Скрыть
цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Одержаша мя болезни смертныя. Упоминает здесь не о какой-либо брани с смертными, но о невидимых силах, внутренно окружавших душу его. И потоцы беззакония смятоша мя. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. Потоцы беззакония суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются в нас надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. «Потоками же беззакония» наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно; так Саул и другие враги производили на него набеги. «Сетями» же «смертными» назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.

Евфимий Зигабен (†1118)

болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Болезни адовы обыдоша (окружили) мя

Это выражение значит тоже, что и приведенное выше: одержаша мя болезни смяртныя; потому что слова обыдоша и одержаша выражают одно и тоже, так же как и слова ад и смерть. Ад собственно означает неприятное и мрачное помещение под землею, где находятся умершие. Мы говорили, что под болезнями смертными, а равно и адовыми разумеются собственно болезни родов. Итак, говорит пророк, меня окружили болезни, которые порождают смерть, этого слугу адского. Ибо они разлучают нашу душу с телом, которую ад, приняв из рук смерти, содержит в своих пространствах. Но под болезнями адовыми можно также разуметь и вообще скорби наши, которые могут повести в ад того, кого постигают, и которые посему суть также слуги адовы.

Предвариша (застигли) мя сети смертныя

Я попал, говорит, в засаду или ковы, готовившие мне смерть. Ибо какое значение имеет сеть у охотника, тоже значение во время войны имеет засада, устрояемая противною стороною.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 5-6   Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Ст. 5-6   Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
 

Одержаша мя болезни смертныя, т.е. сильные болезни или душевные скорби, сокрушающие силы, приводящие к смерти и низводящие во ад, т.е. в могилу, потому в следующем стихе называются болезням адовыми: болезни адовы обыдоша мя. «Болезнями смертными и адовыми, – говорит бл. Феод., – называет угрожающие смертию опасности». Потоцы беззакония смятоша мя, т.е. множество беззаконий смутили меня. «Потоками беззакония, – говорит бл. Феод., – наименовал несправедливые и частые нападения врагов, которые подобно потоку, устремились на Давида и окружили его».
С Евр.: «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня». «Потоцы беззакония, – говорит св. Афанасий Ал., – суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями». Предвариша мя сети смертные. Бл. Феодорит под сетями смертными разумеет засады; ибо «что сеть для бессловесных: то для воюющих засада». 

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-7 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред ним внидет во ушы его.

Ст. 5-7 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

     Болезненно воспоминает затем он во второй части (ст. 5–7), как окружали, захватывая его, болезни смертные, потоки беззакония, болезни адовы, чтобы погубить: но „к Богу моему я воззвал, и Он услышал глас мой от храма святого Своего‟.

     Ст. 5–6. Отсюда начинает Пророк подробнее повествовать о восприятых от Бога благодеяниях. И во-первых, говорит о том, что он бесчисленными опытами дознал, насколько рука Божья крепка и мощна к отражению всякого рода зол. Арх. Ириней в поэтическом языке XVII псалма усматривает нарочитое намерение Духа Святого, „вооружившего здесь Давида иперболическим витийством‟, дабы с кичливыми умами в брань вступить, и возбудить мир как бы от сна – к размышлению о благодеяниях Божиих. И оттеняет при этом, что, „так как нет столь ощутительной Божией помощи, которую бы злость человеческая не помрачила, то Давид, дабы сильнее поразить чувства наши, и говорить, что спасение, устроенное ему Богом, во всем мире явственно было‟...‟Болезни смертные‟... (зол.Арх.Ириней). Болезнями и сетями смертными „евреи нарицают все то, что умерщвляет человека... Болезни адовы то же означают. Ибо как прежде пришествия Христова все умирающие в ад сходили: сего ради Пророк и смерть, и ад за одно полагает... „Потоцы беззакония‟...(зол.Арх.Ириней) беззаконные люди, нападая, в такое смятение приводили, какому подвержены бывают те, которые стремлением вод уносятся и поглощаются.

     Ст. 7. Под именем вопля псалмопевец жаркое и сильное движение сердца означает. Потом, называя Бога своим („Богу моему‟) отличает себя от ложных богомольцев или лицемеров, которые, хотя, будучи принуждены необходимостью, Бога и призывают, но не усердно и не с чистою верою молятся Ему.... Под именем храма в семь месте разумеется не святилище в Иерусалиме, (как часто в других местах), но небо, которое есть храм нерукотворенный и святой, то есть, никакой скверне непричастный.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Болезни смертныя, т.е. сильные болезни или скорби душевные, приводящие к смерти; потоками беззакония называет насильственные стремления врагов, или козни людей беззаконных, которые, подобно водному потоку или ручью, устремились на Давида, окружили и навели страх на него. Болезни адовы – то же, что и болезни смертные – означают опасности, угрожавшие смертью, которая до пришествия Христова на землю всех людей низводила во ад. Предвариша мя сети смертныя – под сетями разумеются засады от врагов, – значит и это последнее выражение указывает на множество опасностей и страшных нападений, которыми со всех сторон окружен был Давид.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible