Скрыть
изба́витель мо́й от­ вра́гъ мо­и́хъ гнѣвли́выхъ: от­ востаю́щихъ на мя́ воз­несе́ши мя́, от­ му́жа непра́ведна изба́виши мя́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя

Избавитель Мой от враг Моих гневливых, то есть, от народа неверного. Враги гневливые — народ иудейский, с ругательством называвший Его самарянином. А муж неправеден — Иуда и Пилат, безвинно осудивший на смерть.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 48-49 Бог даяй отмщение Мне, и покоривый люди под Мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на Мя вознесеши Мя: от мужа неправедна избавиши Мя

Посему Ты, Который напоследок совершишь все сие в отдаленныя времена, и меня избавишь от враждующих неправедно на меня, и народ, который подчинил Ты мне, соделаешь благопокорным.

Евфимий Зигабен (†1118)

избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя

Избавитель мой от враг моих гневливых

Все сии слова суть благодарные Богу. Они имеют вид именительного падежа, а значение—звательного. Боже! говорит, воздающий мщением за меня, Избавитель мой от гневных врагов моих! А гневными врагами называет сообщников Саула, которые, доколе находились в живых, не преставали от гнева против Давида. Или злобными врагами называет демонов.

От востающих на мя вознесеши мя

Что Давид сказал выше, то и здесь повторяет. Ибо он любит возвращаться к тому, что производит радость.

От мужа неправедна избавиши мя

Если, говорит, опять найдется кто либо и восстанет на меня, подобно друзьям Саула; то, без сомнения, Ты, Господи, поставишь меня выше обиды со стороны их; и если кто найдется подобный Саулу, неправедно злоухищряющийся против меня, то я прошу Тебя избавить меня и от него.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.49   Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя

Ст.49   Избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня, и от человека жестокого (в Славян. мужа неправедна) избавил меня.
 

Избавитель мой, от враг моих гневливых. «Враги гневливые – народ Иудейский, – говорит св. Афан., – а муж неправеден – Иуда и Пилат, безвинно осудивший Иисуса Христа на смерть».

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 47-49  Жив ГОСПОДЬ и благословен БОГ, и да вознесется – БОГ спасения моего! БОГ, даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых; от востающих на мя вознесеши мя – от мужа неправедна избавиши мя!

Ст. 47-49  Жив Господь и благословен – Бог, и да будет превознесен – Бог спасения: моего! Бог, дающий отмщение мне и подчинивший мне народы. Избавитель мой от врагов моих гневливых: от восстающих против меня Ты вознесешь меня, – от человека неправедного избавишь меня!

     И наконец, в 7-й части (ст. 44–51) той же благодарной речью прославляет псалмопевец Бога за ту честь и славу, какою наделил его Господь пред людьми, „поставив его во главу языков‟, так что и те, кого он даже не знал, работали ему. Те же, кто чуждался его, и пробовал лгать ему, „обетшаша и охромоша от стезь своих‟. И потому-то и обещает Давид – и во языцех славить Господа и петь имени Его, избавившего его от врагов гневливых, как и от восстающих на него, и на высоту поднявшего его.

     Ст. 47–49. Здесь Пророк как бы подводит итог всем прославлениям 17-го псалма, оттеняя дополнительно, что в борьбе, в коей так помогал ему Господь, зачинщиками были все те же враги его, „гневливые и востающие на него‟.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 47–49 Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя

В этих и следующих за ними стихах содержится молитвенная песнь Давида, в которой, повторив в кратких словах сказанное в предыдущих стихах о помощи Божией, оказанной ему в борьбе против врагов, выражает хвалу и прославление Бога. Он как бы так говорит: да живет Господь Бог, надежда моя! И да будет благословен и препрославлен виновник спасения моего – Бог, Который даровал мне победы, отомстил за меня и покорил мне народы. Боже, Ты избавил меня от врагов моих буйных, над восстающими на меня Ты возвысил меня: от мужа неправедного Ты избавишь меня! Что касается таинственного смысла этих изречений, то словами: жив Господь, по мнению св. отцов (св. Афанасия [3, с. 86] и блж. Феодорита [6, с. 81]), Сам Спаситель обличает неверующих иудеев, которые имеют обычай распятого Иисуса называть мертвым. Не только жив, говорят, но восшел паки на небеса и подает спасение верующим. Под отмщением те же отцы разумеют наказание неверных иудеев, а под людьми покоренными – язычников, приведенных к вере в истинного Бога и покорившихся Христу. Под именем врагов гневливых разумеют народ иудейский, а под именем мужа неправедна – Иуду Искариота, а также Пилата, безвинно осудившего Иисуса Христа на смерть.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible