Скрыть
разори́лъ еси́ от­ очище́нiя его́, престо́лъ его́ на зе́млю пове́рглъ еси́:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Разорил ecи от очищения Его. Сказано «разорил» вместо «разрешил». Поэтому, разрешил от очищения, или заставил увериться, что Он чист, тогда как признаваем был злодеем, осужден как грешник, и со беззаконными вменися (Ис. 53,12). Престол Его на землю повергл ecu. Когда пострадал плотию, и стал в мертвых свободь; тогда распявшие думали, что страдание всему положило конец, что совершенно прекратилось и бытие и имя Его. Поэтому-то Псалмопевец объясняет предположения распявших, говоря: престол Его на землю повергл ecи.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси

Каким образом? Установив истинное очищение – крещение, потому что, когда возвещено было совершенное очищение, частные очищения иудеев естественно упразднились. Вот почему, вместо: разорил, в шестом издании переводчики сказали: погрузил. «Престол его поверг на землю». Престол разумей или царский, или учительский или священнический; все эти престолы иудеев, составлявшие гордость их царей, священников и учителей, были сокрушены, почему и говорится, что они повержены были на землю.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Разорил еси от очищения его». Симмах же перевел так: прекратил чистоту его: потому что, став пленником и живя вдали от храма Твоего, не может очищать себя кроплениями.

«Престол его на землю повергл еси». В конец разрушил царство его.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 44-45 Отвратил ecи помощь меча его, и не заступил ecи его во брани. Разорил ecи от очищения его (отнял блеск у него), престол его на землю повергл ecи.

Ты, говорит, Господи, не даешь более помощи Давиду, как обыкновенно подавал ему во время брани его, и не помог ему в брани его против вавилонян. Ты прекратил также обыкновенное очищение, которое он имел; потому что иудеи в праздники свои употребляли окропления и очищения, каковыми словами чрез предъидущее народ иудейский выражает последующее, т. е. что Бог уничтожил праздники Давидовы. Наконец, говорит, Ты разрушил и престол, т. е. царство Давида. Иносказание же в сих словах взято с примера тех, которые, когда хотят кого нибудь свергнуть с царства или с другой какой либо власти, опрокидывают престол его.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 41-45 разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси

Различные различным причинам приписывают разорение оплотов и твердынь Израилевых, но Пророк благочестиво и свято признает Бога виновником толикаго несчастия. Ибо придерживается онаго начала, что невозможно было человеческой силе разорить то царство, которое Сам Бог утвердил, ежели бы Он же не прогневался на него. Потом преносными словами оплакивает, что оно предано на расхищение всем мимоходящим, подобно полю или виноградному саду, открытому на произвол всякаго путника по разорении ограды. За сим увеличивает бедствие другим обстоятельством, которое само по себе довольно тяжко было, говоря: бысть поношение соседом своим. Ибо нет сомнения, чтоб иноплеменные народы, жившие окрест, при толь вожделенном для них случае не радовалися и не ругалися несчастным Иудеям, а без сомнения и самому царю, говоря: Сей ли есть тот Божественный Царь превышший Ангелов, котораго престол имеет стоять с солнцем и луною? А как таковая хула упадала на Бога и на Мессию, Котораго достоинство в лице царя уничижаемо было; сего ради Пророк праведно жалуется на таковую дерзость. По сих присовокупляет, что и Бог со стороны врагов стоял: ибо ведал, что ежели бы не восхотел Бог, то не превозмогли бы враги, когда одних вооружает силою, а других облагает немощию, и делает женоподобными. Наконец заключает, что сколько было поражений, столько признаков Божия неблаговоления: ибо если бы Господь не прогневался, то все усилия мира не могли бы поколебать твердости священнаго онаго царства.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Разори́л еси́ от очище́ния eго́, престо́л eго́ на зе́млю пове́ргл еси́.

«Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «прекратил чистоту его»; потому что, став пленником и живя вдали от храма Твоего, не может очищать себя кроплениями». Другие толковники, держась Еврейского текста, так объясняют: Ты лишил Еврейский народ блеска или славы, попустив пленение его Вавилонянами, прекратил славу царства Иудейского, что подтверждается следующими за сим словами: престол его на землю повергл еси, – т.е. «в конец разрушил царство его» (Бл. Феод.). «Сказано: разорил – вместо: разрешил, – говорит св. Афанасий. – Посему, разрешил от очищения, или заставил увериться, что Он (Владыка Христос) чист (невинен), тогда как признаваем был злодеем, осужден, как грешник, и со беззаконными вменися. Престол Его на землю повергл еси. Когда пострадал плотию, и стал в мертвых свободь; тогда распявшие думали, что страдание всему положило конец, что совершенно прекратилось и бытие и имя Его» (Св. Афанасий).

 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 45-46 разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси: умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

«Отнял… блеск» - блеск самостоятельного, независимого царствования. - «Сократил дни юности» - уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 42–46 Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси: умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

Как в предыдущих трех стихах, так и здесь псалмопевец изображает те бедствия, какие попущены Промыслом Божиим на потомков Давида, за их отступление от закона Божия, за несохранение заповедей и оправданий Его. Благоволение Божие отступило от них. После того, как бы так говорит он, как Ты, Господи, вознегодовал на раба Твоего, расхищают его все проходящие путем, он стал посмешищем у соседей своих, т.е. соседственные с иудеями и жителями Иерусалима народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, идумеяне, филистимляне, ассирияне и вавилоняне, – проходя мимо городов иудейских, поносили их, ругались над ними, расхищали имущество их. То же самое выражено и в псалмах 78:4–7 и 79:7. Бысть поношение соседом своим, т.е. еврейский народ стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов. Возвысил еси десницу стужающих ему, т.е. врагов его (еврейского народа) Ты соделал сильнейшими его, а его обратил в посмешище для причиняющих ему оскорбления и возвеселил врагов его. Ту помощь оружия (меча), которую в других случаях поставлял народу победный меч царя, Ты ныне отнял от него и не помог (не заступил еси) ему в брани, т.е. на войне с врагами. Разорил еси от очищения его и проч. По переводу с еврейского стих этот читается так: «Отнял у него блеск и престол его поверг на землю». Это значит: Ты прекратил то состояние помазанного, в котором царство его являлось незапятнанным, блестящим, и низверг царственную власть Давида, окончательно разрушив царство его. Умалил еси дни времени его и проч. Стих этот, согласно объяснению толковников, нужно понимать так: Ты обещал сохранить царство помазанника Твоего на веки (ст. 5 и 30) и потом ограничил его кратким временем. И вот теперь он (в лице потомков его) терпит поношение и исполнен стыда. Отведенные в плен иудеи подверглись рабству и самому тяжкому посрамлению. Все сказанное здесь о потомках Давида имеет приложение к бедственному состоянию ближайшего потомка Давида, царя Ровоама, сына Соломонова. По мнению же других толкователей (Евфимия Зигабена, блж. Феодорита и др.), в изречениях выписанных здесь стихов заключается пророчество о бедственном положении народа еврейского, подвергшегося вавилонскому плену, и под бедствующим царем нужно разуметь Иехонию или Седекию (7, с. 713; 6, с. 430]. Но, в то же время, все это прообразовательно и пророчески относится и к обетованному Мессии, Господу нашему Иисусу Христу, потому что Давид служил прообразом Его, как в славе, так и в бедствиях своих. Спаситель на кресте был предметом насмешек и поношения для врагов Его, которые радовались и кивали на Спасителя главами, видя его пригвожденным на древе. Находясь в таком положении, Он представлялся лишенным блеска, славы и величия Сына Божия, как впоследствии времени пророчествовал об этом ужасном уничижении Мессии и пророк Исайя: «Несть вида ему, ниже славы... ни доброты... Он умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53:2–3). И когда Иисус Христос пострадал плотию и умер, тогда распявшие думали, что смерть всему положила конец, что совершенно прекратились и бытие, и имя Пострадавшего, поэтому псалмопевец, выражая предположения распявших, и сказал: престол его поверг на землю.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible