Глава 64

«О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» (Ис. 64:1). Смотри, как Он везде проповедует о Своей силе, что Он велик и может совершить то, чего желает. «Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя» (Ис. 64:2–4). Ужели видели? Никак, говорит; хотя мы блуждали и почитали иных богов, однако никогда не видели Бога, равного Тебе. «Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные». Милосердие бывает истинною помощью, особенно имеющим терпение, – если не тотчас, то, наверно, в последующее время. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих» (Ис. 64:5). Видишь ли, Он не безразлично идет навстречу ко всем, но только к творящим правду. «Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?» т.е.: когда Ты на нас прогневался, мы преданы были в плен123.

«Ты прогневался, потому что мы издавна грешили». Если по причине наших грехов ты желаешь воздавать нам наказания, то мы и заслуживаем этого. «И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших» (Ис. 64:7), т.е.: прогневавшись, Ты устрашил нас и так отогнал, что мы не осмеливаемся более приступать к Тебе. «И оставил нас погибать от беззаконий наших». Это сказано не ради пророка, но ради народа. Следовало бы сказать лучше так: так как Он прогневался на нас, то мы совершили еще величайшие преступления; а потому Он презрел нас, и не заботился о нас.

«Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина» (Ис. 64:8). То, что должно было сказать, пророк не осмелился утверждать, т.е.: «Ты – Отец наш», а мы сыны. Для того, чтобы мудрою тщательностью обратить к себе попечение Его, пророк сказал: «Господи, Ты – Отец наш»; а для того, чтобы показать повиновение и почтение, он говорит: «мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей». Делай так, как ты желаешь. «Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие» (Ис. 64:9).

Потом слова обращаются к храму и к святому месту: «Города святыни Твоей сделались пустынею» (Ис. 64:10); Ты же нет…124

* * *

123

Далее одна строка оставлена без перевода, вследствие повреждения текста в армянском кодексе.

124

Здесь оканчивается вставка перевода с новооткрытой в армянском тексте части творения Златоуста и далее идет опять перевод с издания Миня. Ред.

Комментарии для сайта Cackle