде о четырех колесницах и виде коней, Он прибавил еще: «се исходящии на землю северскую упокоиша ярость мою на земли северстей» (Зах.6:8); гнев Господа, ненавидящий зло, как бы успокаивается после того, как оскорбившие Его весьма многими и необузданными грехами подверглись наказанию.

Зах.9:2–4. Тир и Сидон зане122 умудреша зело: и созда Тир твердыни себе, собра сребро яко персть и собра123 злато яко брение путей. Сего ради наследит Господь его,124 и поразит в море силу его, и той огнем поястся.

Кратко говорит о том, что случилось с городами, против которых, удостоверяет, было пророчество Господне. Начинает с Тира и Сидона, которые по преимуществу пред другими выдавались своею славою, отличались могуществом, богатством и мужеством своих обитателей, имели в подчинении у себя другие города и возвышались над соседскими. Итак, поскольку Тир и Сидон, говорит, высоко поднимают бровь свою, воображают, что они страшны и неодолимы и возлагают свое упование на укрепления, то есть на окружающие их стены или на другие сооружения, благодаря которым город благоденствует и находится в безопасности, а вместе с тем возмечтали о себе ради богатства многого; то они собственным опытом узнают, что Господь наследит я; то есть: по опустошении его Израильтянами или Веспасианом и Титом, он будет унаследован Богом. Ведь Он-то и предал и подчинил его владычеству его завоевателей; потому что Римляне, подчинившие своей власти всю вселенную, относились дружелюбно и благосклонно к подчиняющимся им без сопротивления; но в отношении к тем, которые решались противиться им, они являлись суровыми и неодолимыми. Итак, говорит, он подвергнется сожжению после того, как низринуты будут в море укрепления его и разграблено будет богатство его, хотя золото у него было как «персть», и серебро его, как «брение путей»; ибо жители Тира были искусными и весьма корыстолюбивыми морскими торговцами, о чем пространно сказано в Писаниях пророка Иезекииля. Итак оскорбляющим Бога и издевающимся над святыми ничто не послужит в пользу, если им случится подвергнуться страданиям, и – дерзко насмехающимся, если Бог осудит их самоуверенность; ибо окажется бесполезным для них всякое укрепление, то есть всякие окопы и всякий способ ограждения, и никакое богатство не принесет никакой пользы, напротив только возбудит охоту привыкших к опустошению.

Но всякий может и ныне видеть, что и чада Еллинские высоко думают о мирской мудрости и свое заблуждение как бы стенами ограждают обольщениями хитросплетенных силлогизмов и силою красноречия, и они весьма богаты блеском слова как бы серебром, и прекрасными мыслями как бы золотом. Однако ж и при всем том их унаследовал Христос: разрушены были Им укрепления, то есть пали изобретения лжи и расхищено было золото и серебро; ибо те, которые в свое время сделались предстоятелями церквей, мужи знаменитые и мудрые, похитив силу красноречия их себе, принесли его в священный дар Богу, подвизаясь за учение веры и представляя сильное и истинное изобличение существующего у них заблуждения. Так поступили и Израильтяне. Заняв у Египтян золотые и серебряные сосуды и похитив их у своих притеснителей, они принесли их в пустыне всесвятому Богу, когда устроялась святая скиния и священные сосуды. Итак, созидающие церковь при помощи мирской мудрости и блеска слова расхищают (достояние) чад Еллинских и, как бы обогатившись их золотом и серебром, насколько это им нужно и подобает, делают его наследием Бога, говоря другим служащее к славе Его, ниспровергая укрепления тех (Еллинов) и духовно созидая святой град, то есть церковь.

Зах.9:5–6. Увидит Аскалон, и убоится, и Газа, и поболит зело, и Аккарон, яко постыдеся о уповании своем: и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников.

Когда наступление войны и битв охватывает страну, тогда находящиеся в ней города являются наиболее самонадеянными и благонадежными. Они думают, что одолеют врагов или множеством жителей своих, или крепостью стен или военным искусством. Но если случится, что будет взят один из них, считавшийся самым могущественным; то всякий из них впадает в страх, теряет надежду, говорю, на возможность бегства и как уже падший плачет. Итак когда был взят столь знаменитый и весьма могущественный и славившийся своим богатством город; тогда, говорит, «убоится» Аскалон, и «поболит» Газа и Аккарон. А это были города Палестинян. «Поболит, яко постыдеся о уповании своем»; ибо они думали, что силы Тирян будет совершенно достаточно для их защиты. Когда же они увидели его поверженным на землю, то лишились всякой уверенности в себе; а начальник Газы, говорит, исчезнет, очевидно погибнет. «Вселятся же иноплеменницы во Азоте», вероятно после того, как туземцы будут истреблены войною. К этому присовокупляет, что истреблю иноплеменников или жителей Палестины, которых обыкновенно так называет. Но если угодно, эта, речь может относиться и к другим народам, угнетавшим Израиля и бывшим смежными и соседними со страною Иудейскою. Это нам должно быть сказано для понимания буквального смысла.

Но необходимо знать, что во время некогда бывшего, как я сказал, гонения на церковь, враги страшно нападали на нее и насмехались над нею, может быть говоря: «благоже, благоже» по написанному (Пс.34:21). Но Христос помогает ей и сокрушит всю силу их, созидая свой храм и воздвигая свой несокрушимый гнев против злоумысливших против нее и как бы некие города ниспровергая сборища еретиков и кроме них еще существующие нечестивые скопища идолопоклонников.

Зах.9:7. И изму кровь их из уст их, и мерзости их из средины зубов их, и оставятся и сии Богу нашему и будут яко тысящник во Иуде и Аккарон якоже Иевусей.

И сии пожирали Израиля и как бы некие дикие звери имели рот обагренный кровью. Поскольку же они были идолопоклонниками и привязаны были к служению суетным, то всегда имели как бы на языке или на зубах имена собственных мерзостей и называли богами горе и низу находящиеся рукотворные вещи и камням бездушным, по пророку, говорили: «Бог мой еси ты» и: «ты мя родил еси» (Иер.2:27). Но поступавшие жестоко против Израиля подверглись подобающему им и достодолжному наказанию. Впрочем, они не совсем погибли, потому что Бог предвидел будущее изъятие крови из уст их, то есть хотя они подобно диким зверям как бы проглатывали Израиля; но наступит время, когда они будут чистыми и потом свободными от своей вины, ибо и они оправдаются верою и омоются от скверны, происходящей от прежней дурной жизни. И «изыму» имена мерзостей их из средины зубов их; ибо они уже не будут вспоминать о своих лжеименных богах и не будут произносить их имен; «оставятся же и сии Богу нашему», как без сомнения и сам Израиль; ибо спасен был и его останок, хотя он нечестиво поступил против самого Еммануила. Поскольку же к уверовавшим потомкам Израиля духовно присоединилось призванное множество язычников, потому что Христос приводит в единство: «той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый», создавый два народа «во единаго новаго человека, творя мир и примиривый обоих» в едином Духе Отцу (Еф.2:14–16); то и говорит, что «будут яко тысящник во Иуде», то есть достигнут такого благородства, говорю, в вере и жизни, что из них произойдут и начальники Иуды. Будет же и «Аккарон, то есть иноплеменник, происшедший из земли Филистимской, якоже Иевусей», то есть как тот самый народ, который живет во Иерусалиме; ибо Иерусалим в начале называется Иевус, Итак под Иевусеем здесь разумеется Иерусалимлянин. Многие тысяченачальники, то есть вожди и начальники народов произошли и из язычников и находятся во всей вселенной. Выражение: «во Иуде» ты можешь относить к привыкшим хвалить, то есть к нам, призванным в вере, которые привыкли увенчевать непрестанными похвалами призвавшего нас Христа.

Зах.9:8. И подставлю храму моему воздвижение, еже не сквозе ходити, ниже возвращатися, и ктому не имать приити на ня изгоняяй: зане125 ныне видех126 очима моима.

Вот высотою и стеною (высокою стеною) ясно называет Христа, чрез Которого мы превознесены по благоволению, очевидно, и хотению Бога и Отца; ибо, по слову Павла, мы уверовавшие несомненно становимся домом духовным и зданием Божиим (1Кор.3:9), если несомненно истинно, что Он Духом обитает в сердцах наших и с любящими Его вечеряет. Он Сам устами пророка сказал: «поживу в них и похожду, и буду им Бог и они будут Ми людие» (Лев.26:12). Итак, высотою, воздвигнутою волею Отца для церкви, есть Христос, дабы не проходили и не возвращались чрез нас, как прежде, те, которые находятся в нас и вверху и внизу и попирают как бы некий запустелый путь и наносят всякий вред нашим сердцам; ибо негде об Израиле, который был древним виноградником для стяжавшего его, он сказал: «отъиму ограждение его, и будет в разграбление: и разорю стену его, и будет в попрание» (Ис.5:5). Для нас же, познавших явление Его, стеною и ограждением стал Сам Еммануил, ограждающий нас неизреченною силою и отгоняющий от душ наших нечистых демонов и не допускающий попрания нас ими. Посему пророк говорит о Нем: «и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши» (Ис.58:12). Как огораживающие заброшенные виноградники обыкновенно уничтожают тропинки чрез них, не дозволяя, чтоб ноги идущих вверх и вниз топтали их; так и Господь наш Иисус Христос, поставив нам Себя как бы в стену несокрушимую и оградив нас ангельскими силами, сделал то, что мы избавились от попрания. И сверх того сказал, что «ктому не имать приити на ня изгоняяй»; ибо некогда мы были пленниками, удобопреклонными и легко предающимися всякого рода беззаконию, когда сатана водил и увлекал нас и как бы гонял от одного (греха) к другому. Но и это прекратил Христос: не придет против нас грабитель и не вторгнется, как прежде, когда ему угодно; ибо мы утверждены во Христе и имеем безопасную и сильную душу, не увлекаемся тем, чем не следует, и не вступаем в многобожие, нас не гонят к заблуждению, но как бы вступили в веру и любовь к Богу, так что радуясь этому говорим: «постави на камени нозе мои» (Пс.39:3). Говоря же: «ныне видех очима моима», он ясно показал, что время пришествия Спасителя есть время посещения; ибо посетил «есть нас восток свыше» (Лк.1:78) и о чем Давид говорит: «Господь с небесе на землю призре» (Пс.101:20), хотя некогда ради нашего греха совсем не удостаивал нас попечения, сострадания и любви и другого тому подобного, но как бы отвращался от нас. Посему мы находились в смятении: о чем и блаженный Давид свидетельствует, говоря: «отвращшу тебе лице, возмятутся: и в персть свою возвратятся» (Пс.103:29). Поскольку же ныне, то есть во время пришествия Спасителя, мы увидели очами Его, то мы спасены и помилованы, и чего только мы не приобрели, что превыше всякого слова и поистине достойно удивления?

Зах.9:9. Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна.

В сих словах ясно возвещает наконец явление Спасителя нашего, так что совсем не оказывается никакого места для скорби. Повелел духовному Сиону непременно радоваться, после того как уничтожена всякая скорбь наша; ибо от чего еще может быть печаль у нас и что еще мы можем оплакивать, после того как грех изгнан и смерть подверглась попранию и естество человеческое призвано в свободу и увенчано благодатью сыноположения и украшено вышними и небесными дарованиями? Обрати внимание на то, что благовествующий о пришествии нашего Спасителя тотчас называет Сион дщерью и с полною справедливостью повелел ей предаться сильной радости, и увещевает проповедовать Иерусалиму, что уже (скоро) явится и откроется во плоти царь его «праведен и спасаяй»; ибо Христос оправдал нас верою и расширил путь спасения для приходящих к Нему. Сверх того Он «кроток», не употребляет законной суровости, не наказывает смертью преступающих заповедь, напротив спасает по своей благости и восстановляет падших. Мы читали, что «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Писмя – это карающий закон, тень и образ; дух же животворящий – это Христос (1Кор.15:45), ибо евангельским наставлением мы научены покланяться духом и истиною (Ин.4:24). А что Он воссел на «жребца юна» и таким образом вошел во Иерусалим, для подтверждения этого нет нужды говорить много; ибо для удостоверения в этом достаточно для нас того, что написал о сем божественный евангелист: Христос сидел на молодом осле, а ослица следовала за Ним. И это событие было для нас знамением важнейшего дела именно: Христос нашел успокоение в новом народе, то есть призванном к познанию истины, но некогда служившем идолам: ибо он был как бы неким молодым ослом, еще не объезженным, и не умевшим правильно ходить, как не бывший под руководством божественного закона. Но Приводящий всех к духовному познанию назначил Себе молодого осла. А что некогда и синагога Иудейская последует за Ним, на это он указал тем, что ослица следовала за Ним, хотя по времени призвания она имела старшинство; она была призвана чрез Моисея и пророков. Поскольку же она огорчила спасающего царя (потому что не уверовала в него): то по справедливости она идет вслед молодого осла и оказалась позади, то есть следующею за другими и позади уверовавших из язычников и первая оказалась последнею. Смотри, как «Испытаяй сердца и утробы» (Пс.7:10) показал, что природа человеческая дошла до крайнего неразумия, тем, что и синагога иудейская и самое множество язычников уподобляется неразумнейшей ослице: ибо одни служили твари вместо Творца Бога, другие же пренебрегая руководительство закона утратили ум и благое расположение души и оказались склонными к порокам всякого рода, они «приложишася скотом несмысленным и уподобишася им» (Пс.48:21), по слову Псалмопевца. Осел и в ином смысле служит символом нечистоты; ибо он есть животное не священное и осужденное законом (Исх.13:13): а таковыми конечно оказываются заблуждающиеся и грехолюбцы.

Зах.9:10. И потребит колесницы от Ефрема, и коня127 от Иерусалима, и потребится128 лук бранный, и множество, и мир129 от языков: и возобладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли.

Что Единородный, ставши человеком, имел покорить под ноги любящих Его «начала и власти и миродержителей века сего» (Еф.6:12), то есть отвратительные полчища демонов, подчинить им всякого врага видимого и невидимого и уничтожить всякую войну и возвеселить благами мира, на это прикровенно указывает нам пророческое слово. Некогда Вавилоняне и некоторые другие из соседних народов сделали нападение на Иерусалим «на конех и на колесницах, и стреляюще луки», по написанному (Пс.19:8, 77:9), – и таким образом покоряли их и подвергали тяжким страданиям. Таким образом при помощи обычного явления объясняет славу дел Христовых. Придет, говорит, и не в продолжительном времени спасающий и праведный и кротчайший царь, но не среди множества оруженосцев, и не в сопровождении копьеносцев и многих тысяч воинов опытных в военном деле. Хотя Он проявил в Себе скромность, так что едва воссел и на молодого осла; однако ж Он будет так велик в доблести и принесет столь великую пользу уповающим на Него, что уничтожит колесницы Ефрема и удалит коней из Иерусалима и «потребит лук бранный» и распространит глубокий мир на все народы. Ефремом называет живущие в Самарии десять колен, Иерусалимом же жителей его, то есть колено Иудово и Вениаминово. Итак, пророческое слово приводит нам и основание безопасности и мира; ибо, говорит, святой город уже не будет удобопроходим для желающих причинить ему бедствие, а спасающий его так расширит свое царство, что Он будет обладать целою Иудеей от моря даже до рек; а они-то суть «исходища земли» то есть пределы. Негде и божественный Давид воспевает и о синагоге иудейской, говорит как бы о виноградной лозе: «простре розги своя до моря и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:12); ибо земля иудейская граничит с морем и страною к югу и индийскою и так называемым средоречием. Но царство Христово отнюдь не заключается в этих пределах, – далеко нет. Но от частного примера речь переходит ко всемирному и всеобщему, ибо Он воцарился не над одною Иудеей; но над всею вселенною и власть его простирается от края до края земли.

Зах.9:11–12. И ты в крови завета130 испустил еси узники твоя от рова не имуща воды: сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти.

Речь обращается уже к самому праведному и спасающему и в то же время кроткому царю, то есть ко Христу, и поясняет славные и достойные удивления дела Его пришествия на землю: ибо Единородное Слово Бога уничижило себя добровольно, соделавшись человеком, «претерпело и крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2) и поставило собственную душу выкупом за жизнь всех и стяжало Богу и Отцу вселенную кровию завета вечного, прообразом которого была кровь, кропленная премудрым Моисеем на древних, как сказано: «взем Моисей кровь и самую книгу завета, окропи весь народ глаголя: се кровь завета, егоже завеща Господь к вам» (Исх.24:7–8) Но это служило прообразом и подобием истины, а самою истиною служит Христос, купивший всех нас кровью завета; ибо мы, как говорит ученик Его, «избавихомся неистленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа» (1Пет.1:18–19). Итак, говорит, ты, праведнейший и кротчайший царь, тех, которые кровью завета сделались твоими узниками (то есть тех, которых ты связал узами любви и которых убедил преклонить под твое ярмо и явно привязать выю ума) «испустил еси, то есть избавил или вывел, или выпустил на свободу от рова не имуща воды». Мы утверждаем, что этим Он указывает на самый ад, не имеющий жизни (ибо воду мы будем принимать образом жизни) или под адом будем разуметь, и весьма справедливо, обольщение лжеименным богами; ибо это поистине есть ров, в который если кто упадет совсем, лишается жизни навсегда. А что Христос умерши опустошил ад и находившимся под стражею духам отворил врата преисподней, – это ясно для всякого. Негде и Бог всяческих устами Иеремии сказал об Израильтянах, оставивших Его и безумно обратившихся к идольскому заблуждению: «ужасеся небо о сем и вострепета по премногу зело, глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие мои: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер.2:12–13); ибо как правильное и свободное от заблуждений познание о Боге есть источник жизни и источник животворящий: так под безводными как бы сокрушенными кладенцами можно разуметь идольские изображения и заблуждения относительно Его. Потом обращается с словом к самим узникам и возбуждает их к благим упованиям, говоря, «сядите в твердели (крепости) связани сонмища». Тверделию же, как я думаю, называет церковь, как укрепленную во Христе и обладающую непоколебимым состоянием; а сидением называет твердость в вере, ибо о Боге написано, что «ты седящий во век» (Пс.28:10), то есть имеешь неизменную и непоколебимую природу. Итак вы, узники моего сонмища, будете, говорит, в безопасности, обладая постоянством в вере. А таковым может быть святое множество оправданных во Христе. А что терпение за все прекрасное и их непоколебимая любовь к Богу не останутся без награды, на это намекает, говоря; «и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти». Что такое Он хочет сказать этим? Пришельцы на земле и странники суть все святые и жизнь телесная всякого человека очень кратка, так что за ее совершенную незначительность ее можно, может быть, уподобить единому дню. Итак «за един день, говорит, пришествия твоего», то есть за непродолжительное и краткое время телесной жизни Я воздам сугубыми и усиленными наградами. Негде и Христос сказал: «меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше» (Лк.6:38). И мы ожидаем наград, равномерных нашим делам, но с большим превышением; ибо Податель весьма щедр.

Зах.9:13. Занеже напрягох тя себе Иудо яко лук, исполних Ефрема.

Здесь опять объясняет, каким образом будет призвано и чрез веру войдет (в церковь) множество язычников: а некогда роскошествовавший, то есть сатана обнищает, лишенный поклонников своих, с такою жадностью приобретенных им. Он обращает речь как бы к святым апостолам или учителям из Израильтян, которые, обтекая страны язычников, призывали их к познанию истины и условляли их ею. Итак говорит: «о Иудо, напрягох тя себе лук», о Ефрем, «исполних». Что это значит, я опять скажу. Когда искусные в стрельбе из лука, натягивая тетиву, приближают к груди железо лука: тогда говорят, что наполнили лук, и пускают летящую стрелу. Таким образом называемое различно означает одно и то же. Луком, говорит, я сделал тебя, Иуда, и исполнил тебя, Ефрем. Под Иудою же и Ефремом разумеется весь народ Израильский. Итак сделал как бы луком Иудеев, уверовавших прежде других и пришедших к такому убеждению, что они руководят язычников, от заблуждающихся отгоняют полчища демонов, поражают сатану и вообще противящихся божественным догматам и восстающих против тайноводительства их. Так и божественный Давид негде говорит к Спасителю всех и Богу: «стрелы твоя изощрены, Сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых» (Пс.44:6); ибо стрелы Сильного, то есть Христа поражают врагов Бога и Отца в сердце и утробы. Стрелы же Его – это наставники заблуждающихся и не знающих действительного и истинного Бога. Поражают они не на смерть, но приводят их к любви ко Христу, дабы они покорялись Ему. Такова именно изображаемая в Песни Песней невеста, ясно говорящая: «яко уязвлена любовью аз есмь» (Песн.5:8). А что божественные ученики сделались весьма мужественными и сильными, в этом удостоверит говорящий о них Духом премудрый псалмопевец: «яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс.126:4); ибо оттрясенными называет Израильтян, как лишившихся божественной благодати за то, что они нагло поступили против Христа. Но сыновья их сделались как бы стрелами, посылаемыми рукою сильною. Негде и Аввакум как бы самому Еммануилу о святых апостолах сказал: «стрелы твоя пойдут в блистании молний оружий твоих» (Авв.3:11).

Зах.9:13. И воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника.

Вот теперь ясно называет луком Своим учителей из Иудеев; ибо какие чада Сиона восстали против чад еллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей «и право правящие слово истины»? (2Тим.2:15) Ибо под Сионом духовным что другое можно разуметь, кроме Церкви? Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся, потому что Бог поставил их «как мечь ратника». Оказывается, что и божественный Павел также украшает духовного воина во Христе; ибо он облекает его «в броню правды Христовой и в шлем спасения»; потом дает ему «мечь духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:14–17). Итак, пользуясь этим мечом против чад еллинских, они отсекают укоренившееся в них заблуждение и употребляют острейшее Слово Божие, которое «живо и действенно» (Евр.4:12), – убивают злого и нечистого духа, дабы они могли наконец умом чистым и свободным и избавившимся от владычества демонского воспринять слово истинного богопознания.

Зах.9:14. И будет, Господь на них явится,131 и изыдет яко молния стрела его.

Этими словами указывает на то, что Господь Бог будет с ними, и вместе с ними будет сражаться и поражать противников их. «Будет, говорит, Господь на них», очевидно, на тех, которые усиливались противиться служителям Евангелия Его; ибо каждая стрела есть наставник, или апостол. Опять их уподобляет стреле или копью посылающего их Бога. Как молния, говорит, побежит, очевидно, освещая и легко обращая на себя взоры всех. А столь славными были и божественные ученики и проповедники Евангелия Спасителя и следующие за ними правители народа и предстоятели церквей, так что блеск присущей им добродетели не укрылся ни от кого. Указывая на это, и Спаситель говорит: «никтоже вжигает светильника и поставляет его под спудом, или под одром полагает, но на свещнице, да исходящии видят свет» (Мф.5ср. Лк.8:16), и опять в другом месте: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16).

Зах.9:14–16. Господь132 Вседержитель в трубу вострубит, и пойдет в шуме прещения своего. Господь Вседержитель защитит их, и поядят я, и посыплют133 камением пращным, и испиют кровь их яко вино и исполнят яко чаши134 жертвенник. И спасет я Господь135 в день он яко овцы люди своя.

Речь эта ясно представляет Бога всяческих, как я сказал, сподвижником их и соратником, готовым и решившимся сражаться так, что кажется как бы готовым к войне и как бы уже выступающим и употребляющим все могущество против врагов и против присущей им силы. Весьма справедливо говорит, что Он выступает войною не против тех, которые чрез веру уловлены в оправдание, но против тех, которые жалким образом воспротивились божественной проповеди, на которых и Павел указал, говоря: «дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози» (1Кор.16:9). Итак, «вострубит, говорит, Господь в трубу». Очевидно, Господь сказал здесь о евангельской проповеди, распространившейся по всей вселенной, и таинство (Христово) стало слышимо живущим повсюду. Моисей был гугнив и медленно-язычен; посему он едва был слышим в одной Иудее. Но слово о Христе никак не ограничивается такими пределами; ибо оно прозвучало как бы некая сильная и весьма благозвучная труба и донесла звук до ушей всех. «Пойдет же как бы в шуме прещения своего» и таким образом защитит Своих воинов, так что противники Его истребляются как бы огнем, а храбро избивающие их как бы засыплют пращными камнями. «Испиют же и кровь их», то есть как бы какие дикие звери легко победят их и умертвят их, и принесут чаши, наполненные кровью падших, как бы некое возлияние на жертвенник, ибо смерть тех, которые препятствуют спасению заблудившихся, есть благоуханная и приятная Богу жертва. Если убийцы тела не заслуживают помилования, напротив подвергаются соответственным наказаниям; то что же сказать о тех, которые сделались губителями и растлителями душ?

А таковыми опять могли быть даже лучшие из Еллинов, приобретшие славу мирской мудрости, говорящие о высших и низших богах и богинях и убеждающие покланяться твари вместо Творца и воздающие каждой стихии славу подобающую Богу. И они вводили в заблуждение людей не только во время своей земной жизни, но и в последующие времена; ибо впоследствии многие тысячи погибли, будучи увлечены ложью их и внимая пустым и бабьим басням их. Таковые наконец истреблены. Преходит скверна их писаний, басни их теряют значение, и как бы испита кровь их; побиваемые догматами истины, как бы камнями из пращи, они засыпаются ими, и погибель их дерзких речей, как я сказал, сделалась благоуханием Богу. «И спасе Господь яко овцы люди своя». Поскольку же Он есть Творец всяческих, то людьми Его по справедливости могут быть названы и издавна находящиеся в заблуждении, которых Господь спас как стадо, угнанное разбойниками, изгнав ложных пастырей и приняв под свою защиту род человеческий; ибо «Он есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы» (Ин.10:11).

Зах.9:17. Зане камение свято валяется136 на земли его: яко137 аще что благо его, и аще что добро от него138, пшеница юношам и вино благоуханно девам139.

Мы утверждаем, что камнями святыми, валяющимися на земли Божией, называются некогда бывшие в церкви святые, которые сделались в ней руководителями и наставниками. Они сделались подобными «камени многоценну, избрану, краеугольну, честну», положенному Богом и Отцом «в основание Сиону» (Ис.28:16). Если же основание есть камень; то «счиневаемые и составляемые» и созидаемые в святой храм для Бога и сами не без основания называются камнями (Еф.4:16; 1Пет.2:5).Весьма хорошо говорит, что они катятся140, указывая тем как бы на их быстроту и готовность ко всему, что есть святого; ибо камни круглые и шаровидные оказываются более способными преодолевать препятствие и более способными к движению, если только кто захочет привести их в движение. Так и дух святых весьма удобоподвижен к тому, что угодно Богу. И если такими свойствами обладают камни, то и нам подобает твердо держаться подобного же настроения духа. «Аще что благо его, и аще что добро его», очевидно, Бога, подающего нам все потребное к благочестию. Что же это такое? «Пшеница юношам и вино благоуханно девам». Тем, которые действуют неустанно и с юношеским расположением духа стремятся к угодному Ему и имеют твердую решимость исполнять благое, подастся от Него и еще большая сила, как бы подразумеваемая под пшеницею; ибо «хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103:15). Очищенным же и имеющим непорочный ум, которые по справедливости могут быть уподоблены почтенным и святым девам, подастся духовное вино, очевидно ясное и чистое знание о Боге, «веселящее сердце человека» (Пс.103:15). Итак, юноши и девы, согласно только что объясненным нами словам, будут призваны к щедрому и обильному участию в вышних благах и услышат Бога говорящего: «ядите и пийте, упийтеся, ближнии» (Песн.5:1). Такие суть ближние Богу, и не по расстоянию места (ибо неразумно понимать или думать так об этом), но по весьма сильному стремлению и расположению души ко всему самому лучшему и по любви к Нему; ибо как нечестие отвлекает и как бы отводит нас далеко, так добродетель ставит нас пред Богом, устраняя то, что отделяет и разлучает нас от Него, то есть грех.

