Скрыть
я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я

И истню я, яко прах. Совершенно исчезнут они при содействующей мне благодати Твоей.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И истню я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду я Совершенно безсильными и ничтожными соделаются они, при содействующей мне благодати Твоей.

Евфимий Зигабен (†1118)

И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я

И истню я яко прах пред лицем ветра

Истреблю, говорит, врагов моих, как ветер истребляет тонкую пыль, или земной прах. Ибо ветер дуновением своим поднимает тонкую и легкую пыль с земли и развивает ее по воздуху.

Яко брение (широких) путей поглажду я

Я, говорит, сотру, или буду попирать врагов моих, яко брение, находящееся на пространных городских улицах, будучи попираемо многими людьми, стирается и углаживается или умягчается и утончается. Итак, Давид последующим, то есть, утончением, выразил предыдущее, то есть, попирание, так как прежде попирается брение и после того умягчается и утончается. А путями называется большая дорога к торжищу, где собирается народ, которая называется и проезжею, так как по пространству оной дороги могут проходить по ней и колесницы. Называется же широкою для различия от так называемой неповоротной дороги, на которой по причине большой тесноты нельзя кому либо повернуться в ту или другую сторону.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я.

Показывает другую причину победы над врагами, которая состояла в том, что Бог молитвы его слушал, врагов же его молитвы презрел, хотя и они также призывали Господа. И потому ни Саул, ни Авессалом, ни Ахитофел, ни Семей, ни прочие враги его Бога помощником не имели; а Филистимляне и другие иноплеменные народы хотя и призывали домашних богов своих, но пользы от них никакой не получили. Отсюду явствует, что Бог не приемлет молитвы, и не обращает внимания на прошения не кающихся грешников и безстыдных лицемеров, оскорбляющих святейшее имя Его. Кающихся же с сокрушенным сердцем, и призывающих имя Его во исповедании святыя веры, молитвам внемлет, и прошения их исполняет, якоже Сам у пророка Иеремии глаголет: помолитеся ко Мне, и послушаю вас (Иер. 29:12). Следующаго стиха слова, и истню я яко прах пред лицем ветра, относятся по-видимому к останкам врагов, аки бы рекл: уже одержал я победу над врагами моими, но ежели есть еще останки некие от них, то и сих истню, сиречь, в малейшия части сотру, повергу и ногами попру, якоже вержется прах от ветра, или якоже попирается брение путей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.43   И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я.

Ст.43   Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их
 

Истню я яко прах пред лицем ветра: яко брение путий поглажду я. Некоторые из врагов Давида, как то: Моавитяне и Аммонитяне, действительно рассеяны были им, как прах (2Цар. 12:31, 8:21Пар. 20:2). Поглажду – т.е. совершенно покорю и истреблю. 

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 42-43 Воззваша, и не бы спасали; ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я.

Ст. 42-43 Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им; я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

     В 6-й части (ст. 37–43) Давид исповедует помощь Божию ему в другом: как „препоясал Он его силою на брань‟, и „спял‟ под него всех тех, кто восставал войной против него. Врагов его дал Господь ему поражать, как трусов, – в тыл, так что, как прах от ветра, развеются они.

     Ст. 42–43. Отсюда явствует, что Бог не приемлет молитвы, и не обращает внимания на прошение грешников некающихся и бесстыдных лицемеров, кои оскорбляют всесвятейшее имя Его. Кающихся же с сокрушенным сердцем (см. Пс.50), и призывающих имя Его во исповедании святой веры, молитвам внемлет, и прощения их исполняет, как Сам у прор. Иеремии глаголет: помолитесь ко Мне, и послушаю вас (Иер.29:12).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 40–43 И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающия на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я

В этих изречениях пророк изображает, с одной стороны, помощь Божию, содействующую ему в победе над врагами, а с другой – разные способы, употребленные им для поражения врагов. Он говорит: Ты препоясал, или, что то же, облек меня силою для войны, и всех восстающих на меня низложил под ноги мои. И у всех врагов моих показал мне хребет, или, что то же, Ты обратил ко мне тыл врагов моих, – они обратились в бегство; и ненавидящих меня Ты истребил. Они возопили, стали громко кричать о помощи, но не было спасающего; обратились с молитвою к Господу, но Он не послушал их. И я развею их, как прах развевается ветром, смету их, как дорожную пыль, или другими словами: я буду попирать врагов моих, как попирается ногами прохожих грязь на уличных дорогах, притаптывается и углаживается.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible