Прозорли́вость – дар Божий, способность человека видеть (прозревать), при содействии Божественной благодати, внутреннее устроение (состояние, нравственное расположение и т.п.) человеческих душ, события из области прошлого или настоящего (происходившие вне его физического присутствия), грядущие события, возможные результаты потенциально возможных событий – в той мере, в какой угодно Богу.
Прозорливость как благодатный дар, отражающий высшую степень единения человека отражает высокую степень единения человека с Богом. Будучи Творцом всех, Господь ведает человеческие мысли и сердечные намерения, знает все события отдельной человеческой жизни и всей человеческой истории.
Благодатно воздействуя на Своих угодников, Бог сообщает им те или иные знания (известным Ему способом), приобщая их к полноте Своей Божественной жизни, помогая им на пути их духовного восхождения и наставничества.
Дар прозорливости также именуется пророческим даром.
Чем отличается прозорливость от Бога от бесовской прозорливости?
На людей большое впечатление производит проявление прозорливости, когда, например, человек, который впервые их видит, вдруг начинает рассказывать им о чем-то, может быть даже и сокровенном, что произошло в их жизни, или даже о том, какие мысли «вертятся у них в голове». Так бывает, когда человек обладает Божественным даром прозорливости. Однако некоторой «прозорливостью» могут обладать и закоренелые грешники, далекие от мысли об угожденииБогу и единении с Ним: когда они действуют под особым влиянием демонических сил. Примеры проявлений такого рода «прозорливости» широко представлены в аскетической литературе.
Вот один из них: «Приметил я, бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца» (прп. Иоанн Лествичник).
В истории из Древнего Патерика рассказывается и о более необычных явлениях: «Некоторые братия пошли к авве Антонию, рассказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него, истинны ли они были или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как только они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: «Отчего это у вас на дороге пал осел?» Братия спросили его: «Как ты узнал об этом, авва?» – «Демоны показали мне», – отвечал старец. Тогда братия говорят: «Мы об этом-то и пришли спросить: мы видим явления, и они часто бывают истинны, не заблуждаемся ли мы?» Так старец на примере осла показал им, что они происходят от демонов». И в этом случае бес показывает только то, что можно увидеть без настоящего дара прозорливости.
Оптинским старцам (Амвросию и Иосифу) задавали один и тот же вопрос о том, как узнать прозорливого человека: «Встречается человек, по-видимому, прозорливый, а между тем чувствуется в нём что-то не то, как узнать, от Бога ли его прозорливость?» Оба подвижника отвечали одинаково: «Узнать таких людей нужно по смирению. Потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не даёт, – оно палит его самого».
Таким образом, можно сказать, что бесовская прозорливость является ложной. Ее отличают ограниченность, предположительность, нередко – неточность. Лжепрозорливца (прозорливца, вдохновляемого демонами) может отличать гордыня или другие греховные страсти и пороки.
Цитаты о прозорливости
«Что касается даров пророчества и прозорливости, то они, конечно же, бывают и от Бога – но в наше время встречаются крайне редко. Чаще встречается другое явление – ложная прозорливость, ложные прорицания. Демоны ведь потому и названы обольстителями, что умеют обманывать. Они подделывают свои действия под действия Божественной благодати, пытаются подделать и благодатное утешение, утешение от Духа Святого. Они могут показывать и видения; могут, как существа очень проницательные, угадывать будущее. Могут создать ложную прозорливость: одному человеку внушить какую-то мысль, а другому, которому хотят создать славу прозорливца, открыть ее. Часто они открывают такому «прозорливцу» грехи других людей – а кто знает грехи, как не демон, который сам на них и подстрекал? Поэтому, встречаясь с каким-нибудь человеком, имеющим славу пророка, надо быть очень осторожным».
схиархимандрит Авраам (Рейдман)
«Если выдают они себя за предсказателей, никто да не прилепляется к ним. Нередко сказывают они за несколько дней, что придут братия, и те действительно приходят. Делают же это демоны не по заботливости о внимающих им, но чтобы возбудить в них веру к себе, и потом, подчинив уже их себе, погубить. Посему, не должно слушать демонов, а надобно возражать на слова их, что не имеем в них нужды. Ибо что удивительного, если кто, имея тело тончайшее тела человеческого и увидев вступивших на путь, предваряет их в шествии и извещает о них? То же предсказывает и сидящий на коне, предварив идущего пешком. Посему и в этом не надобно удивляться демонам. Они не имеют предведения о том, чего еще нет. Единый Бог есть сведый вся прежде бытия их (Дан.13:42). Демоны же, как тати, забежав наперед, что видят, о том и извещают. И теперь о том, что делается у нас, как сошлись мы и беседуем о них, дадут они знать многим, прежде нежели кто-либо из нас уйдет отсюда и расскажет о том. Но то же может сделать и какой-нибудь резво бегающий отрок, предварив ходящего медленно. И я именно сказываю. Если намеревается кто идти из Фиваиды, или из другой какой страны, то прежде, нежели отправится он в путь, демоны не знают, пойдет ли, но как скоро видят идущего, забегают вперед, и прежде, нежели он пришел, извещают о нем; и таким образом идущие через несколько дней действительно приходят. Нередко же случается отправившимся в путь возвратиться назад, и тогда демоны оказываются лжецами».
прп. Антоний Великий
Литература по теме
- Святые провидцы. Дар прозорливости Алексей Фомин
- Прозорливый митр. Вениамин (Федченков)
- О воле Божией и прозорливых старцах свящ. Георгий Максимов
Комментировать