Скрыть
И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню

Этим изображает вознесение Его; Херувимами и крылами ветреными называет или то облако, которое взяло Его и о котором написано в Деяниях: и сии рек, зрящым им взятся и облак подъят Его от очию их (Деян. 1,9), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню

Он сказал: «на херувимы», так как и на небесах пребывая со Отцом, Господь шествовал на херувимах, и на земле обращаясь с людьми, Он никоим образом не разлучался с херувимским и небесным престолом. Говоря: «на крыльях ветра», пророк намекает на облака, на которых Господь вознесся, как об этом написано и в Деяниях апостольских: «и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9).

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа четвертая

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-13 И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

«И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его». И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: «приклони небеса и сниде», будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: «положи тму закров Свой» означается незримость естества, и словами: «окрест Его селение Его» – сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: «Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем» (1Тим.6:16).

«Темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша», то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: «град и углие огненное».

Евфимий Зигабен (†1118)

И взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню (на крыльях ветров)

Это пророчество о вознесении Иисуса Христа на небо. А что херувимы действительно приняли Иисуса Христа на свои крылья во время Его вознесения, то об этом есть свидетельство у пророка Иезекииля, который созерцал описываемое событие своими пророческими очами: И воздвигоша, говорит Иезекииль, херувими крила своя, и колеса держащиеся их: слава же Бога Израилева бы на них свыше их. И взыде слава Господня от среды града (Иезек. 11,22-23).

Это сказано без всякого сомнения о вознесении Господа. Потому что и апостол Павел называет Его сиянием славы Бога Отца (Евр. 1,3). Вознесся же Господь на небо действительно на крыльях херувимов, которых св. Давид назвал ветрами за скорость движения их,—вознесся на херувимах, потому что они очень близки к Божеству, между тем апостолам показалось, что Он был взят от них крыльями ветров. А ветры пророк назвал крылатыми за быстроту движения их в воздухе. Ибо все, что проходит по воздуху, называется обыкновенно крылатым, как может быть названо крылатым и облако, которое несет ветер.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню.

Продолжает описывать действие силы Божией в воздухе, когда хощет Бог явить человекам гнев Свой; и как выше знамение гнева Его живо изобразил во облаках, во огни, в громе и молниях, тако здесь вводит Бога, ездящаго на ветрах и вихрях, и скорым шествием, или паче, быстропарящим летанием, всю вселенную протекающаго. Подобное сему описание находится во псалме Пс. 103:3, где говорится, что Бог ходит на крыльях ветреных и посылает ветры, яко скоротечные вестники, куда ему угодно. Впрочем представляет Бога не простым правителем ветров, но аки царя седящаго на колеснице зело скоро текущей, и с оныя на врагов своих стрелы мещущаго. Колесницы Божия не что иное суть, как облака воздушныя; кони скоротекущие суть ветры, разносящие облака семо и овамо. Повозники суть Ангели, которых Херувимами Пророк нарицает, применяяся к ковчегу завета, верху котораго изображены были Херувимы. Чудно поистинне описание сие, ибо нет колесницы скоротечнейшия облаков; нет коня быстрейшаго ветров; нет повозника искуснейшаго Ангелов; нет стрел, могущих сравниться с небесными молниями.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 11   И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню.

Ст. 11   Воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра
 

Какое прекрасное изображение скорости, с какою Господь Бог устремляется на поражение врагов и спасение верных! Под. Иез. 1:4-6. «Восхождение на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия», говорит бл. Феод.; а св. Афанасий разумеет вознесение Иисуса Христа, и под Херувимами и крылами ветренными разумеет или «то облако, о котором писано в Деяниях: и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи»

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню

Херувимы - небесные бесплотные духи, ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли, почему обыкновенно их изображали с 6-ю крылами. Здесь выражение «воссел на херувимов» - объясняется последующим - «понесся на крыльях ветра», т. е. туча приближалась с необыкновенной быстротой.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню

Здесь херувимы служат символами высшей тварной жизни, образными представителями твари, как откровения Божия. Чтобы Израиль знал, что всемогущий творец неба и земли обитает среди их, над херувимами (над кивотом) носилась слава Господня, шехина (ср. Иез. 1); «седящий на херувимах Господь» для израильтянина – Всемогущий Бог; – не удивительно, поэтому, если псалмопевец приближающегося на суд Бога представляет как бы воссевшим на херувимов и летящим на них. Он, конечно, хотел представить не облака в образе херувимов, но что в облаках присутствует, как Господь, так и носящие Его херувимы; ср. Пс. 103:3.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 11 И взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветренню!
 

Ст. 11 И взошел на херувимов, и полетел, полетел на крыльях ветра!


     И дальше, в 3-й части (ст. 8–16) описывает в возвышенных образах и картинах особенные пути Божественного мироправления, те грозные знамения, в которых, как при законодательстве Синая, является на помощь Господь: и землетрясение, когда двигались основания гор, и огонь и дым, в гневе Его поднимавшиеся в высоту. Во мраке закрова Своего, взойдя на херувимов, на крыльях ветра летит Господь, рассылая стрелы молний Своих и устрашая всех раскатами грома – голоса Его. И открылись основания вселенной, явились источники водные – „от дохновения духа гнева Твоего, Господи‟.

     Ст. 11. Представляет Давид Бога не простым правителем ветров, но аки царя, сидящего на колеснице, зело скоро текущей, и с оной на врагов Своих стрелы мечущего... Чудно поистине описание сие, ибо нет колесницы, скоротечнейшее облаков; нет коня, быстрейшего ветров; нет повозника, искуснейшего Ангелов; нет стрел, могущих сравниться с небесными молниями.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню

По русскому переводу: «И воссел на херувимы и понесся, понесся на крыльях ветров». Херувимами называются сотворенные Богом духи, или ангелы, составляющие одну из высших степеней чинов ангельских и более известные в вероучении Ветхого Завета, потому что они, т.е. херувимы, по повелению Божию изваяны были над ковчегом Завета в скинии свидения (т.е. походном храме у евреев). Пророк-поэт выше изобразил всемогущее действие гнева и силы Божией в облаках, в огне, в громе и молнии, а здесь представляет Его восседающим на херувимах и летающим или быстропарящим на ветрах и вихрях. По изъяснению же св. отцов, в словах сего стиха заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо. Под херувимами и крыльями ветров здесь разумеется то облако, о котором упоминается в книге Деяний апостольских, когда апостолы смотрели на возносящегося Господа, то «облак подъят Его от очию их» (Деян. 1:9). Сидением, или ездою на херувимах, а также и летанием на крыльях воздушных, или ветряных, пророк изображает необычайную быстроту движения Бога во всем мире и всемогущую власть Творца над силами и явлениями природы, а также и над ближайшими к Нему высшими духовными существами, каковы херувимы.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible