Серафи́мы –
1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе в перечне ангельских степеней ставится на первой позиции, реже – на второй);
2) ангелы, представители этого чина.
Серафимы в Ветхом Завете
Термин «серафим» происходит от древнееврейского слова «сараф» с несколькими значениями: «жечь, испепелять», «огненный, пламенный». Есть версия, что это слово также связано в этимологическом отношении со словом «змей, дракон, грифон». В Ветхом Завете термином «серафимы» обозначают небесных созданий, светлых ангелов. В частности, о них говорится в сюжете о видении пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2–4). Традиционно серафимов называют «пламенными» для того, чтобы указать на их непреодолимую любовь к Богу. Как писал Дионисий Ареопагит, «ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение»1.
В Священном Писании представлен пример очищающей миссии одного из серафимов в отношении Исайи, подготовки его к пророческому служению: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:6).
В книге пророка Исайи дается символическое описание серафимов как человекоподобных существ с лицами, руками, ногами и шестью крыльями: одной парой крыльев они закрывали свои лица, вторую пару использовали для полета, третьей парой они закрывали ноги. Дионисий Ареопагит указывает на символическое, образное видение серафимов, где под визуальной символикой внешних форм даётся духовное указание на естественные и индивидуальные особенности серафимов. Возможно, серафимы были хорошо известны в израильских преданиях, потому что Исайя упоминает их без предварительного объяснения для читателя. Что касается числа серафимов, то, хотя некоторые богословы считают, что в видении Исайи описываются хоры серафимов, однако текст дает основания предполагать, что только два серафима восклицают трисвятую песнь друг ко другу: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).
Некоторые исследователи Ветхого Завета связывали серафимов со змеями: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Чис.21:6); «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор.8:15). Серафимы воспринимались как змеи, вероятно, из-за того, что древнееврейское слово «сараф» в значении «жечь» может происходить от способности змей жалить своих жертв ядом. Но это мнение не имеет общего признания.
Определение серафимов как небесных воинств (составной части небесного воинства) подтверждается через сравнение с 3 книгой Царств 22:19: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его». Согласно Книге пророка Исаии, серафимы тесно связаны с Богом.
Серафимы в святоотеческой традиции
В христианской письменности серафимов принято считать наиболее приближенными к Богу среди всех ангельских сил. В сочинении «О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, серафимы принадлежат к первой триаде первого ангельского чина. По словам автора, само наименование серафимов указывает на их «непрестанное и всегдашнее стремление к Божественному, их горячность и быстроту»2, что соотносится с их описанием в Ис. 6.
Иоанн Златоуст в сочинении «Против аномеев» обращает внимание на то, что, несмотря на свою близость к божественному престолу, серафимы вынужденно «ограждаются крылами» и «отвращают очи свои», поскольку не способны вынести «даже снисхождения Божии»3. При этом святой считает, что их непрестанные восхваления Господа со страхом и трепетом могут служить примером для христианина.
Сам эпизод с видением пророка Исайи в патристике имеет различные толкования. Одним из наиболее распространенных мнений среди святых отцов является то, что хвалебные песнопения серафимов указывают на троичность ипостасей Бога. Подобным образом, к примеру, это трактуется Феодоритом Кирским. Он подчеркивает, что троекратное восклицание ими формулы «Свят» говорит о Святой Троице: «воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой»4. Подобную точку зрения разделяет и Амвросий Медиоланский5. Серафимы не произносят слово «Свят» один раз, дабы исключить понимание слушателями, будто в Едином Боге усматривается только одно Лицо (а не три). Не используют они и множественное число «Святы».
Кирилл Александрийский считал, что, помимо троичности Бога серафимы возвещали боговоплощение. В словах «вся земля полна славы Его», он видел провозглашение будущего, исполнившегося в момент, когда «Единородное Слово сделалось человеком»6.
Примечания
1 Дионисий Ареопагит. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии // О небесной иерархии.
2 Дионисий Ареопагит. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии // О небесной иерархии. С. 31.
3 святитель Иоанн Златоуст. Против аномеев. С. 25–27
4 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2011. Т. 10. С. 54.
5 Там же. С. 56–57.
6 Там же. С. 57–58.
Комментировать