Псалом 88
Пс.88:1. Разума Ефама Израильтянина.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина.
Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает.
СОДЕРЖАНИЕ
Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь, во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей.
Пс.88:2. Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими.
Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою.
Пс.88:3. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя.
Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна.
Пс.88:4. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:
Пс.88:5. до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой.
Дабы лучше утвердить себя, и всех благочестивых в достоверности Божия слова, заемлет свидетельство от лица Самаго Бога, Котораго вводит здесь глаголющаго. Ибо как всякий завет, утверждающийся на Божием слове, бывает достовернее и сильнее, сего ради глаголет, что Бог сам, утвердя клятвою завет учиненный с Давидом, не может отрещися от него. Завещах завет (со) избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему. Сугубым именем воздает честь Давиду, нарицая его избранным и рабом Своим: избранным потому, что Бог по единой милости Своей предпочтил его не токмо многим мужам знаменитым, но и самым наследникам Сауловым. Под именем раба не то разумей, что Давид услугами своими нечто заслужил у Бога, но нарицается рабом или служителем Божиим в разсуждении царскаго достоинства, которое не сам собою похитил, но обнадежен быв законным званием, принял подносимую от Бога власть. Впрочем, из самаго существа завета видим, что Бог не лично с одним токмо Давидом завет Свой утвердил, но взирал на все тело церкви в предбудущие веки. Ибо хотя и о Соломоне, и о других преемниках отчасти можно разуметь оныя слова: созижду в род и род престол твой, однако ведал Пророк, что вечность не может быть свойственна никому, кроме единаго Христа. Да и Бог, возводя на престол единаго царя, не на одну токмо фамилию его взирал, но сообщил Давиду и детям его царскую власть с тем, дабы царствовали для общаго блага всех, Дóндеже приидет Христос, и утвердит престол во веки. Сие объяснил Исаиа (Ис. 9:7), где сказал: велие начальство Его, и мира Его несть предела: на престоле Давидове и на царстве его (сядет), еже исправити е, и заступити его в суде и правде от ныне и до века. То же объяснил и Архангел у Луки (Лк. 1:32–33): и даст ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца.
Пс.88:6. Исповедят небеса чудеса твоя, Господи, ибо истину твою в Церкви святых.
Пророк, рекши о завете Божием в частности, приступает здесь к общему проповеданию дел Божиих на тот единственно конец, дабы показать чудную Божию силу, и тем лучше изъявить святость завета. Итак, чудеса, полагаемыя в первом месте, без сомнения, относятся к той силе, которую проявляет Бог в сохранении церкви Своея. Хотя нет сомнения, что и небеса суть наилучшие свидетели и проповедники чудныя Божия силы: но из связи стихов яснее увидим, что все слова к сему относятся концу, о котором сказали мы. Почему прилично некоторые толковники под именем небес разумеют Ангелов, особенне радующихся и веселящихся о благосостоянии церкви, что подтверждает и в последнем члене, где говорит: исповедят истину Твою в церкви Святых. Ибо нет сомнения, что здесь продолжает ту же мысль. Под именем истины назнаменует те неложныя свидетельства, которыми удостоверил Бог рабов Своих о избавлении их.
Пс.88:7. Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих?
Пс.88:8. Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его.
Пророк яснее изображает здесь то, что выше сказал о чудесах Божиих, и сильно восклицает: кто во облацех уравнится Господеви? Облаками нарицает небо: и не дивно, поскольку на земле нет ничего такого, что бы могло сравниться с славою Бога. Человек хотя превосходит прочих животных, но мы видим, коль бедно состояние его, паче же коль исполнено безславия и низкости. Итак, нет на земле никакой вещи, равной Богу, но когда мыслию восходим на небо, то кажется, видим целый сонм богов, к величеству Божию близких. При всем том, в последнем члене говорит Пророк, что и между сынами Божиими нет ни одного подобнаго Богу, сынами же Божиими нарицает Ангелов: понеже и начало не от земли получили, и в тело тленное не облечены, но суть духи небесные, простейшие, чистейшие и Божественною славою сияющие, – не потому, чтоб имели некую часть Божия существа, как мечтают изуверы, но поскольку Бог проявляет чрез них силу Свою, и тем самым существо их от нашего отличается. Итак, сила пророческих слов есть та, что хотя Ангелы достоинством своим превосходят прочия твари и силами своими в удивление приводят нас, однакоже и они совсем не равны Богу и сиянием своим не помрачают славы величества Его, ниже разделяют с Ним Божеския власти. Сие особенно заметить должно: ибо хотя Бог повсюду вещает, что Ангели суть служебные духи, на службу человекам посылаемые и творящие Божие слово, однако мир, не довольствуяся единым Богом, многия божества себе устрояет. К тому же надлежит и следующий стих, где Пророк говорит: страшен есть над всеми окрестными Его. Ибо исправляет грубое суеверие тех людей, которые воздают Ангелам Божескую честь и превозносят их без конца и меры. Потом, нарицая их окрестными Божиими, разумеет то, что они, на подобие воинов (копиеносцев), окружают престол Его, будучи всегда готовы исполнять повеления Его. По сих, наконец, все вышереченное повторяя, глаголет: Господи Боже сил, кто подобен Тебе? дабы мы всегда боялися Бога и не лишали Его достодолжныя чести, Ему единому принадлежащия. Впрочем, дабы свободить нас от рабскаго страха, дает некоторую свободу, глаголя: истина Твоя окрест Тебе, – аки бы сказал, что Бог в обещаниях Своих всегда непреложен и, какия бы перемены ни случились, Он вечно пребывает отвсюду неизменен: истина предстоит Ему одесную и ошуюю.
Пс.88:10. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его ты укрочаеши.
Пс.88:11. Ты смирил, еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы твоея расточил еси враги твоя.
Выше сказали мы, что все, доселе вообще говоренное Пророком о Божией силе, должно относить к чудесному избавлению Израильскаго народа: почему и здесь ясно проповедует о том же. Ибо хотя некоторые владычество над державою морскою относят к потопу, и толкуют так, что Бог не благоволит ныне потоплять вселенную морскими водами, но другие гораздо основательнее мнят, полагая, что Пророк говорит здесь о Чермном море, котораго волны укротил Бог с тем, чтоб дать свободный проход народу Своему. Ибо вскоре за сим присовокупляет, говоря: Ты смирил еси, яко язвена, гордаго. Где под именем гордаго, без сомнения, разумеет Фараона, со всем воинством погруженнаго в море, так как и в следующих словах, прославляя силу Божией мышцы, расточившия врагов, без сомнения, продолжает ту же мысль.
Пс.88:12. Твоя суть небеса, и твоя есть земля: вселенную и исполнение ея ты основал еси.
Пс.88:13. Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася.
Пс.88:14. Твоя мышца с силою: да укрепится рука твоя, и вознесется десница твоя.
Здесь доказывает Божию силу от творения мира, а оттуду выводит и то, что Он же и управляет вся сущая на небеси и на земле. Ибо безместно было бы, чтоб небеса, сотворенныя Богом, круговращалися случаем, а земля управляема была человеческим произволением, но единому Богу свойственно есть и хранить, и управлять все созданное Им, дабы мы не воображали с нечестивыми людьми, что Он, наслаждаяся зрением сего прекраснаго позорища, празден пребывает на небеси. Говоря о севере и о полудни, також о горах Фаворе и Ермоне приспособляет слово к понятию простаго народа: аки бы сказал, что нет ни одной части света, которая бы не благоговела к Творцу своему и не чтила Его. Оныя слова: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя – в Еврейском тексте читаются просто: крепка рука Твоя, и вознесенна десница Твоя.
Пс.88:15. Правда и судьба уготование престола твоего: милость и истина предыдете пред лицем твоим.
Сии слова присовокуплены для большаго подкрепления надежды. Они сильнее действуют на сердце, нежели когда предлагается на среду одна токмо Божия сила. Сего ради Пророк, приспособляяся к славе и величию царей, глаголет, что престол, на котором возседает Бог в величестве Своем, основан не на одной токмо силе, но и на правде и на суде: милость же и истина суть аки некия прислужницы Его. Аки бы сказал, что Бог, вместо порфиры, скипетра и диадимы, украшается сими наипаче свойствами, – яко есть праведен и правосуден, и купно есть милосердый Отец и верный Покровитель рабов Своих. Цари земные поскольку не все в своей власти имеют, то блеск свой отинуду заимствуют. Бог же, яко существо самодовольное и никаких посторонних пособий не требующее, сияние образа Своего предлагает нам в правде, в благости и истине Своей.
Пс.88:16. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица твоего пойдут,
Пс.88:17. и о имени твоем возрадуются весь день, и правдою твоею вознесутся.
Пророк продолжает здесь то же, что выше сказал о церкви: поскольку одно и то же имеет намерение, то есть, чтоб произвесть в благочестивых людях благую надежду, дабы смело уповали на Бога и никаких бедствий не ужасалися, но Его единаго безбоязненно призывали. Блаженными же нарицает тех, коим дано радоватися о Господе: ибо хотя все смертные вообще Божиими наслаждаются щедротами, но чувствование отеческия благости не ко всем относится равномерно. Сего особеннаго преимущества удостаивает Бог одних токмо избранных, подая им так вкушать Свою благость, что они и к радости и к воскликновению воодушевляются совокупно. Радость объемлет их сердца, а воскликновение языки, так что и внешния и внутренния их чувства всегда бывают расположены к хвалению и благодарению Бога. Блаженство таковых людей доказывает Пророк из самаго опыта, говоря, что они не токмо наслаждаются Божиими благодеяниями, но и, надеяся на благоволение Его, спокойным духом препровождают все течение жизни своея. Сие бо означают оныя слова: во свете лица Твоего пойдут; ибо ходить во свете лица Божия не что иное есть, как быть удостоверену, что Бог особенно печется о спасении нашем и имеет неусыпный промысл о нас. К сему надлежат и оныя слова: о имени Твоем возрадуются, и правдою Твоею вознесутся. Ибо сущность оных в том состоит, что верные всегда находят в Боге, чем могут хвалиться и о чем радоваться. Употребляя оныя слова: весь день, без сомнения, разумеет твердое и непоколебимое пребывание в Бозе; а таким образом прикровенно укоряет безумное кичение тех, которые, будучи надменны одним токмо ветром, гордятся своими силами и рога свои подъемлют вверх. Но как таковое высокомерие не имеет твердаго основания, то скоро низлагается и падает. Откуду следует, что всякое величие и всякая сила тогда бывают тверды и незыблемы, когда утверждаются на силе единаго Бога, якоже и Павел хвалится, глаголя: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). На сем основании утверждаяся, презирает он все как настоящия, так и будущия бедствия.
Пс.88:18. Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш:
Сими словами подтверждает ту же мысль, показывая, яко Бог верных и благочестивых людей никогда не лишает силы Своея. Ибо нарицая Бога похвалою силы их, означает, что они так подкрепляемы бывают помощию Бога, что праведно хвалятся о Нем. Но между тем напоминает им и о должности их, заставляя, дабы хвалили и благодарили Бога за то, что пребывают здравы и невредимы. А дабы лучше прославить сие благодеяние Божие, научает, что оно происходит от единаго благоволения Божия, а не от каких-либо заслуг их. Откуду следует, что они совершенно обязаны Богу, Который по единому токмо милостивому благоволению Своему являет им помощь.
Пс.88:19. яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего.
Понеже в царе состояло верховное благо народа: сего ради особенне глаголет Пророк, что и сей дар происходит от Бога, хранящаго благосостояние верных чрез помазанника Своего. И потому, во-первых, нарицает царя, в преносном смысле, щитом, поскольку подобие сие часто в Писании употребляется; но между тем исповедует, что сей щит не от кого иного посылается к защищению народа, как токмо свыше – от Бога. То же самое и во втором члене повторяет, глаголя, что царь от Бога дается народу, и потому защищение, которое от царя происходит, есть благодеяние Божие. Но здесь заметить должно, что глаголемое о прообразовательном царстве собственно приличествует лицу Христа, Который дан нам от Бога Отца с тем, чтоб защищать и хранить нас от врагов видимых и невидимых.
Пс.88:20. Тогда глаголал еси в видении сыновом твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих:
Здесь пространнее изъясняет, чего ради выше сказал: яко от Святаго Израилева царь наш. Понеже де не человеческим согласием был избран, ниже сам себе присвоил власть, ниже злоухищрением взошел на престол, но от небес был дан для сохранения всеобщаго блага и под руководством Бога на царское служение призван. Итак, намерение Пророка в том состоит, чтоб отличить сего Божественнаго царя от всех прочих царей. Ибо хотя справедливо научает Павел, что несть власть, аще не от Бога (Рим. 13:1): однако великое находится различие между Давидом и между теми царями, которые человеческими пособиями царство получили. Ибо Бог рабу Своему Давиду как бы из рук в руки скипетр предал, и Своею десницею посадил его на престоле. Другие цари или по наследству бывают преемниками отцам своим, или избираются народом, или силою и оружием приобретают царскую власть; но что касается до Давида, то Бог избрал его глаголом Своим. А хотя намерение Свое открыл одному токмо Самуилу, но поскольку Пророк говорит в множественном числе: глаголал еси в видении сыновом Твоим: то нет сомнения, что глагол сей предан был множайшим Пророкам, которые единогласно засвидетельствовали, что Давид от Бога учинен был царем. А как Бог глаголал тогда Пророкам или во сне, или в видениях, для того присовокуплено: глаголал еси в видении. Сие составляет другое обстоятельство, относящееся ко избранию Давида. За сим следует самая сущность, или содержание Божественнаго глагола: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих. Сильным нарицается Давид не потому, аки бы он крепостию своею превосходил других, когда и мал возрастом был, и между братиями презрен, так что и Самуил без внимания обошел было его; но потому, что после избрания облечен был новою силою свыше, и одарен способностями приличными царю, так как и Христос, когда Апостолов избрал, не именем токмо Апостольским украсил их, но купно сообщил и то, что нужно было к прохождению должности Апостольския. Ту же благодать являет и ныне в служителях Своих. Итак, сила Давидова, о которой упоминается здесь, произошла от силы помазания. Сие яснее видно из втораго члена стиха, где означается источник сея непобедимыя силы: вознесох, рече, избраннаго от людей Моих. Все сии слова знаменательные, ибо когда глаголет Бог, что Он вознесл Давида, чрез сие разумеется низкое и презренное состояние, в котором находился Давид прежде, нежели Бог возвел его на царство. К сему надлежит и оное слово: от людей, котораго разум такой, что Давид был из числа подлых и самых низких людей, и ничего благороднаго в себе не имел, когда жил в шалашах между пастухами.
Пс.88:21. обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его.
Пс.88:22. Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его.
Пророк продолжает ту же мысль, показывая, что в Давиде ничего не было царскаго, прежде нежели Бог предварил его Своею благодатию. Сие бо изображается чрез глагол: обретох, аки бы сказал Бог, что Он восприял его туне. И потому имя раба не заслугу некую означает, но относится к званию, так как бы Бог властию Своею утвердил его царство: а что Бог утверждает, то, без сомнения, бывает законно. Благодатное же избрание во втором члене подтверждается паки: а помазание, котораго Давид сам собою не искал, но сверх чаяния получил, было знамением онаго. Понеже убо добровольно и по единому благоволению Своему предварил Бог Давида, и рукою Самуила помазал его в цари, сего ради прилично глаголет: обретох Давида раба Моего. По сих присовокупляет, что будет заступником и хранителем царя сего, котораго Сам избрал и воцарил: ибо не оставляет предначатых дел Своих, но с последствием времени приводит их к концу своему.
Пс.88:23. ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его.
Пс.88:24. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду:
Сими словами изображает, что Давид хотя не будет совершенно свободен от врагов, однако сила Божия всегда будет готова защищать его, дабы не был подвержен беззаконному насилию сопротивных. Таким образом глаголет, что Давид не будет дань платить врагам, как обыкновенно делают побежденные на брани, будучи принуждены покоряться неправедным победителя законам. Нарицая врагов сынами беззакония, прикровенно показывает некоторый род освященнаго владычества: аки бы сказал, что никто, без нанесения обиды Богу, или без греха, испровергнуть его не осмелится. Кратко сказать: Господь обещает, что Давид под покровительством Его пребудет безопасен от нападения всех врагов; а ежели и нападут, Он всех их усмирит, разсыплет и истребит. А что Бог попустил царству его пасть, и что преемники Давидовы принуждены были языческим царям тяжкую дань платить, сие обещанию Господню не противоречит: ибо довольно было и того, что по изсечении государственных сил остался корень цел, донележе пришел Христос, в руце Котораго царство Давидово пребыло непоколебимо.
Пс.88:25. и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его:
Пс.88:26. и положу на мори руку его, и на реках десницу его.
Сими словами обещает Бог, что милость Его, которую в начале явил Он Давиду, будет безпрерывно продолжаться к нему. Сие же обещает того ради, дабы показать, что Он всегда есть истинен, и что обещал, то исполняет верно. И мы видим, что Бог не токмо в начале оказал Давиду премногие опыты Своея милости, но и продолжил ту же милость навсегда. Рог Давидов берется здесь, как часто и на других местах, за славу, за достоинство и за силу; чем означается, что царство Давидово, по милости Божией, всегда будет благополучно, твердо и славно. За сим вскоре присовокупляется распространение царства; ибо как народ беззакониями своими преградил путь благословению Божию, то царство Израилево сделалось теснее, нежели как обещание гласило. Ныне же глаголет Бог, что при Давиде паки распространится так, что народ Израильский возобладает морями и реками.
Пс.88:27. Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего.
Пс.88:28. И аз первенца положу его, высока паче царей земных:
Сими словами показывает, что главное преимущество царя Давида состоять будет в том, что он сыном Божиим наречется. Впрочем хотя Бог удостоивает чести сея и других людей, которых Он царями поставил, как видели мы во псалме 81, где сказано: Аз рех, бози есте, и сынове Вышняго вси; но здесь особливое нечто о избранном царе Своем вещает, и другим образом усыновление его разумеет. А немного ниже увидим, что поставляет его на высочайшей степени, нежели других земных царей, коль не пространно владычествуют. Сие преимущество, чтоб нарицаться Божиим сыном, одному только царю во всем мире предоставлено было. Почему хотя и Ангели, и цари, отрожденные духом сыноположения, нарицаются сынами Божиими; но Давид по силе особеннаго преимущества изъемлется из общаго всех порядка, когда Сам Бог обещает ему усыновление. Сие из следующаго стиха яснее видно, где Бог нарицает его первенцем: понеже поставляет превыше всех царей земных, которая честь превосходит всякое не токмо человеческое, но и Ангельское достоинство. Ежели же вопреки скажет кто, что Давид был един из числа смертных человеков, и не равен Ангелам, сие решить не трудно. Ибо ежели будем судить о Давиде, каков он был сам по себе, то, конечно, не могл бы он взойти на толь высокий степень; но поскольку носил образ Христов, сего ради прилично нарицается первенцем, и царем высшим паче царей земных.
Пс.88:29. в век сохраню ему милость мою, и завет мой верен ему:
Пс.88:30. и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба.
Здесь паки повторяет Бог, что царство Давидово стоять будет непоколебимо даже до скончания мира. Полагая в первом месте милость, а потом присовокупляя завет, означает причину завета, аки бы единым словом сказал, что он есть благодатный и что не токмо основан на милости, но и всегда стоит на ней. Ибо сущность слов клонится к тому, что Бог всегда пребудет милостив к Давиду, дабы завет никогда не терял своей силы. Откуду следует, что твердость его в едином благоволении Бога состоит. В следующем стихе изображает Бог продолжение милости Своея, глаголя, что не токмо сам Давид, но и семя его, то есть потомство Давидово всегда пребудет на царском престоле. Ибо как под солнцем нет ничего долговременнаго: сего ради Пророк чрез дние неба вечное продолжение разумеет. Откуду следует, что событие пророчества сего не может состояться, доколе не дойдем до Христа, в Котором едином сия обрящется вечность.
Пс.88:31. Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут:
Пс.88:32. аще оправдания моя осквернят, и заповедий моих не сохранят:
Пс.88:33. посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их,
Пс.88:34. милость же мою не разорю от них, ни преврежду во истине моей:
Пророк продолжает далее, и говорит, что хотя бы потомки Давидовы и согрешили, однако Бог помилует их, и не будет наказывать преступлений их по всей строгости правосудия Своего. Впрочем, дабы обетование было действительнее, всегда вводит Самого Бога глаголющаго, так как бы беседовал с Ним изображенными в завете словами. Сие присовокупление было весьма нужно потому, что ежели бы Бог по безконечной благости Своей не прощал нам грехов, то никакой бы завет Его тверд в нас не был, поскольку все мы немощны и к падению весьма склонны. Понеже убо предвидел Бог, что потомки Давидовы по грехам своим будут часто уклоняться от завета, сего ради изъятие сие вместо врачевства приложил. Впрочем поскольку наказание Божие полезно для людей, то Бог не такую обещает ненаказанность, которая бы грехи питала, но отеческую умеренность в наказаниях, которая грехам снисходит, и не требует мщения в высочайшей степени. И не одним токмо легким грехам обещает прощение, но и самым тяжчайшим и лютым. Ибо не безразсудно употребляет выражения сии: аще закон Мой оставят: аще оправдания Моя осквернят: аще в судьбах не пойдут: аще заповедей Моих не сохранят. Не без причины також беззакония и неправды полагает, но дабы показать, что долготерпение и кротость, с каковою примиряется Бог с потомками Давида, распространяется даже и на самые тяжчайшие грехи. К сему надлежит и оное Пророка Иеремии изречение: завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету егоже завещах отцем их, но дам законы Мои в мысли их, и на сердцах их напишу я: яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (Иер. 31:31 и след.). Впрочем поскольку Бог не с тем нас усыновляет Себе, чтоб мы без наказания грешили: сего ради полагается здесь в средине наказание, чрез что показывает Бог, что Он грехов не любит, но ненавидит их, и сынов Своих наказывая, как должно, к покаянию призывает, якоже и Павел, научая верных, глаголет: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). Таким образом, изрядно исполняется сие обетование: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них. Ибо хотя и гневается за грехи, но не престает любить тех, коих наказывает во спасение. Следующия за сим слова: ни преврежду во истине Моей, или как в Еврейском тексте изображено: ни солгу на истину Мою, означают то же, что не солгу в обетованиях Моих.
Пс.88:35. ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся.
Понеже прямое понятие о Божием милосердии не отинуду приобретается, как из Божия слова: сего ради повелевает нам, чтоб мы совершенно удостоверены были в истине завета Его. Ибо чем превосходнее и неоцененнее бывает благодеяние, тем труднее оному верим, так что и получа, часто сомневаемся, не будет ли паки отъято у нас. Итак дабы верные не сомневалися и между собою тщетно не состязалися, имеют ли Бога милостива к себе, Пророк, или паче Сам Бог повелевает взирать на завет и спасение, приносимое заветом, воспринимать. Таким образом Бог одобряет нам здесь истину Свою, дабы удовлетворялися единым обетованием Его и инде не искали известности спасения нашего. А понеже выше сказал: аще сынове Давидовы оправдания Моя осквернят, сего ради приспособлялся к выражению оному, вопреки глаголет: не оскверню завета Моего. То есть: Я не поступлю взаимообразно и не потерплю разорить завета Моего ради грехов их: понеже имею готовое средство благодатнаго отпущения, и потому не солгу на истину Мою, как сказано выше. В самом деле, хотя Иудеи по неблагодарности и вероломству своему отчуждилися от Бога, но завет уничтожен не был, поскольку основан был на непоколебимой истине Божия слова. Тако и ныне, когда грехи наши восходят до небес, Божия благость, превосходящая небеса, превозмогает их.
Пс.88:36. Единою кляхся о святем моем: аще Давиду солжу?
Бог утверждает здесь клятвою то, что прежде обещал Давиду. Откуду явствует, что вещь была немаловажная: понеже Бог не всуе употребляет священное имя Свое. Между тем представляет пример редкия милости, когда видя нас к неверию склонных, так человеколюбно предваряет. Почему неизвинительны будем мы, ежели не будем веровать обетованию, толь сильно утвержденному, тем паче, что Бог пекущийся о спасении нашем, желая привлечь нас к слову Своему, не щадит даже имени Своего, и отдает оное вместо залога, когда мы не довольствуемся простым обетованием Его. Слово: единою – означает, что клятва Божия есть непреложна, и что нет никакой опасности со стороны непостоянства. Впрочем когда глаголет: кляхся святынею Моею, тем означает, что нет большаго, чрез кого бы клястися мог. Мы когда кленемся, то поставляем Бога судиею потому, что Он существом Своим превосходит нас: Бог же поскольку никого большаго над Собою не имеет, то кленется Сам Собою (Евр. 6:13). По переводу седмидесяти толковников, слово: о Святем – без сомнения означает святилище, которым кленется Бог, снисходя грубости людей, и отсылая их к земному жилищу Своему, дабы далеко не искали Его. Следующия за сим слова: аще Давиду солжу – означают то же, что не солгу Давиду. Таковыя неполныя и отрывистыя выражения у Евреев весьма употребительны. Они напоминали им, дабы со страхом употребляли Божие имя и боялися за непочтение подпасть суду Его. Слово отрывистое и неполное на подобие узды удерживало их от дерзости и безразсудства. Впрочем сие не новое, что Писание нечто заимствует от общаго обыкновения людей.
Пс.88:37. Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною,
Пс.88:38. и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен.
Сие есть то обетование, по силе котораго надлежало царству Израилеву всегда пребывать в потомстве Давидовом. Ибо Пророк две вещи соединяет вместе, то есть, семя и престол, на которых основывается вечность царства с тем намерением, дабы никогда к чужим не переходило. Приводятся во свидетели солнце и луна: ибо хотя и подлежат тлению, однако больше в себе твердости имеют, нежели земля, или воздух, которыя непрестанным подвержены переменам. А как и весь мир часто колеблется и переменяется: для того непоколебимейшее состояние предлагается в солнце и луне, дабы о царстве Давидовом не судили люди по общему чину природы. Впрочем, поскольку престол царский при Ровоаме поколебался, а после и совсем разорен и испровержен был: следовательно, пророчество сие не может относиться к Давиду. Мы видим, что солнце не престало сиять днем, а луна нощию, внешнее же царства Израильскаго достоинство исчезло без всякой возстановления надежды: для того должны мы обратить внимание наше ко Христу, дабы Бог не явился в обетованиях Своих лживым. Но сей из корене Иессеова прозябший жезл самым делом доказал, что в сих словах заключалася совершенная истина.
Пс.88:39. Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго твоего:
Пс.88:40. разорил еси завет раба твоего, осквернил еси на земли святыню его:
Отсюда начинается вторая часть псалма, в которой Пророк в лице плененнаго народа жалуется, что Божие слово неверно исполняется: не потому однако, аки бы хотел Бога обвинить во лжи, но дабы печаль и болезнь свою в недра Его излить, так как и нам не запрещает то же делать. Ибо хотя и повелевает, чтоб желания наши сообразны были воле Его, однако не преступает заповеди и тот, кто видя все признаки Божия благоволения отъяты, оплакивает бедность свою, лишь бы только не отчаявался, и дерзко не роптал на Бога, как увидим ниже, где Пророк присовокупляет свидетельство кроткаго повиновения и исправляет жалобы свои, благодаря и благословляя Бога за все. Да и сия жалоба, которую здесь употребляет, не к чему другому клонится, как токмо к тому, чтоб открыв пред Богом скорбь свою, отразить сомнение и нетерпеливость. Впрочем, когда говорит, отринул еси и уничижил, вознегодовал еси на помазаннаго Твоего; разорил еси завет раба Твоего, то сие не так должно разуметь, аки бы Пророк обвинял Бога или в легкомыслии, или в непостоянстве, как сказано выше, но токмо скорбит, что преславныя оныя обетования, которыми толико восхищен был народ, по-видимому, стали быть уничтожены. Равным образом когда воспрошают верные: доколе спиши Господи? доколе забываеши ны? не сон или забвение приписывают Богу, но износят на среду те досадныя искушения, коими подстрекает плоть и кровь, дабы Господь заблаговременно подкрепил немощь их. А хотя бы Пророк при ужасном оном разсеянии и человеческое нечто пострадал, то не удивительно. Ибо не каменную душу имел, чтоб видя все противное Божию слову, не тронуться печальным позорищем оным; и потому свободно выходя пред лице Бога, ищет пособия, дабы не погибнуть от печали, что непременно случилось бы, ежели бы сокрыв роптание внутрь сердца, пренебрегл сие спасительное врачевство. Следующия вскоре за сим слова, осквернил еси на земли венец его, можно относить или к Ровоаму, или вообще к разорению всего Израильскаго царства.
Пс.88:41. разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх.
Пс.88:42. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим.
Пс.88:43. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его:
Пс.88:44. отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани:
Пс.88:45. разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси:
Различные различным причинам приписывают разорение оплотов и твердынь Израилевых, но Пророк благочестиво и свято признает Бога виновником толикаго несчастия. Ибо придерживается онаго начала, что невозможно было человеческой силе разорить то царство, которое Сам Бог утвердил, ежели бы Он же не прогневался на него. Потом преносными словами оплакивает, что оно предано на расхищение всем мимоходящим, подобно полю или виноградному саду, открытому на произвол всякаго путника по разорении ограды. За сим увеличивает бедствие другим обстоятельством, которое само по себе довольно тяжко было, говоря: бысть поношение соседом своим. Ибо нет сомнения, чтоб иноплеменные народы, жившие окрест, при толь вожделенном для них случае не радовалися и не ругалися несчастным Иудеям, а без сомнения и самому царю, говоря: Сей ли есть тот Божественный Царь превышший Ангелов, котораго престол имеет стоять с солнцем и луною? А как таковая хула упадала на Бога и на Мессию, Котораго достоинство в лице царя уничижаемо было; сего ради Пророк праведно жалуется на таковую дерзость. По сих присовокупляет, что и Бог со стороны врагов стоял: ибо ведал, что ежели бы не восхотел Бог, то не превозмогли бы враги, когда одних вооружает силою, а других облагает немощию, и делает женоподобными. Наконец заключает, что сколько было поражений, столько признаков Божия неблаговоления: ибо если бы Господь не прогневался, то все усилия мира не могли бы поколебать твердости священнаго онаго царства.
Пс.88:46. умалил еси дни времене его, облиял еси его студом.
Некоторые относят слова сии к лицу царя, но дабы яснее познать мысль Пророка, заметить должно, что он говорит не об одном человеке, но вообще сравнивает состояние царства с жизнию человеческою. Итак жалоба его клонится к тому, что Бог царство Израилево в краткое время довел до старости, так что оно ослабело прежде, нежели достигло надлежащей зрелости, подобно юноше, который прежде нежели собрал силы, безвременною восхищается смертию. Сие подобие весьма прилично; ибо ежели возьмем в разсуждение обетование, то подумаем, что царство Израилево никогда конца иметь не будет. Но мы видим, что оно подобно было цвету; ибо прежде нежели разцвело, как вдруг посреди первых успехов разрушилось, и наконец совсем исчезло.
Пс.88:47. Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев твой?
Пс.88:48. Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия?
Пс.88:49. Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?
Пророк, оплакав жестокия поражения церкви, здесь обращается к молитвам. Откуду следует, что те плачевные гласы, которые доселе допускал, хотя происходили от чувствования плоти, но соединены были с верою. Люди маловерные хотя приступают к молитве, но ничего не испрашивают, понеже молятся без веры. Пророк же, присовокупляя к жалобам своим молитвы, свидетельствует, что он никогда не выпускал из виду Божиих обетований и верил им несомненно. Оныя слова: доколе Господи отвращаешися в конец? – означают долговременное продолжение бедствий. Вопрос: доколе отвращаешися? – назнаменует, что как скоро обратит Господь лице Свое, то все мраки печалей исчезнут. Во втором же члене показывает, чего ради Бог не удостоивает народ отеческаго воззрения Своего, и говорит, что раздражен грехами. Откуду следует, что все бедствия от грехов происходят: понеже суть бичи прогневаннаго Бога. Таким образом, предположив, что Израильтяне за грехи свои толь бедственно страждут, дабы преклонить Бога на милость, предлагает на среду краткость жизни человеческия, в которой ежели не будем вкушать плодов Божией благости, то возмнимся всуе быть созданы. Аки бы сказал: жизнь наша весьма кратка, и смерть всем живущим предстоит близко. Аще убо не всуе создал еси вся сыны человеческия, даждь нам поне некое утешение в жизни сей, и ускори изъяти нас от належащих зол, да не восхищени будем смертию прежде, нежели приидет утешение Твое. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о краткости жизни. Кто есть человек, иже поживет, и не узрит смерти? Сущность слов состоит в том, что милость Божия по смерти не будет иметь места, ежели Отец небесный не явит оную бедным человекам ныне. В Еврейском тексте вместо человека положено имя мужа, дабы лучше изобразить, что никто от насилия смерти свободен быть не может, хотя бы был зело мужествен и крепок.
Пс.88:50. Где суть милости твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине твоей?
Пророк ободряет сердца верных Израильтян воспоминанием Божиих благодеяний, удостоверяя, что Бог не может не быть Сам Себе подобен, и потому не может забыть тех милостей, которыя оказал Он древле отцам их. Правда, сие сравнение могло бы больше ослабить, нежели ободрить сердца благочестивых, видящих на опыте, что Бог с ними не так милосердно поступает, как с отцами их, ежели бы Пророк не представил им другаго утешения, подразумеваемаго здесь, то есть, что Бог никогда не изменяется, и в подвиге милостей Своих не утруждается. Во втором члене показывает, Что Бог верность слова Своего ясными опытами доказал, и потому как обетования, данныя Давиду, так и многоразличныя события оных представляет пред очи верных. К сему присовокупляет слово во истине, дабы верные благонадежнее взирали на то, что древле соделал Бог отцам их: понеже в равных находятся обстоятельствах, и что Бог, Который никогда не лжет и всегда истинен есть, клялся во все времена и веки милостивым быть к потомкам Давидовым.
Пс.88:51. Помяни, Господи, поношение раб твоих, еже удержах в недре моем многих язык:
Представляет другое обстоятельство, которое не мало способствовало к преклонению Бога на милость, показывая, что люди Божии, в несчастии находящиеся, терпят поношение от нечестивых народов: ибо чем несноснее бывает искушение, тем скорее Бог приносит помощь, дабы слабыя души не пали под тяжестию онаго. Когда нечестивые обращают в смех терпение наше и ругаются вере нашей, дабы чрез то ввергнуть нас в отчаяние, то сие не есть ли крайняя обида? Сего ради Пророк не просто разумеет, что обида врагов несносна, но и заслуживает наказание от Бога, дабы не были подвержены стыду уповающии на Него. То же самое распространяет и во втором члене, где говорит, что народ Божий претерпевал всякаго рода поношение от многих язык. Впрочем, сказав вообще о рабах Божиих, вдруг переменил число множественное на единственное, еже удержах в недре моем, и не без причины, но для того, дабы кийждо из верных усерднее вооружился молитвою. Слово, в недре, также сказано выразительно. Оно означает, что нечестивые не токмо издали метали поносныя слова аки стрелы, но и изблевывали в самыя недра сынов Божиих, которыя они терпеливно принимать принуждены были. Разврат века нашего делает то, что учение сие и для нас нужно, ибо нечестивых и гордых презрителей Бога исполнена вся земля, которые не престают смеяться нам; и как сатана весьма искусный учитель в таком роде витийства, то и подает им материю ругаться над бедствиями церкви.
Пс.88:52. имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего.
Сими словами изображает, что нечестивые не сынов уже Божиих поносными словами уязвляют, но Самого Бога прободают; и потому просит, дабы защитил честь Свою, не токмо потому, что в лице Его страждет церковь, но и потому, что все хулы, коими оскорбляется простота веры, восходят на Него Самого, якоже Сам у Исаии глаголет: кому поругася враг твой девице, дщи Сионя? и на кого покива главою, дщи Иерусалимля (Ис. 37:22)? По сей причине всех нечестивых нарицает врагами Божиими, яко таких, кои вражески гоня церковь, гонят Самого Бога, под покровительством Котораго она находится. Что касается до втораго члена, где в Еврейском тексте изображено: поносиша следам Христа Твоего, то следы Христовы положил вместо пришествия, как и у Пророка Исаии сказано: коль красны ноги благовествующих мир (Ис. 52:7)! Ибо как Иудеи в надежде будущаго пришествия Мессии терпеливно все бедствия сносили, то нечестивые обращали в смех терпение их, так как бы свидетельство Пророков о пришествии Христовом было не что иное, как одна токмо баснь.
Пс.88:53. Благословен Господь во век: буди, буди.
Сие заключение показывает, что Пророк духом предвидел как возвращение Израиля из плена, так и будущее пришествие Мессии, и потому воспел хвалу всеблагому Богу. Сие песнопение противополагается злоречию врагов, и означает благую надежду верных; ибо говоря: аминь, аминь, назнаменуют то же, что Бог есть истинен и в обещаниях Своих непреложен.