* * *

118

Αδραχ – так LXX Иерон. (1479. А), Феодорит, мн. мин. Альд. и Феод. Мопс. (Εδραχ) Ак-Сим. Феод., но Сирогекз (Field), соотв. Евр. (Вульг.– Сир.): הדרך Хадрах. Но Слав. как Ват. Син. Ал. нек. LХХ у Иерон. и др. мн.: σεδραχ.

119

και Λαμασκοῦ ἀναπαυσις αὐτοῦ,– ἄναπαυσις чит. и нек. греч. Акила (по Феодориту): και ἐν Λαμασκω ανἀπαυσις αυτου, – нек. код. Феодорита, Вульг. соотв. Масорет. и др. Но Слав. как Ват. Син. Алекс. LXX Иерон. (Sacrificii ejus), Феодорит: жертвы его. Так и Сирск. перев.: קורבנו приношение, дар его. ср. Араб. Вальт.: victimam suam и Ефр. Сир. (297. Д.). Разность переводов объясняется чтением разных гласных от одних и тех же согласных: МеНуХаТО покой его и МиНХаТо – жертвоприношение, дар, жертва его. Нек. вм. Δαμασκου чит. Λαμασκο.

120

και Ημαθ – Алекс. LХХ Иерон. (1480.8), Феодорит, и др. Слав.: και εν Εμαθ – Ват. Син., др.

121

Ραθυμος – Σεμελιος – Рехум (русс.) или Реум (слав.) и Шимшай (рус.) или Самиса (слав.).

122

διοτι, как Ват. Син, др., Слав: яко – οτι, как некот.

123

Чит.: συνηγαγε, как Син. Алекс. др., но Слав. не чит. как Ват. и др. мн.

124

αυτην – как Алекс. и др. мн. Но Слав: я=αυτους, как Ват. и др. нек.

125

διοτι, Слав.: яко.

126

В тексте св. Кирилла: εωρακασι (как у Pars. один код.), но далее в толковании: εωρακα εν τοις οφθαλμοι; μου (144. С), – а несколько ниже по-видимому иначе: νυν εωρακαμεν εν τ. ο. αυτου (ib. Д). Во всех других Греч.: εωρακα (соотв. евр.).

127

ιππον, как Ват. и др., Слав: кони – ιππους, как нек.

128

εξολοθρευθησεται – одни, εολοθρευσει – другие и Слав: потребит.

129

ειρηνην – одни, ειρηνη – другие.

130

Так и Алекс. и др. Слав. как Ват. и др. приб. σου.– Твоею.

131

Και εσται... οφθησεται, Слав. опуск. εσται (как нек.), – другие опускают οφθησεται.

132

Так Ват., Алекс., Син., и др., но Слав. приб. Бог – Θεος, как нек.

133

Ват., Алекс. и др. прибавл: αυτους – их, как и слав.

134

ως φιαλα, – как Алекс. и нек. др., но Слав. φιαλας ως – чаши яко жертвенник, как Ват. и др. мн.

135

Так Алекс. и др. но Слав. приб: Бог их – Θεος αυτων – как Ват. Син. и др.

136

Κυλιονται – собственно: катаются.

137

οτι ει, как Ал., Ват. Син. др.; но Слав. оп. οτι, как Компл. и нек.

138

παρ αυτου – Алекс. LХХ Иерон. др., Слав: αυτου – его, как Ват. и др.

139

Εις παρθενους, Слав. мож. быть читает: παρθενοις.

140

Κυλιω или κυλινδω значит: катать, валять – стр: валяться кататься.


Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова.

Комментарии для сайта Cackle