Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 17:4
Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся
Из этого научаемся, как исповедывать благодарение за блага, которыми уже насладились мы, так и просить еще благ, в которых имеем нужду. Потом Давид описывает различные восстания врагов.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся
Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов.
Евфимий Зигабен (†1118)
Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся
Так как Господь являл свою помощь пророку в различной степени и видах, то и сам пророк, вознося хвалу Богу, употреблял доселе, как мы видели, не одинаковые выражения для обозначения явленной ему от Бога помощи. Присовокупляя сейчас приведенные слова к сказанному прежде, пророк хочет как бы оговориться; я де не перечисление делал доселе многочисленных и великих благодеяний Божиих, явленных мне, как сделал бы человек более в них не нуждающейся. Нет, я имел только в виду, упоминанием здесь о благодеяниях Божиих воспеть хвалу Ему и возвеличить Его святое имя, и чрез то показать Господу мое усердие к Нему. Я стану призывать к себе на помощь Господа еще и впредь, в продолжение всей моей жизни. Я уповаю на Него (как сказал пророк выше ст. 3) и, без всякого сомнения, от враг моих спасуся. Положим, теперь я свободен от всех, которые доселе враждовали против меня; но если продолжится моя жизнь, у меня могут явиться новые враги, как это обыкновенно бывает в мире. Затем пророк изменяет ход речи в псалме, и занимается исчислением разного рода опасностей, среди каких он иногда находился, а также исчислением тех многообразных способов попечения Божия о нем, какими он во всю жизнь свою окружен был. При этом исчислении пророк употребляет в речи метафорические или переносные выражения для более лучшего, конечно, изъяснения самого дела.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Хваля призову Господа и от враг моих спасуся.
Хотя призывание Бога составляет главное в Богопочтении дело, однако Пророк полагает здесь оное вместо заключения, понеже и выше оное же в намерении имел. За вся, глаголет, благодеяния, мною восприятая, непрестанно буду хвалить Бога, и с великим упованием во всю мою жизнь имя Его призывать не престану, и тако присно над врагами моими торжествовать буду. Сего ради и Павел увещавает верных: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4:6).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Хваля призову Господа и от враг моих спасуся
Сначала он свидетельствует Господу свою глубокую сердечную любовь, кратко излагает мотивы ее, указанием на то, чем Бог был ему и что Он теперь для него; во всех своих нуждах с радостною он верою в сердце взывал и взывает ко Господу, и всегда находил у Него помощь. Четвертый стих содержит тему всего псалма; «Бог чудесно помогал и помогает мне».
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 2-4 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся.
Ст.2-4 Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
1-я часть (ст. 2–4) представляет собой излияние горячей, осознанной, издавна нараставшей, благодарно-сыновней любви Давида к Богу – Надежде, Прибежищу и Защитнику его, о Котором он знает, что как только в трудную и опасную минуту в преследованиях призовет, хваля, Его на помощь, – то от врагов своих спасется.
В ст. 2-3 Пророк начинает псалом „от любве, которой он тщится (старается) поблагодарить Бога за благодяния, оказанные ему. Ибо сию едину жертву может принесть Богу, благодетелю своему, человек облагодетельствованный, как и Сам Бог в самом начале закона положил: „возлюбиши Господа Бога твоего‟... Обещает же блаженный Давид возлюбить Бога не потому, что аки бы доселе не имел к Нему любви, или как бы несовершенно сие исполнил, но лишь потому, что не терпит он иметь сытость в любви. Потом к каждому благодеянию Божиему приличное наименование присовокупляет, и по числу полученных благ число имен Ему умножает, называя Его – крепость моя, утверждение мое и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой... Защититель мой, Заступник мой и рог спасения моего.‟ Это последнее выражение уясняется тем, что в Иерусалимском храме у краев жертвенника поднимались как бы роги животных, и невольные убийцы, когда схватывались за них, избавлялись от опасности смерти.
В ст. 4-м Давид передает кратко сущность глубоко религиозного отношения человека к самой грозной опасности, постигшей его. Ибо говорит: как только „призову Господа‟, и призову – хваля (более чем прося, – от несомненности надежды на Него), и тут же „от враг моих спасуся‟.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Хваля призову Господа и от враг моих спасуся
В этих словах пророк высказывает твердую надежду, что и впредь Господь не оставит его Своею помощью против врагов. Я, говорит, буду хвалить и призывать на помощь достопоклоняемого Господа и, при Его помощи, спасусь от врагов моих.