Скрыть
Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте

Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшия войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившагося.

Евфимий Зигабен (†1118)

И возгреме, с небесе Господь, и Вышний даде глас Cвой

Господь и Вышний, т.е. сам Бог, как высочайший Владыка всего миpa. Он возгремел и издал голос свой в то время, когда Сын Божий воззвал к Богу Отцу: Отче, прослави имя Твое (Иоан. 12,28), и пришел, говорит Евангелист, тогда глас с неба, глаголющий: и прославих, и паки прославлю (Иоан. 12,28). Народ же, стоявший тут и слышавший это, говорил, что то был гром. Итак слова: даде глас свой изображают это явление, как оно происходило на самом деле, а слова возгреме указывают на то, как явление это было понято и истолковано присутствующим тут народом, т.е. действительный голос исшедший от Бога показался народу громом. Не следует конечно смущаться при этом, что пророчества не имеют некоторой последовательности и порядка в своем рассказе, как например, мы видим здесь; сначала сказано: возгреме, а потом уже: даде глас свой, тогда как следовало сказать наоборот. Подобное несоответствие с порядком действительного события, замечаемое иногда в пророчествах, показывает только, что пророки изрекали свои пророчества не так, как захотели бы сами, но как воспринимали они свои откровения от Св. Духа.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И возгреме с небесе Господь, и вышний даде глас свой.

То же повторяет иными словами, сказуя, что от собравшихся облаков происходит звук великий, который иначе громом называется. Звук оный прилично нарицает Пророк гласом Божим не точию ради того, что Бог есть виновник звука онаго, но и потому, что так велик и так страшен, что праведно приписуется единому Богу, аки собственный глас Его, якоже Сам ко Иову изрекл: еда мышца ти есть на Господа, или гласом на Него гремиши (Иов. 40:4)?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Ст. 12-14 И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас Свой

Ты видишь темное, густое облако; кажется, оно придавило твои чувства, жизнь природы притаилась в какой-то таинственной тишине, все мрачно, ты желаешь видеть, не видишь и как бы предаешься усыплению. Вдруг блещет молния и гром потрясает воздух; он пробуждает жизнь природы, умягчает воздух и плодотворит землю; пробуждает и тебя. Ты видишь свет, который зовет тебя от земного к небесному. Так и в деле нашего спасения: вера, как непроницаемое облако, закрывает от тебя тайны небесной жизни; будто лежит на твоем уме и подавляет его деятельность; все тебе кажется мрачно, все непостижимо, но вдруг, как молния, сверкнет в душе какое-то необыкновенное чувство; оно вместе и пробуждает тебя, и приводит в страх, и рождает радость. Тогда яснее открывается тебе то, что для тебя казалось непостижимым; ты как бы видишь пред собою Господа, тогда можешь сказать: вем, Ему же веровах! Какой-то свет осиявает тебя; он вместе и творит кротким сердце твое, и возбуждает в тебе силу творить благое. Держись сего чувства; по милости Божией, оно будет повторяться и приведет тебя к блаженному видению Господа.

Кажется, в таком положении был св. пророк, когда говорит: положи тму закрое свой, темна вода во облацех воздушных, от облистания пред ним облацы проидоша. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 14   И возгреме с небесе Господь, и вышний даде глас свой

Ст. 14   Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

Вышний даде глас, т.е. гром. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И возгреме с небесе Господь, и вышний даде глас свой

Удары и раскаты грома - грозный глас Божий.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 13-16 От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с небесе Господь, и вышний даде глас свой. Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте яИ явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя от запрещения твоего, Господи, от дохновения духа гнева твоего.

Ст. 13-16 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

     И дальше, в 3-й части (ст. 8–16) описывает в возвышенных образах и картинах особенные пути Божественного мироправления, те грозные знамения, в которых, как при законодательстве Синая, является на помощь Господь: и землетрясение, когда двигались основания гор, и огонь и дым, в гневе Его поднимавшиеся в высоту. Во мраке закрова Своего, взойдя на херувимов, на крыльях ветра летит Господь, рассылая стрелы молний Своих и устрашая всех раскатами грома – голоса Его. И открылись основания вселенной, явились источники водные „от дохновения духа гнева Твоего, Господи‟.

     В стихах 13–16 псалмопевца дает нам описание грозы, этого всем знакомого явления природы, самое наименование которого (гроза) стало синонимом чего-то устрашающего и величественного, но описывает ее с той именно стороны, на сколько сказывается в нем грозная сила Творца его и Владыки мира, дающего глас Свой и Сияние величия Своего в молниях, буре и громе, и так явно вещающего в них о Своей всемогущей силе и славе, как было то в Массифе во дни Самуила (1Цар.7:10). И рядом с этим, и в тех же целях, предлагает не менее грозное изображение тех изменений покрова земли, какие бывают при землетрясениях, когда появляются новые источники из земли, и открываются, скрытые до того, – глубины (основания вселенной).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой

При объяснении предыдущих изречений (ст. 12) сказано было, что по действию всемогущей силы Бога, Творца и Промыслителя мира, воздушные облака, от скопления в них большого количества водяных паров и присутствия электрической силы, производят грозовую бурю, при которой раздаются страшные удары грома. Это же самое еще более ясными словами выразид пророк и в сем изречении: «Возгремел с неба Господь, и Вышний дал голос Свой». В Священном Писании нередко звуки или удары грома называются гласом Божиим. Так и в Святом Евангелии читаем, что когда Иисус Христос, незадолго до Своих страданий, во время беседы со Своими учениками, скорбя об окаменении сердец не веровавших в Него книжников иудейских и фарисеев, обратился с молитвою к Отцу Небесному о прославлении имени Его, и вследствие этой молитвы тотчас же раздался глас с неба: И прославих, и паки прославлю, то народ, стоявший тут и слышавший этот глас, говорил: Это гром. Иисус Христос не возражал на слова народа, не отверг его мнения о происхождении громового гласа, а только сказал: «Не для Меня был глас сей, но для народа» (Ин. 12:28–30).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible