Скрыть
и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его

Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ; потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее.

Евфимий Зигабен (†1118)

И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его

А если я таков, говорит, был и таким останусь, то я уготовлю для себя и воздаяние, сообразное с сим, как выше сказано. По чистоте, говорит, рук моих воздаст мне Господь, по чистоте, которая всегда перед Ним; потому что я так поступаю не на показ людям, а для Бога.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима его.

Давид, прославляя благодеяния Божии, показывает здесь причины, чего ради угодно было Богу избавить его от врагов. Главнейшая же причина есть сия, что он сам тщился благоугодно и непорочно жительствовать пред Богом. Воздаде ми, глаголет, по правде моей, и по чистоте руку моею награди мене. Не должно мнить, аки бы Давид по гордости и кичению проповедовал здесь правду свою, и прочия добродетели, представляя оныя аки заслуги. Ибо несть то гордость и кичение, когда что по вдохновению Божию глаголется, и где признавается Бог виновником благ.

Притом должно заметить здесь, как и выше сказали мы, что Давид не о праведных делах своих глаголет, которыми никто не может похвалиться пред Богом, но о справедливости дела своего, которое имел он со врагами. Сверх сего надлежит рещи и то, что Давид потому упоминает здесь о правде своей, понеже он в самом деле оную хранил: ибо и Бога от искренняго сердца чтил, и во истинном благочестии пребывал, и никогда идолам не кланялся, и твердое намерение имел, чтоб никогда закона Господня не преступать: а хотя иногда и согрешал, однако тотчас каялся, и от всея души обращался к Богу. А что сам инде глаголет: не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2), сие глаголет о тех, которые без благодати Божией предшествующей сами собою или делами своими оправдитися пред Богом мнят. Тако бо никто пред Ним оправдитися не может: зане всяк праведный благодатию Божиею оправдается. На сем основании Давид изрек оныя слова: не оправдится пред Тобою всяк живый.

Впрочем представлять невинность свою пред Богом никому не запрещается, как то видим из примера Неемии, Езекии, Есфири и самаго Давида (2Езд. 5; Исх. 38; ).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 21-25 И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его.

Ст. 21-25 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

     Но для Давида все это – знаки благоволения Божия к нему (ст. 17–29), залог того, что приняв его, избавит его Господь „от вод многих‟ и „от врагов моих сильных‟, что предварили его в день озлобления (когда испытания постигли его). И на широту, на простор вывел его Господь, по чистоте рук его воздав ему. И напоминая (себе и нам), что „с преподобными преподобен будеши‟, как „со строптивыми (и сам) развратишься‟, обещает псалмопевец – непорочным быть при Его помощи и сохраниться от беззакония своего. Ибо „Ты просветишь светильник мой, Господи Боже мой, просветиши тьму мою‟.

     Ст. 21–25. Давид, прославляя благодеяния Божии, показывает здесь причины, чего ради угодно было Богу избавить его от врагов. Главнейшая же причина есть сия, что он сам тщился (старался) благоугодно и непорочно жительствовать под Богом. И опять сказано сие не по гордости и кичению. „Ибо несть то гордость и кичение, когда что по вдохновению Божиему глаголется и где признается Бог виновником благ. Сверх сего надлежит сказать и то, что Давид потому упоминает о правде своей, что он и в самом деле оную хранил: ибо и Бога от искреннего сердца чтил, и во истинном благочестии пребывал, и никогда идолам не кланялся, и твердое намерение имел, чтобы никогда Закона Господня не преступать: а хотя иногда и погрешал, однако тотчас каялся, и от всей души обращался к Богу (ср. Пс.142:2) (арх. Ириней). Впрочем, представлять невинность свою пред Богом никому не возбраняется, как то видим мы и из примера Неемии, Эсфири, как и самого Давида. 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 23–25 Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от Мене. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его

Судьбами у псалмопевцев вообще называются все законы гражданского характера, за нарушение которых определены те или другие наказания; а оправданиями называется вся совокупность заповедей, или законов нравственного свойства, в которых выражена правда Божия. Выразив уверенность в том, что Господь вознаградит его за правду, за сохранение заповедей Его и за последование путям Его, Давид еще раз свидетельствует, что все заповеди и все законы Господни находятся пред ним, близки ему, и что поэтому он надеется пребыть непорочным пред Ним и сохранить, или, что то же, уберечь себя от беззакония или греха. И тогда, говорит, Господь воздаст мне за правду мою, за мое честное поведение, которое пред глазами Его, потому что я так поступаю и буду поступать не напоказ людям, а для Бога, пред очима Его.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible