Скрыть
от­врати́лъ еси́ по́мощь меча́ его́ и не заступи́лъ еси́ его́ во бра́ни:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Отвратил ecu помощь меча Его; потому что распявших единородного Сына Бога и Отца, которые достойны были крайнего наказаны, не наказал немедленно, но, по великому человеколюбию, и им даровал возможность покаяния посредством крещения. Поэтому-то говорится, что отвратил помощь меча Его. Сказано же «отвратил» вместо «удержал».

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани

Меч благочестивого мужа – Божие повеление, потому что им мы побеждаем супротивные силы, почему Павел и говорил: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12), мечом же иудеев, в частности, был закон Моисеев. Его помощь Бог отвратил, потому что упразднил его исполнение по букве. «И не защищал его на брани». В какой? Во брани с нами, потому что иудеи часто борются с нами на основании закона и пророков, но помощь писаний Бог подает не им, а нам, предста­вляя все писания к их обвинению и к нашему оправданию.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани

Безполезны стали оружия для него, лишеннаго Твоей о нем попечительности.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 44-45 Отвратил ecи помощь меча его, и не заступил ecи его во брани. Разорил ecи от очищения его (отнял блеск у него), престол его на землю повергл ecи.

Ты, говорит, Господи, не даешь более помощи Давиду, как обыкновенно подавал ему во время брани его, и не помог ему в брани его против вавилонян. Ты прекратил также обыкновенное очищение, которое он имел; потому что иудеи в праздники свои употребляли окропления и очищения, каковыми словами чрез предъидущее народ иудейский выражает последующее, т. е. что Бог уничтожил праздники Давидовы. Наконец, говорит, Ты разрушил и престол, т. е. царство Давида. Иносказание же в сих словах взято с примера тех, которые, когда хотят кого нибудь свергнуть с царства или с другой какой либо власти, опрокидывают престол его.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 41-45 разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси

Различные различным причинам приписывают разорение оплотов и твердынь Израилевых, но Пророк благочестиво и свято признает Бога виновником толикаго несчастия. Ибо придерживается онаго начала, что невозможно было человеческой силе разорить то царство, которое Сам Бог утвердил, ежели бы Он же не прогневался на него. Потом преносными словами оплакивает, что оно предано на расхищение всем мимоходящим, подобно полю или виноградному саду, открытому на произвол всякаго путника по разорении ограды. За сим увеличивает бедствие другим обстоятельством, которое само по себе довольно тяжко было, говоря: бысть поношение соседом своим. Ибо нет сомнения, чтоб иноплеменные народы, жившие окрест, при толь вожделенном для них случае не радовалися и не ругалися несчастным Иудеям, а без сомнения и самому царю, говоря: Сей ли есть тот Божественный Царь превышший Ангелов, котораго престол имеет стоять с солнцем и луною? А как таковая хула упадала на Бога и на Мессию, Котораго достоинство в лице царя уничижаемо было; сего ради Пророк праведно жалуется на таковую дерзость. По сих присовокупляет, что и Бог со стороны врагов стоял: ибо ведал, что ежели бы не восхотел Бог, то не превозмогли бы враги, когда одних вооружает силою, а других облагает немощию, и делает женоподобными. Наконец заключает, что сколько было поражений, столько признаков Божия неблаговоления: ибо если бы Господь не прогневался, то все усилия мира не могли бы поколебать твердости священнаго онаго царства.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Отврати́л еси́ по́мощь меча́ eго́, и не заступи́л еси́ eго́ во бра́ни.

С Евр.: «Ты обратил назад острие меча его, и не укренил его на брани». «Бесполезны стали оружия для него (т.е. Еврейск. народа), лишенного Твоей о нем попечительности» (Бл. Феод.). По св. Афанасию – отвратил сказано вместо: удержал. Т.е. «Ты не наказал немедленно распинателей, но, по великому человеколюбию, даровал им возможность покаяния посредством крещения».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани

Помощь меча его: или помощь, которую в других случаях доставлял народу победный меч царя, или помощь, которую Бог оказывал его (царя) мечу, доставляя ему победу. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 42–46 Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси: умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

Как в предыдущих трех стихах, так и здесь псалмопевец изображает те бедствия, какие попущены Промыслом Божиим на потомков Давида, за их отступление от закона Божия, за несохранение заповедей и оправданий Его. Благоволение Божие отступило от них. После того, как бы так говорит он, как Ты, Господи, вознегодовал на раба Твоего, расхищают его все проходящие путем, он стал посмешищем у соседей своих, т.е. соседственные с иудеями и жителями Иерусалима народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, идумеяне, филистимляне, ассирияне и вавилоняне, – проходя мимо городов иудейских, поносили их, ругались над ними, расхищали имущество их. То же самое выражено и в псалмах 78:4–7 и 79:7. Бысть поношение соседом своим, т.е. еврейский народ стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов. Возвысил еси десницу стужающих ему, т.е. врагов его (еврейского народа) Ты соделал сильнейшими его, а его обратил в посмешище для причиняющих ему оскорбления и возвеселил врагов его. Ту помощь оружия (меча), которую в других случаях поставлял народу победный меч царя, Ты ныне отнял от него и не помог (не заступил еси) ему в брани, т.е. на войне с врагами. Разорил еси от очищения его и проч. По переводу с еврейского стих этот читается так: «Отнял у него блеск и престол его поверг на землю». Это значит: Ты прекратил то состояние помазанного, в котором царство его являлось незапятнанным, блестящим, и низверг царственную власть Давида, окончательно разрушив царство его. Умалил еси дни времени его и проч. Стих этот, согласно объяснению толковников, нужно понимать так: Ты обещал сохранить царство помазанника Твоего на веки (ст. 5 и 30) и потом ограничил его кратким временем. И вот теперь он (в лице потомков его) терпит поношение и исполнен стыда. Отведенные в плен иудеи подверглись рабству и самому тяжкому посрамлению. Все сказанное здесь о потомках Давида имеет приложение к бедственному состоянию ближайшего потомка Давида, царя Ровоама, сына Соломонова. По мнению же других толкователей (Евфимия Зигабена, блж. Феодорита и др.), в изречениях выписанных здесь стихов заключается пророчество о бедственном положении народа еврейского, подвергшегося вавилонскому плену, и под бедствующим царем нужно разуметь Иехонию или Седекию (7, с. 713; 6, с. 430]. Но, в то же время, все это прообразовательно и пророчески относится и к обетованному Мессии, Господу нашему Иисусу Христу, потому что Давид служил прообразом Его, как в славе, так и в бедствиях своих. Спаситель на кресте был предметом насмешек и поношения для врагов Его, которые радовались и кивали на Спасителя главами, видя его пригвожденным на древе. Находясь в таком положении, Он представлялся лишенным блеска, славы и величия Сына Божия, как впоследствии времени пророчествовал об этом ужасном уничижении Мессии и пророк Исайя: «Несть вида ему, ниже славы... ни доброты... Он умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53:2–3). И когда Иисус Христос пострадал плотию и умер, тогда распявшие думали, что смерть всему положила конец, что совершенно прекратились и бытие, и имя Пострадавшего, поэтому псалмопевец, выражая предположения распявших, и сказал: престол его поверг на землю.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible