Скрыть
18:46 Võõra rahva lapsed nõrkevad ja väljuvad värisedes oma linnustest.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

Сынове чуждии обетшаша. Все ветшающее близко к уничтожению.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 44-46 Избавиши мя от пререкания людий: поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми, в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

«Избавиши мя от пререкания людей». Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.

«Поставиши мя во главу языков». Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженнаго Иезекииля (Иез.37:24), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.

«Людие, их же не ведях, работаша Ми:». «В слух уха послушаша мя». Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество. «Сынове чуждии солгаша Ми;».

«Сынове чуждии обетшаша, и охромоша оть стезь своих». Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: «како превратился еси в горесть, виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен» (Иер.2:21). Одним показывает, что они собственное Его насаждение; а другим обличает их неблагодарность. Слова же: «обетшаша» и «охромоша» Симмах перевел: будут обезчещены и посрамлены. И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.

Евфимий Зигабен (†1118)

сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

Сынове чуждии солгаша ми

Сии слова мы должны понимать, как обличительные для рода иудеев, потому что они, усвояя себе отцом Авраама и Давида, делали дела противные предкам их. Давид называет их сынами, как происходивших от семени его, а чужими по причине несходства духа их с прародителем их.

Сынове чуждии обетшаша и охромоша от (вне) стезь своих

Иудеи, говорит, сделались бесчестными и ни к чему негодными по причине зол своих, как сосуды, по обветшании, делаются к употреблению не способны. Сказал охромоша, то есть уклонились от определенной им стези божественных заповедей, так как путь хромых людей сбивчив, иначе—идет в сторону от прямой дороги, по причине извращения и повреждения составов в ногах их.

У Никиты это изъясняется так: Христос обвиняет иудеев за оставление неложных путей, то есть вразумлений чрез закон и пророков и Евангельской жизни. Пути правы и неложно ведущее ко Христу суть наставление закона и предвозвещения св. Пророков. Но достигнув конца Закона и Пророков, т.е. Христа, они захромали, потому что дерзко поступали с Ним, не по здравому смыслу. Итак он говорит, что язычники, не получившие закона моего, ни пророка, как только были призваны, легко послушались и возлюбили мое владычество: а первенец мой Израиль, сделавшись сыном диавола, по равному с ним образу мыслей, удалил себя от близости ко Мне, притом же и солгал Мне, потому что от него ожидан был плод правды, между тем он не принес его, как и сказано: солжет произведение маслины. Феодорит: Нареченные сынами и вписанные в ряды сынов отчуждили себя, сделавшись неблагодарными за благодеяния, охромав касательно веры и оставя стезю благочестия. Так чрез пророка Иеремию Бог говорит: Я насадил тебя, как виноград плодоносный, весь истинный; как же ты обратился в горечь, виноград чужой? (Иep. 2,21). Первое показывает свое собственное насаждение; второе обличает; а слова: обветшали и охромали Симмах перевел словами: обесчестят и постыдятся.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.46   Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих.

Ст.46   Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих».
 

Обетшаша – устарели, т.е. ослабели, как ослабевают от старости. Охромоша – соделались слабыми, как хромые. Отцы разумеют неверующих Иудеев, т.е. «именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Симмах перевел: «будут обесчещены и посрамлены». И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены бесчестия, для всех представляются мерзкими» (Бл. Феод.). – Во 2-й кн. Цар (2Цар.22:45) несколько иначе: сынове чуждии отвержены будут и вострепещут во градех своих

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 45-46  В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих.

Ст. 45-46  По одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.

     В 7-й части (ст. 44–51) той же благодарной речью прославляет псалмопевец Бога за ту честь и славу, какою наделил его Господь пред людьми, „поставив его во главу языков‟, так что и те, кого он даже не знал, работали ему. Те же, кто чуждался его, и пробовал лгать ему, „обетшаша и охромоша от стезь своих‟. И потому-то и обещает Давид – и во языцех славить Господа и петь имени Его, избавившего его от врагов гневливых, как и от восстающих на него, и на высоту поднявшего его.

     Ст. 45–46. Сие повествование (не только оно – Е. Д.) не к лицу Давида относится, но есть пророчество о будущем царстве Христовом. При Давиде подчинились народы, ему сопредельные, значит – ведомые, знавшие его, и не по единому лишь слуху. Следовательно, слова эти „приличествуют Христу, Который словом покорил себе мир, и единым слухом сделал Себе послушными людей – и дальних, прежде сопротивлявшихся Ему‟. Давид же лишь прообраз Того, „Которого величие долженствовало распространиться до последних пределов мира‟. Ст. 46. „Сынами чужими нарицаются здесь иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а ныне принуждены смириться пред Давидом, хотя неискренно, а притворно. А также можно разуметь и тех из приходящих к Христу, которые хотя и приходят, но не с чистым сердцем.... Прилично таковыми нарицаются и иудеи, которые, будучи усыновлены Богом, сами себя соделали чуждыми, быв неблагодарны к Благодетелю (Иер.2:21)‟. Арх. Ириней.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 45–46 В слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

Продолжая речь о тех людях и народах, которые, быв неведомы Христу, поработали Ему, присоединившись к Святой Церкви Его, пророк от имени Господа Иисуса Христа говорит: по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, они уверовали и повиновались Мне,– в слух уха послушаша Мя. Кого же нужно разуметь здесь под именем сынов чуждих, о которых далее говорит псалмопевец, что они солгаша, обетшаша и охромоша? В буквальном смысле «сынами чужими», по отношению к царю-пророку Давиду, называются иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а потом принуждены смириться пред Давидом, выразить ему покорность свою, хотя и притворно, неискренно: сынове чуждии солгаша ему. Они же и обетшаша, по-русски: «Обветшали, одряхлели, состарились» – в рабстве иудейскому царю, иные из них исчахли и померли в узах и темницах; охромоша от стезь своих, по-русски: захромали от путей своих, – это выражение обозначает тех невольников, которые, будучи во узах или оковах, кажутся хромающими на ходу. В смысле же духовном и таинственном под именем сынов чуждых нужно разуметь неверовавших в Господа Иисуса Христа иудеев, а выражениями: сынове чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих – означается то крайнее ожесточение и упорство их (Иер. 2), в котором они состарились и, совратившись от стезей благочестия, погибли. За что и Христос Спаситель обличает их в Евангелии (Ин. 8:39–47), говоря, что они напрасно присваивают себе название чад Божиих, по происхождению от праведного Авраама, и что неверием и злыми делами они соделали себя чадами дьявола.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible