Скрыть
ми́лость же Мою́ не разорю́ от­ ни́хъ, ни преврежду́ во и́стинѣ Мо­е́й:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

милость же мою не разорю от них, ни преврежду во истине моей

Бог обещает по­казать нам великую любовь: сначала Он наказывает нас за грехи, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6), но потом отнюдь не признает согрешивших достойными отвержения, почему и не лишает нас милости. Как? Так, что после наказания всех милует. Но, говорит, Он не на­рушит истины своей. Но чего желает истина Его? Того, чтобы ве­рующий в Него, хотя бы и умер, жил, т.е. хотя бы и согрешил, спасся покаянием. Вот почему другие переводчики, вместо: «истины», употребили слово: «вера». Итак, Бог наказывает верующих для того, чтобы они покаялись и спаслись, и чтобы самому не оказаться нарушителем обетования, соединенного с верою.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 31-34 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут: Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят: Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: Милость же Мою не разорю от него, ни преврежду во истине Моей

Если, говорит Бог, ведущие род от Давида учинят и тысячи беззаконий; то их подвергну наказаниям, обетование же данное Давиду сохраню твердым; « милость же Мою не разорю» от него, то есть, от Давида, «и не преврежду во истине Моей». Вместо: «не преврежду» Симмах перевел: не преступлю, а Акила: не солгу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Милость же Мою не разорю от них, ни преврежду (не сделаю вреда) во истине моей

Не отниму, говорит, милости моей от преступников заповедей моих, ибо Я жалею их и ожидаю покаяния их. Какое беспредельное человеколюбие! И наказывая Бог милует и не посылает наказания, не растворенного с милостью; но причиняет раны и наказывает как презрителей и вместе милует, как своих. И не сделаю, говорит, вреда Давиду, преступая заветы и обещания, данные Мною ему. Здесь союз ниже излишен как и в следующем стихе.

Афанасия: Симмах глагол: не сделаю вреда, выразил так: не преступлю. Акила: Не солгу. Он говорит, что хотя потомки Давидовы сделают и бесчисленные преступления, и Я подвергну их наказаниям, но в обещании данном Давиду не солгу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 31-34 Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут: аще оправдания моя осквернят, и заповедий моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же мою не разорю от них, ни преврежду во истине моей

Пророк продолжает далее, и говорит, что хотя бы потомки Давидовы и согрешили, однако Бог помилует их, и не будет наказывать преступлений их по всей строгости правосудия Своего. Впрочем, дабы обетование было действительнее, всегда вводит Самого Бога глаголющаго, так как бы беседовал с Ним изображенными в завете словами. Сие присовокупление было весьма нужно потому, что ежели бы Бог по безконечной благости Своей не прощал нам грехов, то никакой бы завет Его тверд в нас не был, поелику все мы немощны и к падению весьма склонны. Понеже убо предвидел Бог, что потомки Давидовы по грехам своим будут часто уклоняться от завета, сего ради изъятие сие вместо врачевства приложил. Впрочем поелику наказание Божие полезно для людей, то Бог не такую обещает ненаказанность, которая бы грехи питала, но отеческую умеренность в наказаниях, которая грехам снисходит, и не требует мщения в высочайшей степени. И не одним токмо легким грехам обещает прощение, но и самым тяжчайшим и лютым. Ибо не безразсудно употребляет выражения сии: аще закон Мой оставят: аще оправдания Моя осквернят: аще в судьбах не пойдут: аще заповедей Моих не сохранят. Не без причины також беззакония и неправды полагает, но дабы показать, что долготерпение и кротость, с каковою примиряется Бог с потомками Давида, распространяется даже и на самые тяжчайшие грехи. К сему надлежит и оное Пророка Иеремии изречение: завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету егоже завещах отцем их, но дам законы Мои в мысли их, и на сердцах их напишу я: яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (Иер. 31:31 и след.). Впрочем поелику Бог не с тем нас усыновляет Себе, чтоб мы без наказания грешили: сего ради полагается здесь в средине наказание, чрез что показывает Бог, что Он грехов не любит, но ненавидит их, и сынов Своих наказывая, как должно, к покаянию призывает, якоже и Павел, научая верных, глаголет: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). Таким образом, изрядно исполняется сие обетование: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них. Ибо хотя и гневается за грехи, но не престает любить тех, коих наказывает во спасение. Следующия за сим слова: ни преврежду во истине Моей, или как в Еврейском тексте изображено: ни солгу на истину Мою, означают то же, что не солгу в обетованиях Моих.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ми́лость же Мою́ не разорю́ от них, ни преврежду́ во и́стине Мое́й.

Вместо: не поврежду – Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу». Т.е. «обетование, данное Давиду (о Мессии), сохраню твердым» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–35 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут: аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей: ниже оскверню Завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

Изречения сих стихов можно понимать и буквально, по отношению к потомкам Давида (сынове его), о которых Господь Бог, как всеведующий, знал, что они отступят от закона Его, не пойдут по судьбам правды Божией, осквернят, т.е. нарушат уставы и порядки ветхозаветного богослужения (оправдания) и не будут исполнять, не сохранят данных им заповедей, как это и было с ними, часто отступавшими в идолопоклонстве и оставлявшими Закон Его, и потому как бы делал им предупреждения, угрожая наказаниями: посещу жезлом беззакония их. Как вообще в псалмах, так и здесь судьбами называются все законы и постановления гражданского характера, за нарушение которых определены те или другие наказания, а оправданиями называется вся совокупность заповедей или законов нравственного свойства, в которых выражена воля и правда Божия. Здесь псалмопевец (ст. 31–35), от имени Божия, предостерегая потомков Давида, что за нарушение и оставление закона Его они подвергнутся тяжким наказаниям, – возносится мыслию к будущим временам новозаветной христианской Церкви и напоминает опять о милости и истине, обещанных потомству Давида, и о Завете, который установит имеющий произойти от семени Давида Божественный Потомок его – Христос, и который не будет уничтожен (ниже оскверню завета Моего), т.е. не нарушу, не уничтожу Завета Моего, данного чрез Христа, как оскверняли оправдания, т.е. нарушали неоднократно Завет (Ветхий) ближайшие потомки царя Давида, которые довели царство Давида, сначала до разделения на части, а потом до окончательного пленения и разорения. Угрожая наказаниями преступному и беззаконному народу и царям его, потомкам Давида, Господь Бог дает такие обещания новозаветному потомству Давида, т.е. христианам: «Милость Мою не разорю от них, т.е. милости не лишу, не отниму, и во истине Моей ничего не отменю (ни преврежду), не сделаю повреждения, или отмены, а также и Завета Моего не нарушу, не уничтожу (не оскверню), и не откажусь ни от чего, что изречено Моими устами».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible