Скрыть
Завѣща́хъ завѣ́тъ и҆збра̑ннымъ мои̑мъ, клѧ́хсѧ дв҃дꙋ рабꙋ̀ моемꙋ̀:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Завещах завет избранным Моим, т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: и благословятся о семени твоем вся колена земная (Быт. 22,18;28,14). Кляхся Давиду рабу Моему. Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: и будет, егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими, восстанет от семени твоего Иной, Иже будет от чрева твоего, и уготовлю во век царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в Сына (2Цар. 7,12-14)?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Какой завет? Евангельский, о котором Иеремия говорил: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:31–32). Кто же служит посредником этого за­вета? «клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое и устрою в род и род престол твой». Видишь, что посредником этого завета является Родившийся от семени Давида. Совершает таинство, говорит, не со случайною поспешностью, а предуготовляет его на небе, – пришествие Спасителя было вечным истинным предо­пределением. Поэтому Бог и обещает утвердить семя Давида во век, разумея Христа, о котором и Павел в послании к Римля­нам говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим.1:1–3). Этот пре­стол, т.е. царство, Бог обещает устроить в род и род, потому что Родившийся от семени Давида по плоти, кроме настоящего цар­ства, владеет и будущим, как об этом говорил и Даниил: «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14). Следует перемена тона, так как речь идет далее от лица пророка.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: До века уготовлю семя Твое и созижду в род и род престол Твой

И сии слова поставлены в связи с словом: «рекл еси»: то есть, заветы сии учинил Ты с избранными. А избранными Пророк называет Авраама, Исаака и Израиля. Кроме же них, сказано, клялся Ты и Давиду, что семя его сохранишь негибнущим, и что престол его будет процветать во всяком роде. Так, представив обетования Божии, и не видя исполнения оных на деле, даже и бедствиями не вынуждаются молящиеся сказать что-либо неприличное, но песнопениями чествуют Правителя всяческих.

Евфимий Зигабен (†1118)

Завещах завет избранным моим.

По словам Феодорита, сии слова сказываются от лица Бога и Отца. Заветом именует здесь завещание и обещание, а избранными—Авраама, Исаака и Иакова, по словам Афанасия и Евсевия, потому что Бог обещал им возрастить и возвысить семя или потомство их. И Апостол Павел говорит, что Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, говоря как бы многим, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3,16).

Здесь надобно подразумевать общий глагол: Ты сказал, т. е. по словам Никиты, Ты сказал: Я завещал завет. Слова Евсевия: Ты обещал также Давиду подобное в книгах Царств и Паралипоменон (2Ц. 7,12; 1Пар. 22,9), о чем и Петр, воспоминая Иудеям, говорит в Деяниях: будучи кроток, и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить Его на престоле Его (Деян. 2,30).

Кляхся Давиду рабу моему.

См. Толкование на Пс. 88:5

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Дабы лучше утвердить себя, и всех благочестивых в достоверности Божия слова, заемлет свидетельство от лица Самаго Бога, Котораго вводит здесь глаголющаго. Ибо как всякий завет, утверждающийся на Божием слове, бывает достовернее и сильнее, сего ради глаголет, что Бог сам, утвердя клятвою завет учиненный с Давидом, не может отрещися от него. Завещах завет (со) избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему. Сугубым именем воздает честь Давиду, нарицая его избранным и рабом Своим: избранным потому, что Бог по единой милости Своей предпочтил его не токмо многим мужам знаменитым, но и самым наследникам Сауловым. Под именем раба не то разумей, что Давид услугами своими нечто заслужил у Бога, но нарицается рабом или служителем Божиим в разсуждении царскаго достоинства, которое не сам собою похитил, но обнадежен быв законным званием, принял подносимую от Бога власть. Впрочем, из самаго существа завета видим, что Бог не лично с одним токмо Давидом завет Свой утвердил, но взирал на все тело церкви в предбудущие веки. Ибо хотя и о Соломоне, и о других преемниках отчасти можно разуметь оныя слова: созижду в род и род престол твой, однако ведал Пророк, что вечность не может быть свойственна никому, кроме единаго Христа. Да и Бог, возводя на престол единаго царя, не на одну токмо фамилию его взирал, но сообщил Давиду и детям его царскую власть с тем, дабы царствовали для общаго блага всех, Дóндеже приидет Христос, и утвердит престол во веки. Сие объяснил Исаиа (Ис. 9:7), где сказал: велие начальство Его, и мира Его несть предела: на престоле Давидове и на царстве его (сядет), еже исправити е, и заступити его в суде и правде от ныне и до века. То же объяснил и Архангел у Луки (Лк. 1:32–33): и даст ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Завеща́х заве́т избра́нным мои́м, кля́хся Дави́ду рабу́ Моему́.

Завещах завет избранным Моим
, т.е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетование о Христе.  Кляхся Давиду рабу Моему, т.е. когда сказал: Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет ми в Сына» (Св. Афанасий). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (см. 2Цар VII:12-14).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3-4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе (Быт. 22:18, 28:14). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» (2Цар. 7:12–14; 1Пар. 17:11; Пс. 131:11; Ис. 9:7; Лк. 1:32). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» (Деян. 2:30). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском [6, с. 421].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible