Скрыть
они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их

Воззваша, и не бе спасаяй. Говорит это о врагах чувственных как бы от лица Господня. Ибо иноплеменники, призывая на помощь богов своих, не пользовались их промышлением; и Саул, Авессалом, Семей и прочие враждовавшие израильтяне не имели себе помощником Бога.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их

Иноплеменники, призывая на помощь своих богов, не видели от них промышления о себе; и Саул, и Авессалом, и Семей, и прочие враждовавшие Израильтяне, не имели своим споборником Бога.

Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)

Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их

Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с гордостию; «воззваша… ко Господу и не услыша их», без сомнения потому, что не отсекали причин того, против чего молились.

Слово 23. О безумной гордости

Евфимий Зигабен (†1118)

Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их

Оказав: воззвали враги, далее Давид говорит, к кому воззвали: воззвали, говорит, ко Господу; но Господь не услышал их, по причине грехов их и несправедливой войны против меня.

Это у Никиты изъясняется так: Замечай точность Давида: в рассуждении еллинов или идолов сказал: не было спасающего, ибо они вовсе не были боги, а когда наименовал Господа, уже не сказал: не было спасающего (ибо Господь есть сый и это имя Его), но что Он не услышал их.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.42   Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их

Ст.42   Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им.
 

Воззваша, и не бы спасаяй. Языческие народы, отправляясь на войну, брали с собою своих идолов и вопрошали их о результатах войны. Известно, что Давид, после победы над Филистимлянами, приказал сожечь идолов, взятых на войне (2Цар. 20:211Пар. 14:12). Давид намекал на это тщетное вопрошение богов, или на моления им. Но и другие внутренние враги – не имели себе помощником Бога (Св. Афан. и бл. Феод.). 

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 42-43 Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я.

Ст. 42-43 Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им; я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

     В 6-й части (ст. 37–43) Давид исповедует помощь Божию ему в другом: как „препоясал Он его силою на брань‟, и „спял‟ под него всех тех, кто восставал войной против него. Врагов его дал Господь ему поражать, как трусов, – в тыл, так что, как прах от ветра, развеются они.

     Ст. 42–43. Отсюда явствует, что Бог не приемлет молитвы, и не обращает внимания на прошение грешников некающихся и бесстыдных лицемеров, кои оскорбляют всесвятейшее имя Его. Кающихся же с сокрушенным сердцем (см. Пс.50), и призывающих имя Его во исповедании святой веры, молитвам внемлет, и прощения их исполняет, как Сам у прор. Иеремии глаголет: помолитесь ко Мне, и послушаю вас (Иер.29:12).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 40–43 И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающия на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я

В этих изречениях пророк изображает, с одной стороны, помощь Божию, содействующую ему в победе над врагами, а с другой – разные способы, употребленные им для поражения врагов. Он говорит: Ты препоясал, или, что то же, облек меня силою для войны, и всех восстающих на меня низложил под ноги мои. И у всех врагов моих показал мне хребет, или, что то же, Ты обратил ко мне тыл врагов моих, – они обратились в бегство; и ненавидящих меня Ты истребил. Они возопили, стали громко кричать о помощи, но не было спасающего; обратились с молитвою к Господу, но Он не послушал их. И я развею их, как прах развевается ветром, смету их, как дорожную пыль, или другими словами: я буду попирать врагов моих, как попирается ногами прохожих грязь на уличных дорогах, притаптывается и углаживается.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible