Поко́рность –
1) повиновение;
2) податливость внешнему влиянию, воздействию со стороны кого-либо, чего-либо;
3) послушание;
4) форма вежливости, любезности, уважительности по отношению к кому-либо (пример: ваш покорный слуга);
5) черта характера, сближающаяся в некотором отношении со смиренностью (покорность Божьему Промыслу; покорность «судьбе»);
6) уступчивость.
Подразумевает ли высказывание «нет власти не от Бога» (Рим.13:1), что верующие должны безоговорочно покоряться любым распоряжениям властей как орудиям Божественного Провидения?
Библейское указание на то, что все существующие власти установлены от Бога, и что нет власти, которая была бы не от Бога (Рим.13:1), вызывала раньше и вызывает теперь много соблазнов.
Фабула наиболее грубого заблуждения, связанного с этим библейским свидетельством, сводится к следующему. Коль скоро Бог устанавливает ту или иную гражданскую власть, то, по-видимому, и желает, чтобы именно эта власть управляла людьми, а те, в свою очередь, покорялись любым распоряжениям власти так, как если бы ими распоряжался Сам Господь.
Что здесь не так? Выражение «нет власти не от Бога» (Рим.13:1) всецело соответствует догматическому положению о том, что всё, происходящее в царстве творения, происходит по Промыслу Божию, всё вообще зависит от воли Божьей.
В произволении Божьем, направленном в мир, различаются два аспекта: благоволение и попущение. Бог благоволит ко всему доброму, а ко злому – не благоволит. Тем не менее зло совершается в мире. Стало быть, оно совершается не потому, что Бог этого хочет, что якобы Он является Инициатором зла, а потому, что всего лишь дозволяет ему совершаться (в той мере, в какой считает нужным).
Нечто подобное можно сказать и об отношении Бога к властям. Всякая власть – от Бога (Рим.13:1), но к действиям далеко не всяких властителей Бог благоволит.
Образцом того, как нужно реагировать в случаях, если распоряжения светского начальства прямо противоречат Божьему закону, Божьим уставам и заповедям, служат слова апостола Петра, озвученные им в адрес властей, запрещавших Благовестие. Вот эти слова: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19)
Заметим, что если бы Церковь всегда и во всём покорялась светским властям, тогда все раннехристианские проповедники должны были бы прекратить благовестие, отречься от Христа и пополнить ряды армии язычников, ведь вплоть до начала IV века христианство, с точки зрения государственных сановников, было вне закона (отсюда – тягчайшие преследования, гонения на христиан трёх первых веков).
В своё время князь Александр Невский вместо того, чтобы покориться захватчикам с Запада, представлявшим папскую власть, вместо того, чтобы им подчиниться, окунул их со всеми их притязаниями в ледяные воды Чудского озера. Другой Русский князь, Дмитрий Донской, выступил против ордынской власти и разгромил её воинство. Оба этих полководца впоследствии были причислены Церковью к лику святых.
Наиболее ярким и ужасающим проявлением богоборческой власти ознаменуется царство антихриста. Эта власть будет попущена Богом, и только в этом отношении она может быть названа властью от Бога (Рим.13:1).
Воля Божья в отношении христиан времен господства антихриста будет состоять не в том, чтобы они подчинялись ему, приняв печать зверя, а в обратном: в том (в частности) чтобы не принимали его печати, не поклонялись ему как богу (а он выдвинет это требование), но спасались бегством в пустыню (Откр.12:14).
Покорность в христианском смысле обозначает согласие с всеблагой Божественной волей, ведущей человека ко спасению и добровольное подчинение ей. Эта покорность кроткая, смиренная, безропотная, трепетная, иногда даже дерзновенная.
Литература по теме
- Воле Божией покорность свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Покорность свт. Тихон Задонский
- Покорность преп. Оптинские старцы
- Покорность преп. Ефрем Сирин
- О том, что наиболее утверждает в нас непокорность Богу свт. Иоанн Тобольский
Комментировать