- Термин «секта» в русском богословии
- Признаки сектантства
- Причины появления сект в России
- Светские западные теории происхождения сект
- Классификация отделившихся от Церкви свт. Василия Великого
- Классификация сект в России до 1917 года
- Тоталитарное сектантство (деструктивные культы)
- Нетрадиционная религиозность и внутрицерковное сектантство
- Понятие «секта» в светском религиоведении и альтернативные термины
- Деноминация
- Культ
- Новое религиозное движение
- Традиционная и нетрадиционная религиозность
- Оппозиционные религии
- Альтернативные религии
- Новые религии
- Антикультовое движение на Западе
- О правомерности использования термина «секта»
- Цитаты о сектах
Се́кта (лат. secta — учение, направление, школа) — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозных объединений, отделившихся от какой-либо крупной религиозной организации и вероучительно противоречащих ей.
Также этот термин может указывать на вновь организованное религиозное объединение с собственным основателем, особым учением и религиозными практиками.
Существуют два основных взгляда на происхождение термина «секта». Некоторые учёные считают, что оно происходит от латинского глагола «sequor» (sequi), который означает «идти вслед», «следовать за». Другие исследователи связывают слово «секта» с глаголом «secare», что означает «отсекать», «отделять».
Версия о происхождении слова «секта» как производного от глагола secare считается вполне приемлемой. Однако более правдоподобной исследователи считают версию о происхождении от глагола «sequor» (или «sequi»).
В латинском языке слово «секта» имело несколько значений: оно могло обозначать образ мышления, стиль жизни, учение или группу людей. В более узком смысле оно могло относиться к философской школе или политической партии.
Слово «секта» использовалось для выражения согласия и единства, а не обособленности от других. Изначально этот термин не имел негативного смысла. Его применяли западные церковные писатели первых веков к христианству.
В IV веке в латинском переводе Библии, известном как Vulgata, понятие «секта» получило более чёткое определение. Этот перевод, выполненный блаженным Иеронимом Стридонским (340 или 350–420), представлял собой пересмотр более ранних переводов.
Одной из особенностей языка древних переводов было сужение прежнего значения латинских слов под влиянием греческого оригинала. Это касалось и слова «ересь» (αιρεσις), которое приобретало более конкретный смысл. Блаженный Иероним часто (но не всегда) переводил его как «secta».
Таким образом, в западной христианской литературе постепенно формировался термин «секта», который имел значение, близкое к греческому «ересь». Это слово обозначало сознательное отклонение от общехристианских догм и образа жизни.
Использование слова «секта» сохранилось в западном богословии вплоть до V века.
Но, несмотря на попытки использовать слово «секта» для обозначения ереси, этот термин не получил широкого распространения в западной христианской литературе. Древнецерковное право и богословская наука на Западе, избегая слова «секта», предпочитают использовать греческие термины, такие как haeresis (ересь), haeretici (еретики) и другие.
В своих уклонениях от Церкви западные богословы различают еретиков, которые ставят под сомнение авторитет Церкви и создают новые учения, и схизматиков, которые не подчиняются только церковной иерархии.
Латинизированный греческий термин «haeresis» получил широкое распространение, поскольку он был более точным и понятным и указывал на искажение учения Церкви. В то же время слово «секта» использовалось для обозначения религиозного сообщества или вероисповедания без какой-либо оценки его вероучения.
Новый этап в понимании термина «секта» начался на Западе с эпохи Реформации и последующего разделения западного христианства на католицизм и различные протестантские деноминации. С этого момента значение термина приобретает конфессиональную окраску.
Следует отметить, что в настоящее время слово «секта» часто используется в контексте полемики, но не всегда в правильном значении.
Иногда представители неправославных религиозных групп или их сторонники возражают против того, чтобы их называли сектантами, утверждая, что во времена зарождения христианства его тоже считали сектой. Однако такой подход не является верным, поскольку он не учитывает, что в древности это слово имело другой смысл.
В современном понимании сектами называют не крупные ереси, такие как католичество или лютеранство, а относительно небольшие религиозные организации или более обширные, которые отделились от более ранних течений. Например, баптисты и меннониты являются сектами в рамках протестантизма.
С точки зрения Православия, любая секта искажает основы христианского вероучения. Некоторые секты, называющие себя христианскими, пытаются сохранить внешнюю связь с христианством, используя христианскую символику и тексты. Они называют себя христианами и обращаются к Библии, но при этом меняют основные принципы христианской веры.
Ереси, или секты, зародившиеся в древности, не все канули в небытие. Многие из них продолжали существовать и на протяжении длительного времени оказывали влияние на формирование особой религиозной среды, в которой зарождались новые еретические течения.
Некоторые церковные и светские историки религии видят в существовании этих ересей своеобразное «еретическое преемство» — как бы некое ложное предание, противостоящее Церкви, которое сохранилось до наших дней и продолжает оказывать влияние на формирование доктрин новых сект.
Сами сектанты часто говорят о своём историческом и типологическом родстве с древними еретическими течениями.
Таким образом, вероучительные аспекты сектантства и их опровержение не являются чем-то новым. В исследованиях по сектантству, которые были проведены в начале XX века, отмечалось, что круг вопросов, по которым ведётся полемика с сектантами, известен ещё с апостольских времён.
В те времена возникли споры о церковном и нецерковном предании, о том, кому принадлежит Библия и где хранится истина Христова. Позже эти темы были продолжены в дискуссиях об иконах и мощах, о призывании святых и молитвах за умерших, а также о понимании природы Таинств.
Современное сектантство также не появилось в идеологической пустоте, а представляет собой развитие идей своих предшественников.
Несмотря на общность сектантских идей, их следует рассматривать в развитии, так как между сектой-архетипом или движением-архетипом и группами, которые из них вышли, могут быть значительные различия.
Термин «секта» в русском богословии
В русском языке слово «секта» и производные от него появились благодаря курсу латинского языка, который стали преподавать в духовных семинариях и академиях, а также в светских учебных заведениях: гимназиях, лицеях и университетах.
Изначально слово «секта» использовалось как термин, обозначающий «часть чего-либо». От него произошли такие слова, как «сектор» и «секция». Со временем термин «секта» стали применять для обозначения «образа мыслей» или «учения», и это привело к появлению обозначения конкретных религиозных объединений.
Когда на Руси, принявшей христианство от Византии и, соответственно, восточнохристианское богословие, появлялись различные течения, такие как стригольничество, жидовство, ереси Башкина и Феодосия Косого, а также лютеранство, кальвинизм, хлыстовство и другие ложные учения, их называли ересями.
Однако с конца XVIII века для обозначения этих ересей, за исключением католичества, англиканства и лютеранства, в русском богословии стали использовать латинский термин «секта». С тех пор и до начала XX века этим новым для русского богословия словом называли как ереси, существовавшие до второй половины XVIII века, так и те, что возникали в России впоследствии, такие как ересь духоборов, молокан, еговистов, малеванцев, иоаннитов, толстовцев и других. Также этим словом называли группы, проникшие в Россию из-за границы, такие как меннониты, баптисты, евангелисты (пашковцы) и адвентисты.
Признаки сектантства
В начале XX века, когда в России наблюдался всплеск сектантской активности, особенно после принятия закона о свободе совести, в рамках Предсоборного Присутствия был создан VI Отдел по вопросам раскола и сектантства. Этот отдел занимался подготовкой документов для Поместного Собора.
Члены VI Отдела считали, что единственный критерий, по которому можно определить сектантство, — это догматический критерий, искажение веры Церкви.
Среди всех существовавших в начале XX века признаков сектантства, критерии, разработанные VI Отделом, были наиболее четкими и ясными. Эти критерии можно найти в принятом Отделом «Проекте отлучения и осуждения учения сектантов». В этом документе говорится:
«1. Всяк, не исповедующий Господа нашего Иисуса Христа единым Единородным Сыном Божиим, воплотившимся от Духа Святаго и от Девы Марии, – якоже Никейские святые отцы изрекоша, – а глаголющий многих иных быти «христами», да будет анафема.
2. Всяк, не исповедующий и Пречистую Матерь Господа, Деву Марию, от колена Давидова, дщерь праведных Иоакима и Анны, – единою Богородицею, а глаголющий быти многих «богородиц», да будет анафема.
3. Всяк, проповедующий многократные воплощения Бога и приемлющий такую проповедь и смертных людей признающий за «богов», да будет анафема.
4. Всяк, не исповедующий, яко един Господь Иисус Христос, распятый при Понтийском Пилате, погребенный и воскресший и на небеса вознесшийся и всегда жив сый, а поклоняющийся смертному, яко «живому богу», да будет анафема.
5. Всяк, признающий законный брак за скверну и мяса и вина удаляющийся не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, – якоже правила святых Апостолов рекоша (51), – да будет анафема.
6. И ина многа, вопреки слову Божию и учению Православной Церкви, содевающие и учащие, и неистовыми кружениями мнящиеся приносити службу Богу, и добрые нравы развращающие, и кощунственно над любовию Христовою посмевающиеся, и все таковую проповедь послушающие и по ней жизнь проводящие, да будут анафема.
7. Всяк, не исповедующий Господа нашего Иисуса Христа в том же теле воскресшим и отвергающий всеобщее людей воскресение, да будет анафема.
8. Всяк, кто не почитает образа Креста Христова, смертию Его прославленного и ставшего спасительным знамением всех христиан, или отвергает осенение себя при молитве сим священным знамением, образом креста или рукою своею, да будет анафема.
9. Отвергающие призывание в молитвах Божией Матери и всех Святых да будут анафема.
10. Отвергающие почитание святых мощей и икон и глумлящиеся над ними, а также отвергающие молитвы за умерших да будут анафема.
11. Не празднующие дня восреснаго, воспоминанию Воскресения Господа посвященнаго, а празднующие субботу, по еврейскому или ветхозаветному установлению, и полагающие Ветхий Завет выше Новаго, – Христова Завета, да будут анафема.
12. Проповедующие Царство Христово земное и тысячелетнее и определяющие время его наступления по своевольному толкованию пророчеств, да будут анафема.
13. Всякий, кто отвергает Таинства церковные или не приемлет их по небрежению к Церкви и по суемудренному толкованию мня достигнуть спасения без помощи благодати Божией, да будут анафема.
14. Кто поносит Церковь Христову, ея чины и уставы, или в гордости своей преслушает ее, да будет сопричтен, по слову Христову, с неверными, и анафема да будет».
Причины появления сект в России
В отечественном сектоведении традиционно выделяют несколько факторов, которые объясняют появление и развитие этого явления:
- Внешнее иностранное влияние.
- Религиозная неосведомлённость части населения России.
- Неудовлетворённость состоянием церковной жизни.
- Внутриполитические и социально-экономические причины.
- Духовно-нравственные причины.
Западные вероисповедания начали проникать в российское общество с конца XVII в., когда в Москве образовалась немецкая слобода, где были один реформатский, три лютеранских храма и одна немецкая школа. Иностранцы оказывали влияние на русских и знакомили их со своими взглядами и верой. И со временем влияние и проникновение в Россию западных учений и сект только увеличивалось.
В советский период сектантские движения, которые развивались за пределами России, не играли значительной роли в её религиозной жизни из-за политических обстоятельств. Однако в 1990-е годы мы стали свидетелями нового всплеска сектантской активности, на который оказало влияние западных учений.
Ещё до революции исследователи сектантства отмечали, что часть православных, особенно из простых людей, были не очень сведущи в вопросах веры. Они почти не знали Священного Писания, редко его читали и не всегда понимали. В их вере было много неправильных представлений и суеверий.
Из-за недостатка правильных и точных понятий о вере люди не могли самостоятельно разобраться в религиозных вопросах. Поэтому те, кто пытался найти истину, часто попадали в сети лжеучителей.
В 1990-е годы уровень религиозного образования был ещё ниже, чем в дореволюционной России. Общество было почти полностью безграмотно в вопросах религии. Это привело к тому, что многие начали увлекаться различными видами оккультизма и сектантства.
В церковной жизни всегда были какие-то проблемы, которые вызывали недовольство у верующих. Нередко люди, которые ушли из Церкви в секту, объясняют свой выбор именно этими причинами. Не всегда эти причины были объективными, но именно недовольство часто становится тем фактором, который приводит людей в секты.
Отмена крепостного права стала ключевым событием, которое оказало значительное влияние на развитие русского сектантства. Крепостное право во многом ограничивало самостоятельность человека не только в общественно-экономической, но и в духовной сфере.
В дореволюционный период одним из факторов, способствующих распространению сектантства, было заселение (колонизация) юга России иностранцами, преимущественно сектантами и протестантами.
В конце XX века распространение сектантства в России во многом определялось сложной социальной обстановкой, сложившейся в 1970-х - 1980-х годах. В это время в обществе царили застой, стагнация и упадок культуры. Люди все больше разочаровывались в обещаниях «светлого будущего» и теряли интерес к демагогическим призывам руководителей командно-административной системы на всех уровнях.
С изменением политической системы произошли изменения и в государственной политике в отношении религиозных организаций. В октябре 1990 года был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который отменил все ограничения на религиозную деятельность и сделал регистрацию религиозных организаций необязательной. Это открыло широкие возможности для образования и деятельности различных сект.
Наиболее полно православный взгляд на причины возникновения и сущность сектантства изложил профессор протоиерей Т. И. Буткевич. Опираясь на Священное Писание, он определил следующие причины появления сект: «1) неблагоразумная ревность человека о своем спасении; 2) гордость и высокомерие, повергающие иногда даже аскетов в «духовную прелесть»; увлечение ложной наукой и лжефилософией; плотские похоти и страсти, нравственная разнузданность и ложно понятая свобода, доводящая иногда людей до самообоготворения. Но главным виновником сектантства слово Божие называет дьявола как исконного врага рода человеческого спасения, отторгающего людей от Бога и старающегося разрушить их союз».
Исходя из свидетельств Священного Писания, прот. Т. И. Буткевич полагает, что «сущность сектантства и причины его происхождения коренятся не в каких-либо внешних – исторических, культурных, социальных или бытовых – условиях жизни, не вне человека, а именно в самом человеке, в области нашей религиозно-нравственной психологии, а все виды сектантства суть не что иное, как патологические, ненормальные, греховные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека».
Таким образом, первой и главной причиной всех ересей и сект является гордость, самомнение и высокомерие.
Светские западные теории происхождения сект
На Западе существует несколько теорий возникновения сектантских движений. Одна из них — теория антикультового движения (см. ниже)
Другая концепция была предложена учёными Родни Старком и Уильямом Бейнбриджем. Они попытались комплексно рассмотреть ряд факторов, которые, по их мнению, способствуют возникновению новых религиозных и парарелигиозных групп. К этим факторам относятся: секуляризация; нарушение прав человека; социальная дезорганизация.
Эта теория подвергается критике за попытку свести религию к сугубо земным и компенсаторным функциям.
Американские учёные А. Тоффлер и Д. Белл предложили свои взгляды на возникновение новых религий. Тоффлер считает, что массовое появление различных сект и культов является результатом «крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития».
Тоффлер убеждён, что в этом «спиритуальном супермаркете» могут появиться семена новой позитивной культуры, которая будет соответствовать требованиям нашей эпохи. Более того, он полагает, что «уже можно мельком увидеть самое начало новой связанности и утонченности по мере того, как обломки индустриальной культуры сметаются историческими изменениями третьей волны».
Социолог Д. Белл выдвигает гипотезу о взаимосвязи исторических эпох и религий, которые в них зарождаются. Он считает, что в XX веке начинается новый этап в эволюции религий. Как и А. Тоффлер, Д. Белл полагает, что в ходе этого процесса могут появиться совершенно новые типы религии.
Теория «новых религий» будущей «позитивной культуры» основана на предположении, что развитие общества и религий взаимосвязаны. Это приводит к мысли об относительности ценностей различных религиозных учений и моральных норм.
Однако с православной точки зрения эта теория неприемлема. Христианство утверждает, что является религией Откровения, и, благодаря своей надмирности, находится вне времени и изменений, происходящих в мире. Поэтому оно не приемлет идею «эволюции» духовных ценностей, ведь Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр.13:8).
Классификация отделившихся от Церкви свт. Василия Великого
Святитель Василий Великий, опираясь на опыт древних отцов, разделил тех, кто отделился от Церкви, на три категории: на еретиков — те, кто полностью утратил связь с Церковью и отказался от самой веры; на раскольников — те, кто расходится во мнениях по некоторым вопросам, касающимся церкви, но ещё не утратил возможности для примирения; на самочинное сборище — «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».
Он предлагает единственный критерий, по которому можно классифицировать тех, кто отпал от Церкви, — богословский. Этот критерий помогает понять, насколько еретики сохранили апостольскую веру. Именно «эта мера определяет и степень оскудения благодати». В зависимости от того, насколько благодать иссякла в отпавших, были установлены три чина приёма в Церковь.
Классификация сект в России до 1917 года
В декабре 1842 года Синод Российской Православной Церкви опубликовал указ, в котором все секты были разделены на три группы: вреднейшие, вредные и менее вредные.
К вреднейшим сектам были отнесены те, кто: не признавал воплощения Сына Божия; признавал возможность появления новых христов и допускал человекообожание, отвергал внешние обряды богопочитания, преемственную иерархию и церковное Предание, отвергал молитву за царя и брак.
В эту категорию входили такие секты, как хлысты, скопцы, иудействующие, молокане, духоборы и штундисты.
Ко второй категории вредных сект были отнесены те, кто не признавал церковную иерархию, не имел некоторых Таинств и придерживался особых обрядов, отменённых и не признанных церковной властью, но при этом молился за царя и признавал институт брака. Сюда относились беспоповские секты и «спасово согласие».
К третьей категории менее вредных сект были отнесены те, кто не отвергал церковную иерархию, но держался за старые обряды. К этой категории относились последователи поповщины, как те, кто признавал австрийское согласие, так и те, кто принимал беглых священников от Православной Церкви.
В 1864 году был создан Особый временный комитет по раскольничьим делам, в состав которого вошли как светские, так и духовные лица. Целью комитета было улучшение положения старообрядцев.
Комитет пересмотрел предыдущую классификацию и разделил все секты и толки на две группы: более вредные и менее вредные. Однако комитет не составлял списка сект, а лишь указал общие признаки, по которым они были разделены на две категории.
К более вредным были отнесены: 1) не признающие Пришествия в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; 2) не признающие никаких Таинств и никакой власти Богопоставленной; 3) допускающие при наружном общении с церковью человекообожание; 4) посягающие на оскопление себя или других на основании богохульного учения; 5) отвергающие молитву за Царя и 6) отвергающие брак или допускающие срочные или временные супружеские браки.
Остальные секты и направления были признаны менее вредными.
В конце XIX — начале XX века появилось несколько новых богословских классификаций.
Некоторые исследователи предлагали делить все секты на две группы: простонародные, такие как хлысты, скопцы, молокане, штундисты и другие, и интеллигентные, например, толстовцы, пашковцы и другие.
Другие исследователи разделяли секты на евангелические и духовные, основываясь на том, что одни секты берут своё вероучение из Евангелия, а другие — из личных откровений.
Также было предложено классифицировать секты по причинам их возникновения или в хронологическом порядке.
Самой распространённой была классификация, которая предлагала систематизировать секты по двум или трём группам: мистические, рационалистические и мистико-рационалистические.
К первой группе относили хлыстов, скопцов и другие подобные секты. Ко второй — духоборов, молокан, баптистов и другие. Однако у рационалистических сект есть элементы мистики, а у мистических — элементы рационализма, поэтому граница между этими категориями довольно условна.
Основной недостаток всех рассмотренных систем заключается в том, что они не раскрывают суть религиозных воззрений сект и не позволяют проследить историю конкретных еретических концепций, а также их влияние на возникновение новых еретических течений.
Тоталитарное сектантство (деструктивные культы)
В середине 1990-х годов в России появилась новая классификация сект, согласно которой они были разделены на две группы: тоталитарные секты, также известные как деструктивные культы, и классические секты.
Автором теории тоталитарного сектантства является профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) А. Л. Дворкин.
Тоталитарная секта или деструктивный культ определяется как авторитарная организация, которая использует специальные психологические методы, такие как контроль сознания, чтобы подавить волю человека и контролировать его мысли, чувства и поведение. Цель тоталитарной секты — превратить новоприбывшего в лояльного, послушного, покорного и подобострастного члена.
Лидеры такого типа сект стремятся к власти над своими последователями и их эксплуатации. Они тщательно скрывают свои истинные намерения под различными масками: религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и другими.
К тоталитарным преимущественно относятся группы, которые возникли во второй половине XX века.
Сторонники теории тоталитарного сектантства утверждают, что деструктивные секты — это уникальное явление в истории религиозных движений, появившееся в середине XX века или, по другой версии, на протяжении всего XX столетия. Они считают, что за всю свою двухтысячелетнюю историю Церковь никогда с таким не сталкивалась.
Согласно теории тоталитарного сектантства, в XX веке некоторые религиозные организации начали применять новый подход: они стали систематически использовать психологические приёмы, направленные на подавление воли человека и контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Эти методы использовались для привлечения новых членов и удержания их в секте. Для этого также применялись такие средства, как анонимность, обман, гипноз, кодирование и другие.
Однако многие из этих методов, которые используют секты для привлечения людей, были известны и раньше. Но также следует отметить, что некоторые из ныне действующих сект переняли современные и эффективные способы воздействия на людей, которые, например, активно применяются в рекламе и маркетинге.
Теория тоталитарного сектантства предполагает, что тоталитарность религиозных объединений определяется не столько их верованиями, сколько их методами деятельности. Однако этот подход вызывает критику, так как он рассматривает религиозную практику и способы обращения в секты в отрыве от их учения.
Тем не менее, важно подчеркнуть, что сторонники теории тоталитарного сектантства признают необходимость изучения и анализа верований сект, а также ведения богословской полемики с их представителями. К уже известным способам обличения сектантства они добавляют аргументы, основанные на общественной опасности некоторых сект. Это позволяет более эффективно противодействовать сектантству на различных уровнях современного общества. Однако некоторые исследователи критикуют такой подход, утверждая, что он выходит за рамки богословской науки «Сектоведение».
Критики теории тоталитарного сектантства утверждают, что она не учитывает опыт Церкви в борьбе с лжеучениями и игнорирует опасность нетоталитарных сект.
В феврале 2007 года в Нижнем Новгороде состоялся семинар Учебного комитета Русской Православной Церкви, посвящённый актуальным вопросам преподавания сектоведения. Участники семинара отметили, что теория тоталитарного сектантства и одноименный термин являются не богословскими, так как не опираются на эмпирическую базу и не соответствуют святоотеческим критериям сектантства.
Нетрадиционная религиозность и внутрицерковное сектантство
Кандидат социологических наук, доктор теологии Венского университета В. А. Мартинович, белорусский специалист по сектам, разработал свою концепцию сектоведения под названием «нетрадиционная религиозность». В рамках этой концепции возникла идея «внутрицерковного сектантства» (ВЦС), которая позволяет рассматривать некоторые проблемы, возникающие в церковной жизни, как проявление сектантства.
Мартинович предлагает использовать две классификации, чтобы описать всё разнообразие нетрадиционных религиозных течений - сект. Первая классификация основана на структуре этих течений, а вторая — на содержании их вероучения.
В классификации нетрадиционных религий по структуре выделяется отдельная группа, называемая «внутрицерковным сектантством» (ВЦС).
В классификации нетрадиционной религиозности «по структуре» основным критерием для выделения отдельных типов стала характеристика членства и степень развития организационной структуры группы (или её отсутствие).
В. А. Мартинович разделяет всю нетрадиционную религиозность на шесть классов: секты и культы, клиентурные культы, аудиторные культы, культовая среда общества, внутрицерковное сектантство, сектоподобные группы.
«Внутрицерковное сектантство» (ВЦС), по его мнению, представляет собой разнообразные формы нетрадиционных, языческих и оккультно-мистических верований и практик, которые существуют в рамках традиционных религий мира. Эти народные формы религиозности, которые сокращают и искажают ортодоксальное вероучение, являются практически неконтролируемыми и присутствуют в жизни всех религий без исключения.
Таким образом, любые отклонения от «ортодоксальных» верований традиционных религий мира можно считать «внутрицерковным сектантством».
Из этого определения следует, что, несмотря на изначально заявленные критерии сектантства, такие как форма членства и тип структуры религиозной организации, признаками внутрицерковного сектантства объявляются вероучительные особенности сект или формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение.
Таким образом, критерии, используемые для выделения различных «типов» (классов) в данной классификации, применяются недостаточно последовательно
Классификация «по структуре» «внутрицерковного сектантства» содержит серьёзный недостаток — непоследовательность применения её критериев. Эта классификация не позволяет выделить уникальные характеристики, свойственные каждой секте в отдельности.
Критерий, по которому наличие языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в рамках традиционных религий мира, считается сектантством, нелогичен. Если взглянуть на религиозное явление, определяемое теорией ВЦС, с точки зрения православного понимания христианской Истины, его содержание существенно меняется.
Одним из основных положений теории нетрадиционной религиозности является утверждение, что «сектантскость» — это изменяющаяся величина. В разные периоды времени одни и те же группы, идеи и модели поведения могут быть как сектантскими, так и несектантскими. Из этого следует, что Истина может быть распределена между различными религиями мира или же её не существует вовсе.
Мартинович утверждает, что критерии, определяющие сектантство, изменчивы, зависят от времени и конкретных культурно-исторических условий. Поэтому в рамках теории нетрадиционной религиозности невозможно установить единственно верное понимание того, что такое «церковь» и её истина, а что — «секта», то есть отклонение истины и Церкви
В концепции Мартиновича отсутствуют абсолютные критерии истины и само понятие об абсолютной Истине.
Для светской науки это может быть одной из точек зрения на сектантство. Однако для Церкви это не может быть одной из версий, поскольку церковная Истина абсолютна, а её критерий неизменен.
Поэтому с точки зрения Церкви понимание того, что есть Церковь и что есть секта, не подлежит пересмотру. Церковь не может потерять монополию на Истину, поскольку Истина — это не просто внешнее знание по отношению к ней.Классификация сект, предложенная В.А. Мартиновичем, не соответствует критериям научности. Она не отличается последовательностью и содержит внутренние противоречия. В его классификации пересекаются различные группы сект, а также она не соответствует святоотеческому подходу.
Теория «внутрицерковного сектантства» содержит в себе противоречия и непоследовательности. В ней много фактологических ошибок, а её классификация не соответствует академическим требованиям, поэтому она не является научной.
Эта теория не применима на православной почве, т. к. она не служит целям полемики с сектантами, не способствует их обращению и покаянию, не помогает выстроить правильную церковную стратегию борьбы с сектами. Она преследует чисто академический интерес и не вполне отвечает реалиям церковной жизни.
Идея «внутрицерковного сектантства», согласно которой в состав Церкви входят еретики (сектанты), колдуны и другие, может вызвать у сомневающихся людей предубеждение против неё и посеять неуверенность в том, что Православная Церковь действительно является хранительницей Истины.
Понятие «секта» в светском религиоведении и альтернативные термины
Современные определения секты в российской религиоведческой и социологической науке опираются на работы западных протестантских исследователей М. Вебера, Э. Трёльча и Р. Нибура.
В отечественном религиоведении секта рассматривается как течение, выступающее в оппозиции к тем или иным религиозным направлениям. Для сект характерна идея исключительности их роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. Это приводит к возникновению чувства избранности и нередко сопровождается стремлением к изоляции.
Секты также выражают сильное стремление к духовному возрождению. В них отсутствует институт священства, а лидерство основывается на харизме. Подчёркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, и делается акцент на «обращении», которое предшествует вступлению в секту.
Ключевыми чертами сектантства считаются отношение к обществу и его ценностям, форма членства в организации и её организационная структура. При этом признаётся, что одни типы религиозных объединений могут эволюционировать в другие.
Деноминация
Согласно российскому религиоведу И.Н. Яблокову, деноминации могут развиваться из других типов объединений или возникать с самого начала как таковые, а их вероучения формируются в оппозиции к Церкви. В то же время, по мнению американского теолога Р.Нибура, деноминация вырастает из секты, то есть её появлению должна предшествовать секта.
Считается, что идейные, культовые и организационные принципы деноминации сформировались в противовес Церкви и секте и отличаются многогранностью. Признавая возможность духовного возрождения для каждого верующего, деноминация акцентирует внимание на «избранности» своих членов. При этом изоляция от внешнего мира и замкнутость внутри религиозной группы не рассматриваются как обязательный признак «истинной религиозности».
Хотя и провозглашается принцип строго контролируемого членства, наблюдается тенденция к воссоединению с миром. Деноминации свойственна четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.
Культ
Термин «культ» в российском религиоведении начал активно применяться сравнительно недавно и представляет собой адаптацию западных концепций.
Понятие «культ» может обозначать совокупность людей, объединённых общими взглядами на какой-то специфический аспект реальности, часто эзотерического характера. Эти люди связаны исключительно «духовным» интересом, не стремясь к организационным связям, дисциплине или обязательствам. В таких группах часто, но не всегда, есть харизматический лидер».
Одно из определений термина «культ» восходит к немецкому социологу Э. Трёльчу. Наряду с церковью и сектой, он выделял группы мистиков, которые, по его мнению, представляли собой спиритуалистическую (одухотворённую) форму религии, стремящуюся возродить умирающую ортодоксию.
Эти группы отличаются слабой организацией, их структуры размыты, они не поддерживают строгую дисциплину среди своих членов и не контролируют их поведение. Членство в таких группах обычно непродолжительно, и их последователи не испытывают чувства принадлежности к группе и не стремятся к исключительности. Они могут принадлежать и к другим церковным организациям.
Слово «культ» также используется для обозначения начальной стадии зарождения новой религии. Отличительной чертой таких культов является требование полного разрыва с существующими религиозными традициями.
Для культов не важна преемственность с существующими религиями, и они не стремятся к легитимизации через такую преемственность. Часто такие движения основаны на мистическом или экстатическом опыте, а не на обращении к письменным источникам.
Новое религиозное движение
В западной науке о религии термины «секта», «культ» и «новое религиозное движение» (НРД) часто используются как синонимы. Однако, несмотря на это, в их определениях есть некоторые различия.
Когда речь заходит о культе, главным критерием является вероучительный аспект — создание новой религии. В случае с НРД, помимо вероучительного критерия, добавляется хронологический, то есть учитывается время возникновения и развития организации.
Сторонники термина НРД считают, что новые религиозные движения существовали всегда, и их учения всегда были новаторскими. Однако, чтобы отличить религиозные течения, появившиеся после 1950-х годов, от более ранних, их стали называть новыми религиозными движениями.
В своей книге «Новые религиозные движения» социолог А. Баркер даёт наиболее общую характеристику НРД. Большинство современных НРД в своей теперешней форме, по её мнению, появились уже после Второй мировой войны. Они называются «религиозными», потому что предлагают верующим или ищущим смысл жизни своё религиозное или философское мировоззрение или пути к достижению высших целей, таких как трансцендентальное знание, духовное просветление, самореализация или «истинное» развитие.
Таким образом, термин НРД охватывает группы, которые дают своим членам однозначные ответы на главные вопросы бытия, такие как смысл жизни и место человека в мире.
В использовании понятия «НРД» есть существенный недостаток: из поля исследования исключаются некоторые относительно старые, но влиятельные и агрессивные секты, такие как свидетели Иеговы и мормоны.
Принято считать, что использование термина «НРД» позволяет сохранить научную объективность, поскольку он не несёт в себе оценочного значения.
Однако важно отметить, что на объективность исследования влияет не только терминология, но и позиция самого учёного. Именно от его добросовестности, а не от его отношения к религии, зависят непредвзятость и обоснованность выводов.
Чрезмерное увлечение терминологией, особенно в условиях широкого спектра мнений о природе сектантства, может превратить эту научность в своего рода «конфессиональность», только кажущуюся наукой.
В российском религиоведении существует множество точек зрения на вопрос о религиозности новых религиозных движений (НРД). Некоторые учёные считают их полноценной религией, в то время как другие не признают их таковыми, называя квазирелигиями или псевдорелигиями. Причиной такого разнообразия взглядов является отсутствие в религиоведении чёткого и общепринятого определения религии.
На данный момент нет единой позиции относительно границ НРД.
Традиционная и нетрадиционная религиозность
В светском религиоведении под традиционными религиями обычно понимают религиозные верования, которые сохраняются на протяжении длительного времени и передаются из поколения в поколение на конкретной территории, среди определённого этноса или общности людей. По мнению российского религиоведа Н. А. Трофимчук, эти верования «возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, мифологии, типе и способе мышления, культуре, психологии».
Если считать давность критерием традиционности, то самой древней системой верований в России было дохристианское язычество. Однако поскольку язычество на Руси исчезло, оно полностью утратило своё влияние на повседневную жизнь россиян. Оно не формирует систему праздников и обрядов, мифологию, образ мышления и культуру. Поэтому использование давности как критерия для определения традиционности религии явно ошибочно.
Н. А. Трофимчук полагает, что нетрадиционные религии появились в результате миссионерской деятельности проповедников, которые пришли со своей исторической родины. Нетрадиционными для некоторых народов могут быть как мировые религии, которые являются традиционными для других, так и новые религиозные течения, основанные на идеях, отличных от традиционных.
Феномен нетрадиционной религиозности, который стал особенно популярен на Западе в 1970-х годах и в России с конца 1980-х, известен уже давно. Это типологическое явление, которое неоднократно возникало в переломные моменты истории, когда экономика, быт, общественно-политическая жизнь и мировоззрение людей находились в состоянии кризиса.
Оппозиционные религии
В российской теоретическом религиоведении существует два различных подхода к определению оппозиционной религиозности. Один из них сформулирован религиоведом Е. Г. Балагушкиным, другой — доктором философских наук Т.А.Бажан.
Балагушкин считает, что оппозиционные религии характеризуются отчужденным отношением к миру, непримиримым противоборством с ним либо стремлением подчинить его противоположным сакральным предметам. Эта группа религий не стремится улучшить окружающий мир и для достижения своих целей использует оккультные практики.
Т.А. Бажан считает, что отличительной чертой оппозиционной религиозности является расхождение интересов религиозной организации и общества по политическим, гражданско-правовым, экономическим, этическим и другим причинам. По её мнению, противостояние этих организаций обществу гораздо серьёзнее, чем противостояние их Церкви как основного идеологического института в обществе. Поэтому суть оппозиционности можно объяснить как стремление занять свою нишу и достичь определённого социального статуса.
Однако эта концепция не соответствует реальным процессам возникновения и деятельности оппозиционных групп. За редким исключением, они обычно формируются в противостоянии с господствующей конфессией. А поскольку ее учение предопределяет общественные нормы и ценности, то она является оппозиционной и обществу. Поэтому утверждение, что желание занять нишу в обществе является главным критерием оппозиционности, не представляется убедительным.
Альтернативные религии
Под термином «альтернативные религии» понимают группы, которые противопоставляют себя традиционным религиям.
По мнению российского религиоведа и культуролога Е. Г. Балагушкина, эта типология приобрела известность в период, когда в западных странах сходило на нет молодёжное движение протеста 1960–1970-х годов. В это время на смену антиавторитарным социально-экономическим выступлениям молодёжи пришли феномены религиозного протеста, такие как «Движение Иисуса», секта «Дети Бога» и движение «Харе Кришна».
Отношение альтернативных религий к миру отличается от того, как традиционные религии смотрят на мир. Они не соглашаются идти на компромисс с современным миром, решительно отвергая существующую социальную реальность и официальные церкви, которые поддерживают её своим авторитетом.
Новые религии
Понятие «новые религии» является весьма расплывчатым, и его смысл может меняться в зависимости от контекста. «Новизна» религий может означать, что они возникли позже, чем мировые религии, или же указывать на их появление в России, а не только на дату их зарождения. Наконец, особенности новых религий могут быть связаны с их вероучением.
Согласно другой точке зрения, которую предлагает российский религиовед и культуролог Е. Г. Балагушкин, новые религии представляют собой секты, которые приспособились к современному социально-политическому устройству и отказались от своего религиозного протеста. Если можно так сказать, они установили контакты с демократическими институтами.
Антикультовое движение на Западе
Антикультовое движение зародилось на Западе в начале 1970-х годов с целью помочь людям покинуть религиозные культы и предотвратить их распространение. В этом движении можно выделить два направления: светское и религиозное. Каждое из них по-своему понимает природу культов и предлагает свою методику, как помочь людям выйти из них.
В литературе, посвящённой этой теме, борьбу религиозных организаций, главным образом протестантских, с культами принято называть противокультовым движением (counter-cult movement). Это позволяет отличить его от нерелигиозного светского антикультового движения (anti-cult movement).
Светское антикультовое движение объединяет семьи, которые столкнулись с вовлечением детей в различные религиозные культы. К этому движению относятся так называемые депрограмматоры — специалисты, занимающиеся насильственным выводом людей из культов. Также здесь можно найти консультантов по выходу из культов, которые предлагают пути добровольного и ненасильственного освобождения.
Кроме того, к светскому антикультовому движению можно отнести учёных, занимающихся научными исследованиями и анализом религиозных культов.
Наиболее известными в мире специалистами и идеологами антикультового движения являются американский психолог Стивен Хассен, клинический психолог Маргарет Сингер, американский военный психиатр Роберт Лифтон и др.
Идеологи светского подхода к проблеме религиозных культов изначально были убеждены, что культы вовлекают людей в свои ряды против их воли, используя специальные технологии «промывания мозгов» и обман.
Все преступления, совершаемые членами религиозных культов, они рассматривали их как результат изменения сознания индивида в психологической атмосфере культа, а религиозные доктрины культов воспринимались как способ прикрыть их преступную деятельность.
Однако были и те, кто смотрел иначе на пути вовлечения людей в религиозные культы. Они не отрицали, что культы могут использовать психологические технологии и оказывать давление на своих потенциальных последователей, но считали, что большинство людей присоединяются к ним, соглашаясь с их учением и принимая осознанное решение присоединиться к группе.
С их точки зрения, теория принудительного обращения в культы или идеология «промывания мозгов» не нашла подтверждения в эмпирических исследованиях, что свидетельствует о её низкой эффективности.
Социологи по-разному смотрят на мотивацию преступлений членов религиозных культов. Одни считают, что вера не определяет поведение членов культа, в то время как другие видят в игнорировании связи между верой и поведением методологическую ошибку, поскольку вера во многом определяет образ жизни последователя культа.
Теория «промывания мозгов» используется для объяснения поведения человека в религиозной секте. Её сторонники считают, что культы используют различные методы, такие как гипноз, подражание, повторение и техники изменения поведения, чтобы внедрить свои убеждения в сознание потенциальных членов, превращая их в «зомби».
Однако, согласно этой теории, возможен и обратный процесс — «депрограммирование». Депрограммирование подразумевает принудительное восстановление сознания человека, которое было изменено под влиянием сектантов. То есть, человек возвращается к тому состоянию, в котором он находился до того, как стал членом секты.
В 1971 году американский государственный служащий Тэд Патрик стал инициатором движения по принудительному возвращению людей из культов. В то время его четырнадцатилетний сын и племянник присоединились к культу «Дети Божьи».
Тэд Патрик верил в теорию «промывания мозгов». Он считал, что культы используют различные методы, чтобы внедрить свои верования в сознание людей, в том числе гипноз, подражание, повторение и техники изменения поведения. По его мнению, эти методы превращают людей в зомби, лишая их способности мыслить критически.
Патрик полагал, что дети не могут самостоятельно выйти из культов, поскольку находятся под их влиянием. Поэтому он организовал группу людей, которые похищали детей на улице или в доме родителей, удерживали их в закрытом помещении и применяли физическое насилие, чтобы заставить их отказаться от новоприобретённой веры.
В начале 1980-х годов были проведены клинические и полевые исследования, в которых участвовали приверженцы различных сект. Результаты этих исследований опровергли мнение антикультового движения, которое утверждало, что большинство членов культов были обмануты или попали туда под воздействием психологического принуждения, а новообращенные содержались как рабы.
В 1980-е годы, а особенно в начале 90-х, на смену депрограммированию приходит новый метод — консультирование по выходу из культов. Этот метод отличается от депрограммирования отсутствием насильственного принуждения, что делает его законным и более безопасным для клиентов.
В 1988 году С. Хассен опубликовал книгу «Борьба с культовым контролем сознания: популярное руководство по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов». В этом труде он обобщил свой многолетний опыт работы с людьми, которые были подвержены влиянию сект, и предложил свой взгляд на новый подход к освобождению людей из деструктивных культов.
Хассен выделяет четыре главных типа культов: религиозные или духовные группы, политические группы, группы массовой терапии и коммерческие группы.
Также он описал четыре ключевых признака, по которым можно определить, используется ли в той или иной социальной группе технология контроля сознания. Три из них он позаимствовал у психолога Л. Фестингера: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. К этим трем индикаторам Хассен добавил четвертый — контроль информации. Эти четыре признака Хассен сокращенно назвал BITE-модель.
I. Контроль поведения включает в себя: 1) регулирование образа жизни человека; 2) посвящение основного времени индоктринации и групповым ритуалам; 3) принятие важных решений с позволения руководства; 4) сообщение старшим о мыслях, чувствах и действиях; 5) поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления); 6) преобладание «группового мышления» и неодобрение индивидуализма; 7) жесткие правила и предписания.
II. Информационный контроль предполагает: 1) использование обмана: преднамеренное утаивание информации, ложь и т.д.; 2) запрет или сведение к минимуму доступа к некультовым источникам информации; 3) «разделение информации на части и создание барьеров между ними»; 4) поощрение слежки за другими членами группы; 5) «широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа»; 6) «неэтичное использование исповеди: информация о грехах служат средством манипуляции и контроля; 7) необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления проявляется через: 1) требование «усвоить доктрину группы как истину»; 2) использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозящих клише»); 3) поощрение только «хороших» и «правильных» мыслей; 4) применение «гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния»; 5) манипулирование «воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний»; 6) применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности»; 7) отказ «от разумного аналитического мышления и конструктивной критики»; 8) отбрасывание альтернативных систем верований как незаконных и не полезных.
IV. Эмоциональный контроль определяется по следующим параметрам: 1) «Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение»; 2) стремление заставить человека чувствовать себя так, что, если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа; 3) чрезмерная эксплуатация чувства вины; 4) чрезмерная эксплуатация чувства страха: боязнь мыслить независимо, боязнь «внешнего» мира; 5) провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов; 6) ритуальное и часто публичное признание «грехов»; 7) индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.
Консультирование по выведению из сект представляет собой метод, который использует хитрость и ловкость для достижения тех же целей, что и депрограммирование, но без применения насилия к человеку.
Хотя ненасильственный подход работает не во всех случаях, он стал предпочтительным методом для большинства семей и родственников тех, кто попал в секту. Насильственное депрограммирование, по мнению Хассена, следует рассматривать как последний шанс в «борьбе за человека» и прибегать к нему только тогда, когда все другие методы оказались неэффективными.
Суть этого процесса заключается в том, чтобы предоставить человеку, вовлечённому в культ, негативную информацию о его группе. Он должен её принять и понять.
Для начала консультирования необходимо, чтобы член культа согласился провести три дня с семьёй, друзьями и командой специалистов, не контактируя с культом. Во время встречи ему показывают аудио-, видео- и другие материалы, которые раскрывают суть контроля сознания и других проблем, связанных с культом. При этом он может вести себя свободно и самостоятельно планировать и контролировать ход встречи. Затем подобные встречи проводятся до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.
Некоторые идеи и разработки, возникшие в рамках антикультового движения, были использованы профессором А.Л. Дворкиным для создания теории тоталитарного сектантства.
О правомерности использования термина «секта»
С 1990-х годов, когда в России установились религиозные свободы, некоторые общественные деятели и представители религиозных групп выступают против использования термина «секта» в отношении тех или иных религиозных объединений. Они утверждают, что слово «секта» в общественном сознании имеет однозначно негативный оттенок и может оскорбить чувства верующих.
Термины «секта» и «сектант» не имеют оскорбительного значения. В научном сообществе и среди верующих традиционных религий сектой называют один из типов религиозных объединений. А сектантом – человека, который симпатизирует учению этой секты и разделяет её взгляды.
Важно отметить, что эти термины не имеют ни отрицательного, ни положительного оттенка. Однако каждый человек может по-своему воспринимать и оценивать различные понятия, основываясь на своих представлениях об окружающем мире, убеждениях и самооценке. Некоторые люди могут считать нейтральные термины оскорбительными, но это не даёт оснований считать их умаляющими честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.
Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, доктор филологических наук В. Ю. Троицкий, разъясняя характер и значение термина «секта», пишет следующее:
«Понятия «секта» и «культ» сами по себе не несут какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Это понятия широко распространённые в обиходной русской речи объективно отражают характер деятельности некоторых религиозных групп. В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, означая всего лишь понятия о некоей обособленной группе по отношению к той или иной религии…. Нигде этот термин не трактуется как нечто оскорбительное или плохое, не несёт отрицательного отношения к религиозным движениям, религиозным меньшинствам. Таким же образом обстоит дело и с понятием «культ»…Это слово не несёт в себе негативной характеристики такой организации. Религиозные секты могут оказывать иногда культурообразующее влияние на традиции народов, превращаясь в некие религиозные движения, отличаясь от материнской религии какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство…Термином «секта» называется в обиходе или в публикации в СМИ та или иная религиозная группа и это отнюдь не обуславливает её общественной обструкции или уголовного преследования. Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своими антисоциальными действиями или человеконенавистническим учением вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы. Даже если понятие «секта» не используется в нормативных документах России, это вовсе не определяет невозможность его законного использования в юридической практике. Ведь законодательство России не должно и не может юридически узаконивать употребление всех слов русского языка или толкование их»
В России существует множество официальных юридических документов, созданных российскими судебными органами, в которых используются термины «секта» и производные от него слова и выражения.
В постановлении от 23 ноября 1999 года Конституционный Суд Российской Федерации применил термин «секта», что показывает, что в юридической практике допустимо его использование. Суд также отметил, что этот термин общеизвестен и применяется к религиозным организациям, исповедующим взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.
Цитаты о сектах
«Как большие реки сопровождаются в своём течении омутами, заводями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искажённые отражения – секты. Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать, провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет её, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение — не всецелая животворящая истина, а секта… В чем обаятельность секты? В её доступности и простоте»
(Цит. по кн.: «История религий». М., 1909).
Почему так успешны «свидетели Иеговы» или другие сектанты? да потому, что они жертвенно служат своему сумасшествию… Любого человека можно захватить и поджечь только жертвенностью. Только жертвенность привлекает внимание. Если Церковь не хочет идти на лишения, а хочет создать себе комфорт, то тогда будет как везде – внешнее спокойствие, но не будет главного, потому что Церковь началась с жертвы, с Креста на Голгофе и может жить только жертвой.
прот. Димитрий Смирнов
Самые настоящие харизматы – это как раз православные. Точно так же как православные – настоящие пятидесятники, настоящие баптисты, настоящие свидетели Бога по имени Иегова. Это мы настоящие, а они ненастоящие.
прот. Андрей Юревич
«Начало всех лжеучений, ересей, сект, расколов – в змие, льстящем вселенную. Первое лжеучение всепагубное преподано было змием в раю Еве, потом Адаму, потом Каину, которому исконный человекоубийца-диавол ложно шептал на брата Авеля, что он стоит ему поперек дороги, идет против него, не мыслит, не чувствует, не живет, как он, и будто смеется над ним, ругается над ним. Оттуда все ереси, секты и расколы. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям».
праведный Иоанн Кронштадтский
Литература по теме
- Статьи и книги по сектоведению
- Определение Архиерейского Собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»
- Характерные признаки секты
- Православная Церковь и сектанты прот. Димитрий Владыков
- Справочник по ересям, сектам и расколам С.В. Булгаков
- Как не попасть в секту диакон Андрей
- Сектантство в Православии и Православие в сектантстве архиеп. Иоанн
- 10 вопросов навязчивому незнакомцу А.Л. Дворкин
- Сектоведение. Тоталитарные секты А.Л. Дворкин
- Кришнаизм свящ. Павел Феоктистов
- Опыт переосмысления рэйки Елена Балашова
- Православие и харизматизм диакон Павел Сержантов
- Тренинг или психокульт? Оксана Семенова
- Конспект для ведения противосектантских бесед мч. Н. Варжанский
- Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам свящ. Олег Стеняев
- Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция В.А. Мартинович
- Введение в сектоведение Р.М. Конь
- Православная миссия среди сект Р.М. Конь
- Выход из культов Маргарет Тейлер Сингер
- К вопросу о нецерковности сектоведческой концепции «нетрадиционной религиозности» и «внутрицерковного сектантства» Р.М. Конь
- К вопросу о современных тенденциях в русском сектоведении Р.М. Конь
- Новые религиозные движения. Практическое введение А. Баркер
- Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен
- Околоцерковные суеверия
- Видео о сектах
- Тест: Секты и лжеучения
Комментировать