Скрыть
Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте

Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшия войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившагося.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я

Божественный Давид сказал, что после многих молний и потрясений показались источники вод и открылись основания вселенной: И умножил молнии и привел их в смятение, и явились источники вод, и открылись основания вселенной. Эти слова можно с большим удобством аллегорически истолковывать в отношении предмета нашей речи. Во-первых, после того как Господь умножил святые Соборы, словно некие молнии, и ими привел в смятение и погубил зломысленных еретиков, явились эти источники духовных и животочных вод, и открылись эти умопостигаемые основания вселенной, т. е. Кафолической Церкви. Во-вторых, сначала божественные Соборы собирались ради ниспровержения нечестивых ересей; но собравшись, они выносили постановления и о христианской жизни, назовет ли кто их небесными источниками, так как они орошают все лицо Церкви, или духовными основаниями, на которых созидается всякое христианское здание. Но тогда они явились и открылись, однажды придя в бытие. Сейчас же явились и открылись, как мы сказали, через толкование на более простом языке и еще больше — с помощью издания в печати.

Предисловие к Пидалиону

Евфимий Зигабен (†1118)

Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я

Низпосла стрелы, и разгна я (их)

Под стрелами должно разуметь учеников Господа, которых Он послал с проповедью по всему мирy. Чрез них Иисус Христос рассеял демонов, которых именно и надобно разуметь под местоимением я (их). Употреблено же здесь местоимение, а не собственное название демонов потому, что Дух Св. вообще не терпит как их самих, так и их имя.

И молнии умножи, и смяте я

Под молниями, как и под стрелами, надобно разуметь тоже учеников Иисуса Христа, которые иногда подобно стрелам уничтожали в роде человеческом посеянные демонами заблуждения, иногда же подобно молнии совершенно попаляли нечестие и святилища нечестивые. Поражаемые молитвою учеников Христовых, враги рода человеческого потерпели совершенное поражение и, не в состоянии будучи выносить молнии обитающего в учениках Христовых Духа Божия, они пришли в совершенное замешательство и приведены были в недоумение, чем помочь себе.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я.

Выше сказали мы, что Давид под всеми сими фигурами описывает нам страшную силу Божию с тем, дабы лучше показать милость Господню, оказанную во избавлении его. Сие намерение свое и здесь открывает, когда повествует, что враги его разсыпаны были стрелами Божиими, аки бы просто сказал, что не руками человеческими, ниже мечами были поражены, но что сам Бог явно низпослал на них гром и молнию. А понеже Бог мещет молнии аки стрелы, для того в первом месте метафору положил, а во втором выразил вещь простым именем: молнии умножи, и сим образом врагов разгна и смяте.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 15   Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я.

Ст. 15   Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их»

Стрелы, т.е. молнии. Подоб. Авв. 3:4-11.

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 13-16 От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с небесе Господь, и вышний даде глас свой. Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте яИ явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя от запрещения твоего, Господи, от дохновения духа гнева твоего.

Ст. 13-16 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

     И дальше, в 3-й части (ст. 8–16) описывает в возвышенных образах и картинах особенные пути Божественного мироправления, те грозные знамения, в которых, как при законодательстве Синая, является на помощь Господь: и землетрясение, когда двигались основания гор, и огонь и дым, в гневе Его поднимавшиеся в высоту. Во мраке закрова Своего, взойдя на херувимов, на крыльях ветра летит Господь, рассылая стрелы молний Своих и устрашая всех раскатами грома – голоса Его. И открылись основания вселенной, явились источники водные „от дохновения духа гнева Твоего, Господи‟.

     В стихах 13–16 псалмопевца дает нам описание грозы, этого всем знакомого явления природы, самое наименование которого (гроза) стало синонимом чего-то устрашающего и величественного, но описывает ее с той именно стороны, на сколько сказывается в нем грозная сила Творца его и Владыки мира, дающего глас Свой и Сияние величия Своего в молниях, буре и громе, и так явно вещающего в них о Своей всемогущей силе и славе, как было то в Массифе во дни Самуила (1Цар.7:10). И рядом с этим, и в тех же целях, предлагает не менее грозное изображение тех изменений покрова земли, какие бывают при землетрясениях, когда появляются новые источники из земли, и открываются, скрытые до того, – глубины (основания вселенной).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Низспосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я

О стрелах и молниях как орудиях наказания и грозного прещения Божия на нечестивых псалмопевец говорит и в других псалмах (Пс. 7:14, 96:4). Здесь местоимение я или, по-русски, «их» – относится к тем врагам Давида, о которых он говорит в начале псалма (ст. 4). Как в стихе 8 упомянул, что Бог прогневался на них, т.е. на врагов, так здесь говорит, что Господь «пустил стрелы, и рассеял их; и умножил молнии, и перемешал их», т.е. тех же врагов пророка. В духовном смысле под стрелами и молниями, по изъяснению св. отцов, нужно разуметь учеников Христовых и св. апостолов, которые проповедью Евангелия и благодатию Святого Духа поражали зловерие и нечестие языческое, как бы стрелами и молниями, и тем приводили в замешательство врага человеческого рода, так что, не имея, чем сопротивляться, язычники, дотоле работавшие дьяволу, принуждены были покоряться под иго Христово.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible