Скрыть
ниже́ оскверню́ завѣ́та Мо­его́, и исходя́щихъ от­ у́стъ Мо­и́хъ не от­ве́ргуся.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

«Не нарушу завета Моего», т.е. не отменю, «и не откажусь от того, что вышло из уст Моих». Пророк ясно из­рекает те обетования, которые высказаны в Евангелии относительно верующих; потому-то, упомянув о завете, дабы ты не разумел данного чрез Моисея или других пророков, он присовокупил: «и не откажусь от того, что вышло из уст Моих», дабы ты разумел слова, ска­занные устами Самого Христа, о Котором мы только что упомянули.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

Не солгу в обетованиях Моих, не преступлю заветов, но докажу истинность обещаний.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся

И здесь союз: ниже (как сказано) излишен. Не уничижу, говорит, завета и обещания, данного мною Давиду. Достоинство завета есть истина его; а отвержение и преступление его есть уничижение для него. Заветом же называет то, что сказано выше, а именно: во век сохраню для него милость мою. Далее слова: исходящих от уст моих не отрекусь, суть изъяснение предъидущего. Здесь выражение: от уст, употреблено прилично человеку, а не Богу: ибо уста, язык и рот, приписываемые Богу, суть слова Его.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся

Понеже прямое понятие о Божием милосердии не отинуду приобретается, как из Божия слова: сего ради повелевает нам, чтоб мы совершенно удостоверены были в истине завета Его. Ибо чем превосходнее и неоцененнее бывает благодеяние, тем труднее оному верим, так что и получа, часто сомневаемся, не будет ли паки отъято у нас. Итак дабы верные не сомневалися и между собою тщетно не состязалися, имеют ли Бога милостива к себе, Пророк, или паче Сам Бог повелевает взирать на завет и спасение, приносимое заветом, воспринимать. Таким образом Бог одобряет нам здесь истину Свою, дабы удовлетворялися единым обетованием Его и инде не искали известности спасения нашего. А понеже выше сказал: аще сынове Давидовы оправдания Моя осквернят, сего ради приспособлялся к выражению оному, вопреки глаголет: не оскверню завета Моего. То есть: Я не поступлю взаимообразно и не потерплю разорить завета Моего ради грехов их: понеже имею готовое средство благодатнаго отпущения, и потому не солгу на истину Мою, как сказано выше. В самом деле, хотя Иудеи по неблагодарности и вероломству своему отчуждилися от Бога, но завет уничтожен не был, поелику основан был на непоколебимой истине Божия слова. Тако и ныне, когда грехи наши восходят до небес, Божия благость, превосходящая небеса, превозмогает их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–35 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут: аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей: ниже оскверню Завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

Изречения сих стихов можно понимать и буквально, по отношению к потомкам Давида (сынове его), о которых Господь Бог, как всеведующий, знал, что они отступят от закона Его, не пойдут по судьбам правды Божией, осквернят, т.е. нарушат уставы и порядки ветхозаветного богослужения (оправдания) и не будут исполнять, не сохранят данных им заповедей, как это и было с ними, часто отступавшими в идолопоклонстве и оставлявшими Закон Его, и потому как бы делал им предупреждения, угрожая наказаниями: посещу жезлом беззакония их. Как вообще в псалмах, так и здесь судьбами называются все законы и постановления гражданского характера, за нарушение которых определены те или другие наказания, а оправданиями называется вся совокупность заповедей или законов нравственного свойства, в которых выражена воля и правда Божия. Здесь псалмопевец (ст. 31–35), от имени Божия, предостерегая потомков Давида, что за нарушение и оставление закона Его они подвергнутся тяжким наказаниям, – возносится мыслию к будущим временам новозаветной христианской Церкви и напоминает опять о милости и истине, обещанных потомству Давида, и о Завете, который установит имеющий произойти от семени Давида Божественный Потомок его – Христос, и который не будет уничтожен (ниже оскверню завета Моего), т.е. не нарушу, не уничтожу Завета Моего, данного чрез Христа, как оскверняли оправдания, т.е. нарушали неоднократно Завет (Ветхий) ближайшие потомки царя Давида, которые довели царство Давида, сначала до разделения на части, а потом до окончательного пленения и разорения. Угрожая наказаниями преступному и беззаконному народу и царям его, потомкам Давида, Господь Бог дает такие обещания новозаветному потомству Давида, т.е. христианам: «Милость Мою не разорю от них, т.е. милости не лишу, не отниму, и во истине Моей ничего не отменю (ни преврежду), не сделаю повреждения, или отмены, а также и Завета Моего не нарушу, не уничтожу (не оскверню), и не откажусь ни от чего, что изречено Моими устами».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible