Ветхий днями

Литература по теме

Ве́тхий дня́ми — символический образ Бога, фокусирующий внимание на таком Его сущностном свойстве как «вечность».

Основание этому образу дано в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

ve thij dnja mi - Ветхий днями
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Седьмой день. 1852–1860 гг.

При ближайшем рассмотрении выражение «Ветхий днями» означает: древний, исполненный днями. Однако это всего лишь метафора. Как известно, Бог, будучи Творцом видимого и невидимого мира, является в ту же очередь и Творцом веков. Промышляя о мире, обусловленном временем, Сам Он от времени не зависит: «Он изменяет времена и лета» (Дан.2:21), Он — Царь веков (1Тим.1:17).

Собственно в независимости Бога от условий времени и выражается Его вечность. Будучи непреложным во всех отношениях, Бог не изменяется и по возрасту: Он «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ.23:19). Стало быть, в строгом смысле, Божественной вечности чуждо и прошлое, и будущее. Вседержитель всегда пребывает как бы в неизменном настоящем.

Между тем, действия Бога в истории воспринимаются человеком как поэтапные, а Сам Он — как непрестанно Живущий. Так, Адам беседовал с Господом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Даниила ещё сотни лет. Отсюда и аналогия с насыщенностью Бога днями, с древностью, ветхостью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:28).

Несмотря на то, что вечность — это существенное Божеское свойство, а не ипостасное, и, следовательно, равно принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, в иконографии образ Ветхого днями по большей части используется в отношении Бога Отца (хотя иногда в образе Седовласого Старца пишется Сын).

Сложившаяся ко времени Большого Московского Собора (1666–1667) практика изображать Бога Отца в виде Ветхого днями была подвергнута на нём жёсткой критике и получила негативную оценку.

Тем не менее, этот символический образ продолжал и продолжает оставаться в поле зрения многих христиан как вполне православный, словно бы узаконенный самой иконографической традицией. Ведь эта традиция опирается не на мечтания и воображение, а на содержание вдохновленного Духом видения: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7:9).

Основание же для возможности соотносить этот образ именно с Богом Отцом, обнаруживается у разных церковных писателей, в том числе у святителя Иоанна Златоуста:

«Кто этот “Ветхий днями”? Он был подобен некоему старцу. Бог принимает на Себя образы по требованию обстоятельств, по которым является... Так как Он (Сын — А. Л.) явился после Отца, то пророк и говорит, что Он пришел вместе с облаками... “И ему дана власть”, т. е. та, которую Он имел... Он имел власть и прежде и тогда принял ту самую, которую имел. В каком смысле ты разумеешь волосы у Отца и прочее, в таком разумей и это» (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу пророка Даниила, гл. 7)

Сегодня изображение Ветхого днями можно встретить не только на старых, но и на современных православных иконах.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka