Глава 18
Иез.18:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, что вам притча cия на земли Израилеве, глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша?
Иез.18:3. Живу Аз, глаголет Адонаи Господь: аще будет притча сия во Израили.
Иез.18:4. Яко вся души Моя суть, якоже душа отча, тако и душа сыновня, вся души Моя суть: душа яже согрешит, та умрет.
Иным кажется, что пророчество переходит к другому предмету, но можно видеть, что изрекаемое здесь согласно со сказанным выше. Поскольку, упомянув о беззаконии Седекии, предвозвестил, что будет владычествовать над вселенной произошедший из царского семени, то по необходимости научает народ не употреблять более обвиняющей Бога в несправедливости притчи, будто бы, когда «отцы, ядоша терпкое, зубом чад оскомины быша», или, по переводу Симмаха, у детей скрипели зубы. Ибо, говорит Бог, вот, тогдашние цари были беззаконны, но семя их овладеет вселенной. Ибо не потерплю, чтобы, когда прегрешили отцы, отчет требовался с детей, потому что Я – владыка тех и других, о всех прилагаю одинаковое попечение, «вся души Моя суть», душа согрешающая сама за себя понесет наказание. Потом научает нас, сколько видов имеет правда, как возможно и жизнью насладиться, и освободиться от наказания.
Иез.18:5. Человек же, иже есть праведен, творяй суд и правду,
то есть весы справедливости держащий верно.
Иез.18:6. на горах не снесть,
то есть далеким сделается от служения идолам, потому что капища идольские созидаемы были на горах.
и очес своих не воздвигнет на вожделения16 дому Израилева,
то есть, если не последует худым помышлениям Израиля, а сим изобразил вместе и нечестие и беззаконие.
и жены ближняго своего не осквернавит, и к жене в месячных сущей не приближится, то есть надлежит ему и чужого не обкрадывать ложа, и не приближаться к жене, у которой течение крови, потому что и сие воспрещено законом.
Иез.18:7. И человеку не насильствует, и залог должнику отдаст, и хищением не восхитит,
то есть если окажется свободным от всякой любостяжательности. Потом изображается возрастание в добродетели.
хлеб свой алчному даст, и нагаго облечет в ризу.
Ибо недостаточно того, чтобы не похищать, но должно и нуждающихся принимать в сообщество, чтобы и они пользовались твоим достоянием.
Иез.18:8. Сребра своего в лихву не даст, и прибытка не возмет,
Ибо и это – виды любостяжательности.
и от неправды отвратит руку свою
Сим кратким выражением запретил беззаконие.
и суд сотворит между мужем и ближним своим,
если окажется праведным Судиею, произносящим приговор не по дружбе и не по вражде. Потом выражается кратко:
Иез.18:9. И в заповедех Моих ходил, и оправдания Моя снабдел, еже творити та: праведен сей есть, жизнию жити имать, глаголет Адонаи Господь.
Исполнивший все сказанное и свободный от всего запрещенного, и наименованием праведного почтен будет, и пожнет плоды жизни.
Иез.18:10. И аще родит сына губителя, проливающаго кровь и творяща грехи,
одним словом, который «в путь отца своего праведнаго не ходил» (Иез.18:11), но сделал все, что запрещено, и ходил другим путем, сей, сказано, «беззаконие сотвори» (Иез.18:12).
Иез.18:13. Жизнию не поживет: вся сия беззакония сотвори, смертию умрет: кровь его на нем будет,
то есть не получит пользы от отцовой добродетели беззаконник, избрав жизнь противную отцовой, но пожнет плоды собственных своих семян.
Иез.18:14. Аще же родит сына, он же увидит вся грехи отца своего, яже сотворил есть, и убоится, и не сотворит по ним.
Потом сказует по порядку, что сын освободился от служения идолам, не приобщался к беззакониям дома Израилева, не злоумышлял против чужих браков, возненавидел всякий вид любостяжательности, услуживал по возможности нуждающимся, у одних утоляя голод, других одевая и избавляя от наготы, и сохранял в совокупности все заповеди, и говорит о нем:
Иез.18:17. Не скончается сей в неправдах отца своего, но жизнию поживет.
Ибо несправедливо подвергать его ответственности за беззаконие отца.
Иез.18:18–19. Отец же его аще скорбию оскорбит и хищением восхитит, сопротивная сотвори посреде, людей Моих и умрет в неправдах своих. И речете: что яко не взя сын неправды отца своего?
то есть вы, судя несправедливо, хотите, чтобы сын беззаконника терпел наказание за отца и спрашиваете друг друга: почему не наказан он за отцовы беззакония? Но Я сказываю вам:
понеже сын суд, правду и милость сотвори, вся законы Моя соблюде, и сотвори я, жизнию поживет.
Поскольку не шел он путем отцовым, но отцову пути предпочел Мой путь, то нашел и конец – достойный пути.
Иез.18:20. Душа же согрешающая, та умрет: сын не возмет неправды отца своего, и отец не возмет неправды сына своего.
Потом тоже самое выразил яснее и кратко: «правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» Многократно повторяет одно и то же, желая, чтобы в слушателях памятование о сем сделалось твердым.
Иез.18:21. И беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет, и не умрет.
Иез.18:22. Вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему, в правде своей, юже сотворил, жив будет.
Столько далек Я от того, чтобы наказывать одного за другого, что и самого нарушителя закона, хотя бы сделал он тысячи беззаконий, когда обратится, принесет покаяние, предпочтет путь правды, и приму, и сподоблю жизни. Потом изображает собственную Свою благость.
Иез.18:23. Егда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути его зла, и живу быти ему?
Желаю не смерти беззаконника, но покаяния его, ибо не для того, чтобы наказать, сотворил Я естество человеческое, но чтобы сообщить ему жизнь. О словах сих свидетельствуют дела, ибо, намереваясь наказать, не вдохновлял бы Пророков, не посылал бы апостолов, не дал бы писанных законов, не обещал бы благ, не угрожал бы геенной, но попустил бы людям увлекаться, куда хотят. А теперь не престает делать все это, чтобы избавить от угрожающих зол. И что сказанное – не одно слово только, а самые дела, и совершившиеся и совершающиеся, свидетель сему – божественное Писание. Ибо Езекия, родившись от злочестивого отца Ахаза, не только не наказан за отца, но еще соделался славным за собственное свое благочестие. А блаженный Манассия, ходивший путем прямо противоположным пути родителя, не воспользовался благочестием отцовым; но прибегнув к покаянию, улучил спасение. Амос же сын его, подражавший порокам отца, но не покаянию его, худо кончил жизнь. Но сын его Иосия, возгнушавшись нечестием отца и украсив душу добродетелями всякого рода, сопричислен к сонму святых, никакого вреда не навлекши на себя от отцова беззакония; дети же его, поскольку не подражали ему, но жили во всяком злочестии, понесли наказание за собственные свои прегрешения, не приобретя никакой пользы от боголюбия отцова. Так из самой истории святых Писаний открывается, что истинны словеса Владыки. Посему возвратимся к последовательности истолкования.
Иез.18:24. И аще совратится праведник от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник, аще сотворит, не будет жив: вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся: в преступлении, имже преступи, и во гресех своих, ими же согреши, в них умрет.
Как если кто из беззаконников, возгнушавшись прежнею жизнью, изберет противную, приму покаяние, и сподоблю его жизни, так, если кто из праведников, оставив вовсе путь правды, обратится на другой путь, погубит он весь прежний свой труд, и найдет конец, приличный последнему пути, потому что умрет во грехах своих. Надлежит же знать, что непросто сказал Пророк: аще согрешит, но: «аще совратится от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник», потому что претыкаются иные и из благочестивых, но восстают, и идут снова тем же путем, и принеся покаяние, улучают спасение; совершенно же оставившие путь сей, пожнут плоды пути противного.
Иез.18:25. И рекосте: не управится путь Господень: слышите убо дом Израилев, еда путь Мой не управится? ваш ли путь управится!
Ужели, видя этот правдивый приговор, осмелитесь обвинять Меня в неправде? вам надлежало обвинять себя самих, потому что, видя такую правдивость в Судии, предпочитаете неправду. Потом у Пророка то же самое снова повторяется кратко, а именно, что и праведник, обращаясь на путь противный, предан будет греховной смерти, и грешник, прибегая вновь к покаянию и решаясь идти путем всякой добродетели, плодом покаяния улучит жизнь.
Иез.18:29. Дом же Израилев, видя сие глаголет: не управится путь Господень: еда путь Господень не управляется, о доме Израилев? убо ваш ли путь управляется?
То есть самые дела вопиют, что суды Мои правы и правдивы, а что вами избрано, то исполнено беззакония.
Иез.18:30. Сего ради комуждо по пути его сужду вам, доме Израилев, глаголет Адонаи Господь.
Сделав такую угрозу и произнеся правдивый приговор, Бог обращает речь свою в увещание.
Обратитеся, и отвержитеся от всех нечестий ваших, и не будет вам неправды в мучение.
Иез.18:31. Отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко Мне: и сотворите себе сердце ново, и дух нов: и вскую умираете доме Израилев?
Оставьте путь нечестия, примите другое намерение, согласитесь покориться Моим законам, чтобы не пожать вам смерти за свои пороки, ибо «сердцем новым» и «духом новым» Пророк назвал обращение души к лучшему. Потом открывает Бог собственную Свою благость.
Иез.18:32. Понеже не хощу смерти умирающаго, глаголет Адонаи Господь: но еже обратитися ему от пути своего, и жити души его, глаголет Адонаи Господь, обратитеся убо, и живи будете.
Зная, что желаю не смерти грешника, но покаяния его, прибегните к покаянию, и примите плоды жизни.
Врачество сие прилично и вам, потому что не иудеев только Бог, но и язычников, сам Господь всех, «богат сый во всех призывающих его» (Рим. 10, 12). Посему оставим путь греха, конец которого гибель и пагуба, и обучимся божественному шествию, возводящему на небеса и дающему нам дерзновение пред Богом, которого и да сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем! С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом во веки веков! Аминь.
* * *
У седмидесяти и у блаж. Феодорита читается: ιυθυμημασι; в славянском же переводе: «кумиры», ближе к еврейскому тексту.