Херуви́мы –
1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции);
2) ангелы, представители этого чина.
Согласно толкованию «Дионисия Ареопагита», название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»1. Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться».
Херувимы в Ветхом Завете
В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; 4Цар.19:15; 1Пар.13:6; 2Цар.22:11 и Пс.17:11). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу.
В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24).
В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых (3Цар.6:23–29; 2Пар.3:7; 2Пар.3:10-13).
Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики (Иез.41:18), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами (Иез.1:4–28). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.
Внешний вид херувимов, представленный в различных книгах Библии, символически указывает на некоторые их особенности и качества. Не следует понимать буквально, что такого рода внешние описания характеризуют их пространственную форму. В сочинении «О небесной иерархии», авторство которого приписывается Дионисию Ареопагиту, говорится о том, что описание изображений «нужно для того, чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями; равно не воображали бы и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами (Иез.1:7; Дан.7:9; Зах.1:8; 2Мак.3:25)»2.
Херувимы в христианской письменности
В связи с тем, что описания херувимов в Библии разнообразны, в святоотеческой традиции возникло множество способов для толкования их образов. Как правило, авторы сходились во мнении, что каждый элемент внешнего вида данного ангельского чина представляет собой символ, однако интерпретации их значений часто отличались. Многое зависело от контекста, в котором херувимы были упомянуты в Писании.
В сочинении «О небесной иерархии» херувимы следуют после серафимов и относятся ко второму чину первой триады ангельских сил. Их основное свойство – «знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»3.
Климент Александрийский полагает, что установленные на ковчеге Завета фигуры херувимов представляют собой лишь символическое изображение и не являются воспроизведением их реального облика. Свою позицию он аргументирует запретом Бога на изображение святых предметов (следовательно, и херувимов) и невозможностью для восприятия человеком небесных существ. Климент дает следующее объяснение облику литых из золота фигур: «Имя Херувима означает “великое знание”. Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени. …изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.
В вооруженном пламенным мечом страже Едемского сада, поставленного после изгнания первых людей, Блаженный Августин видел временную кару. По его мнению, меч называется пламенным потому, что «всякое страдание словно жжет». При этом главная цель пламени не истребление, а очищение5. Иоанн Златоуст же напротив, воспринимал этот образ как знак того, что после нарушения заповеди вход в рай для человека стал недостижимым. В «Беседах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангельскому оружию «обращаемое» был дан Моисеем, чтобы показать, как заграждало оно все возможные пути и «непрестанно вызывало страх и воспоминание»6. Исходя из понимания имени херувимов как «великое знание», Иоанн Златоуст в беседе «О творении мира» даёт объяснение образу херувимов как премудрости, «на которой Он (Бог) почивает». Там же он даёт объяснение наличию множества глаз на всех частях их тела: «премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око»7. В слове «Против аномеев» он высказывает мнение, что «херувимы служат Богу престолами; это сказано о херувимах не потому, чтобы Бог нуждался в престоле, а чтобы отсюда ты уразумел достоинство этих сил»8.
Преподобный Ефрем Сирин истолковал образ четырёх зверей из видения Пророка Иезекииля как херувимов. Он считал, что херувимы были представлены в виде льва, тельца и орла по причине восприятия людьми этих животных как наиболее благородных и сильных. В лице льва он видел указание на «царей и князей века сего, которые восприимут на себя иго Церкви, изображаемой под видом колесницы, или покорятся Евангелию». В лице орла содержится указание на пришествие Мессии свыше. Все вместе они указывали на множество разных народов, которые в будущем примут Евангелие9.
Примечания
1 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии / О небесной иерархии.
2 Дионисий Ареопагит. Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения. / О небесной иерархии.
3 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии / О небесной иерархии.
4 Пресвитер Климент Александрийский. Строматы.
5 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.
6 Cвятитель Иоанн Златоуст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.
7 Святитель Иоанн Златоуст. Его же беседа о втором дне творения. А также против сказавшего, что нам, христианам, не следует говорить при освящении: «Господь Саваоф» / О творении мира.
8 Cвятитель Иоанн Златоуст. Слово третье. / Против аномеев.
9 Преподобный Ефрем Сирин. Глава 1 / Книга пророка Иезекииля.
Комментировать