Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 88:47
Доко́лѣ, Го́споди, отвраща́ешися въ коне́цъ, разжже́тся я́ко о́гнь гнѣ́въ Тво́й?
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Доколе, Господи, отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой; то есть, долго ли будут иметь силу дерзкие покушения иудеев, замышляющих распять Единородного и Спасителя нашего? Симмах переводить: «доколе, Господи, скрываешься в конец? возгорится, как огнь, ярость Твоя». То есть, долго ли Ты, Владыко, не благоволишь воззреть на болезни наши, не явишься и не положишь конца бедствиям? Но, как огнь, возжигаешь гнев памятованием грехов наших.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Доколе Господи отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой
Отвращением в конец, т.е. совершенным, пророк называет отлагательство пришествия Спасителя, потому что Творец не иначе мог умилостивиться к нашему роду, как восприняв начатки нашего естества. «Будет пылать, как огонь, гнев Твой?», т.е. истребит тех, кто его собирал, потому что таково свойство огня. Но почему пророк не сказал: «пылает», а «будет пылать»? Потому что Бог, как отец, хотя и гневается, когда мы грешим, но и долготерпит до тех пор, пока сами мы, прилагая к одному греху другой, не воспламеним против себя сильнейшего гнева для отмщения во время геенны.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Доколе Господи отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой
А Симмах перевел: долго ли, Господи, сокрываться Тебе в конец, и ярости Твоей пламенеть подобно огню? То есть, долго ли, Владыка, не благоволишь воззреть на мучения наши, не приидешь, и не прекратишь бедствий, памятованием же наших грехов, подобно огню, будешь возжигать гнев?
Евфимий Зигабен (†1118)
Доколе, Господи, отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой
Сии слова подобны тем, которые читаются в 78-м псалме: доколе, Господи, будешь гневаться до конца? Разгорится как огонь ревность Твоя.
Слова Афанасия: т. е. доколе будут иметь силу дерзости иудеев, желающих распять Единородного и Спасителя нашего?
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 47-49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы
Пророк, оплакав жестокия поражения церкви, здесь обращается к молитвам. Откуду следует, что те плачевные гласы, которые доселе допускал, хотя происходили от чувствования плоти, но соединены были с верою. Люди маловерные хотя приступают к молитве, но ничего не испрашивают, понеже молятся без веры. Пророк же, присовокупляя к жалобам своим молитвы, свидетельствует, что он никогда не выпускал из виду Божиих обетований и верил им несомненно. Оныя слова: доколе Господи отвращаешися в конец? – означают долговременное продолжение бедствий. Вопрос: доколе отвращаешися? – назнаменует, что как скоро обратит Господь лице Свое, то все мраки печалей исчезнут. Во втором же члене показывает, чего ради Бог не удостоивает народ отеческаго воззрения Своего, и говорит, что раздражен грехами. Откуду следует, что все бедствия от грехов происходят: понеже суть бичи прогневаннаго Бога. Таким образом, предположив, что Израильтяне за грехи свои толь бедственно страждут, дабы преклонить Бога на милость, предлагает на среду краткость жизни человеческия, в которой ежели не будем вкушать плодов Божией благости, то возмнимся всуе быть созданы. Аки бы сказал: жизнь наша весьма кратка, и смерть всем живущим предстоит близко. Аще убо не всуе создал еси вся сыны человеческия, даждь нам поне некое утешение в жизни сей, и ускори изъяти нас от належащих зол, да не восхищени будем смертию прежде, нежели приидет утешение Твое. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о краткости жизни. Кто есть человек, иже поживет, и не узрит смерти? Сущность слов состоит в том, что милость Божия по смерти не будет иметь места, ежели Отец небесный не явит оную бедным человекам ныне. В Еврейском тексте вместо человека положено имя мужа, дабы лучше изобразить, что никто от насилия смерти свободен быть не может, хотя бы был зело мужествен и крепок.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой
Долго ли, с горестию спрашивает псалмопевец, продолжится еще такое печальное состояние? Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 47–49 Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы
Народ иудейский лишился милости и благоволения Божия за свою неверность Завету Господню и за нарушение заповедей Божиих. Господь Бог отвратил лице Свое от помазанника Своего, и гнев Божий отяготел над ним. Сознавая столь бедственное свое состояние и кратковременность жизни человеческой, псалмопевец молитвенно взывает к Богу: Господи, доколе будет сокрыта милость Твоя? И ужели непрестанно (в конец) будет продолжаться (разжжется яко огнь), как огонь, гнев Твой? Вспомни, какой мой век (кий мой состав), и на то ли созданы люди (все сыны человеческие), чтобы в суете (всуе) и бесполезно провести свою жизнь?.. И есть ли такой человек, который, прожив век, не увидел бы смерти, и тем избавил бы душу свою от власти ада? В ветхозаветной Церкви не было ясного представления о будущей жизни, и потому все верили, что все люди по смерти нисходят во ад. Беспрерывное состояние (в конец) под гневом Божиим, в здешней кратковременной жизни, и ожидание, в то же время, вечной смерти, во власти ада, – не есть ли это самое безотрадное состояние, представленное псалмопевцем?