Самоуничижение

Литература по теме

Самоуничиже́ние – форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

Обязательно ли православному христианину считать себя хуже всех?

В Священном Писании содержится универсальная заповедь на этот счет: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп.2:3). Однако это правило иногда понимается превратно и от этого ведет к невротическим искажениям. Что нужно иметь в виду, чтобы этого не было?

Следует учесть, что считать себя хуже всех – это благодатное (дарованное Богом подвижникам) состояние, а не просто девиз, лозунг. Поэтому для новоначальных можно предложить следующие ступени для обретения смирения:

  1. Считать себя обычным грешником, ничуть не лучше других. Ведь считать себя величайшим грешником можно и по тщеславию, мол, я не обычный грешник, а великий!
  2. Не сравнивать себя с другими и не осуждать других.
  3. Стараться исполнять Заповеди Божии. При этом осознание собственной беспомощности и молитва к Богу – путь к тому, что Бог дарует благодать видеть своё истинное духовное состояние и смириться.

При этом следует помнить, что человек видит себя хорошим по отношению к другим людям, лишь находясь в состоянии прелести духовной, когда его душа душа пропитана эгоизмом, самомнением, тщеславием, гордостью.

Господь обычно постепенно открывает христианину бездну его греховности, чтобы не сломить волю подвижника, чтобы задача очищения души не показалась человеку неподъёмной.

Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

Важно также понимать, что человек может быть хуже других в сравнении не с настоящим временем, а с теми способностями и обстоятельствами жизни, которые он получил. И каждый из нас будет судим с учётом того, как он смог взрастить или растерять дарованные лично ему таланты.

Может ли попытка принизить себя в глазах других стать грехом?

Да. Случается, например, что человек намеренно выставляет себя в уничижительном виде ради того, чтобы выглядеть смиренным в глазах окружающих и, таким образом, стяжать себе желанную похвалу. «Бывает, – сигнализировал по данному поводу Никита Стифат, – что иной, как видим, наружно на словах ставит себя ниже других, и пред всяким смиренные о себе употребляет речения, для уловления похвалы человеческой, внутри будучи полон самомнения, лукавства, зависти и злопамятства против ближнего». В данном случае он, с одной стороны, совершает обман своих ближних, а с другой, проявляет гордость, тщеславие. По словам свт. Григория Великого, «безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». См. Смиреннословие.

Опять же, человек может уничижать себя, отрицая в себе нечто, чем он несомненно обладает, например, отрицать наличие у себя того или иного таланта либо умения ввиду не богоугодных причин, когда использование этого таланта или умения могло бы служить к пользе ближних. Это тоже может быть расценено как грех. Другое дело, когда человек просто умалчивает о своих талантах и достижениях, не выставляя их напоказ, избегая бахвальства, хвастовства. Что касается вопроса о правомочности христианина отрицать своё участие в том или ином добром деле, к которому он имеет причастность, иногда на него даётся нижеследующий ответ: если человек сделал доброе дело и его об этом прямо спросили, он может уклониться от ответа, но лгать «по смирению» он не вправе.

***

митрополит Сурожский Антоний

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
– Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!
– А что ты делаешь против него?
– Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает.
– А в чем же заключается твое тщеславие?
– Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!
Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
– Что же тогда мне делать? Я погибла!
– Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту.
– А как же это сделать? – говорит она.
– Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице.

Цитаты о самоуничижении

«Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати».
свт. Феофан Затворник

««Грешная, я самая великая грешница…» Если она грешница, то должна быть самой великой. «Да, действительно, ты поросенок», – говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая грешница», а когда конкретно об этом сказали – уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

«Не быть хуже всех, а считать себя хуже если не всех, то многих мы должны учиться. Считаем мы себя лучше других, потому что не видим своих слабостей, недостатков, не хотим даже думать о каких-то наших свойствах, кому-то неприятных. Мы видим чужие грехи, и на их фоне наши нам видятся совершенно незначительными. А если знаем за собой какую-то слабость, то объявляем ее невинной, легко простительной. Потому и получается из нас вполне законченный фарисей, гордящийся собой: «не как прочие..."».
св. праведн. Алексий Мечёв

«Судя о добре и зле не по количеству совершенных дел, а по духовному качеству посещающих его мыслей и расположений своей души к этим «посетителям», подвижник действительно знает себя худшим всех людей».
архимандрит Софроний (Сахаров)

«Считать себя ничтожеством нельзя. Мы же образ Божий, как мы можем образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что мы должны видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу».
протоиерей Борис Левшенко

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka