Пятидеся́тники — неопротестантское движение, возникшее в США в начале XX века.
Считая себя евангельскими христианами, пятидесятники в целом принимают общие положения протестантизма: учения о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа, обычную антропологию, посмертное воздаяние и загробную жизнь души, вечность блаженства праведников и мучений грешников, исключительный авторитет Священного Писания («только Писание»), спасение через личную веру («только вера»), «невидимую Церковь» и всеобщее священство, отрицание таинств и единства земной и небесной Церкви.
Центральное место в богословии и практике пятидесятников занимает учение о необходимости для каждого верующего принять «крещение Святым Духом», т.е. впасть в особое состояние экзальтации, сопровождающееся «говорением на языках», или глоссолалией (нескладной и невнятной речью). По мнению большинства пятидесятников, только человек, крещённый Святым Духом, может считаться вполне спасённым.
Пятидесятничество характеризуется высокой степенью децентрализации: в него входят более 700 различных деноминаций и множество независимых «церквей». Многие общины поддерживают связь с Всемирным братством пятидесятников. Одним из крупных союзов являются «Ассамблеи Бога». Особое место занимают так называемые единственники, которые отрицают учение о Троице, хотя и говорят на «языках». Самим своим существованием они показывают, что глоссолалия точно может быть не от Бога.
В середине — второй половине XX века на базе классического пятидесятничества (в настоящее время около 279 млн. чел.) сформировались харизматическое движение (около 150 млн. чел.) и неопятидесятничество (около 300 млн. чел).
Исповедуя различные ложные доктрины, пятидесятники подпадают под несколько церковных анафем (проклятий). Первый и Второй Вселенские Соборы в Символе веры с угрозой анафемы утверждают исхождение Святого Духа только от Отца (большинство пятидесятников полагают, что Святой Дух исходит также от Сына), бесконечность грядущего Царства Христова (вопреки общепринятой пятидесятнической доктрине премилленаризма, т.е. хилиазма) и утверждают оставление грехов не по личной вере, а в силу акта крещения. Третий Вселенский Собор полагает анафему на тех, кто не именует Деву Марию Богородицей. Седьмой Вселенский Собор — на отвергающих иконопочитание. Паламитские соборы – на отрицающих нетварную благодать Божию. Карфагенский собор – на отрицающих необходимость крещения младенцев для их спасения. Чин Торжества Православия — на тех, кто отрицает таинства Церкви и Предание.
История возникновения
Большое влияние на развитие пятидесятничества оказало возникшее в XIX веке в США Движение святости. Сторонники этого движения считали, что после спасения, которое они называли первым действием благодати, должно произойти второе действие — крещение Святым Духом, однако они еще не связывали это понятие с глоссолалией.
Современное движение пятидесятников ведёт свою историю с вечера 31 декабря 1900 года. Методистский пастор Чарльз Пархэм в городе Топика (штат Канзас) в поисках ответа на вопрос, в чём заключается сила апостольского христианства, пришел со своими учениками к выводу, что истинные христиане должны говорить на языках, как апостолы. Во время общей молитвы о глоссолалии на некую Ангессу Озман возложили руки, после чего она заговорила на «языках». Затем, после возложения рук, заговорили и остальные. Все попытки энтузиастов и ученых идентифицировать эти «языки» с какими-то древними или современными оказались безуспешными.
Дальнейшее развитие пятидесятничество получило в связи с деятельностью в 1906 г. негритянского пастора Уильяма Сеймура в Лос-Анджелесе на Азуза-стрит. В его общине глоссолалии стали носить массовый характер, сопровождаясь и другими феноменами экзальтации, поэтому это явление получило название «пробуждение на Азуза-стрит». Хотя участники тех экзальтированных собраний впоследствии столкнулись с многочисленными духовными проблемами, все нынешние пятидесятники восходят в своей истории именно к Азуза-стрит.
Выделяются три основных периода развития пятидесятнического движения (как они сами говорят, «три волны Святого Духа»): 1) собственно пятидесятники (возникли в начале XX века); 2) харизматическое движение (возникло в 1960-е годы); 3) неопятидесятническое движение (с конца 1970-х годов).
Харизматическое движение, возникшее по инициативе Дэвида Дю Плесси, захватило своими практиками и учениями христиан из традиционных деноминаций, которые стали практиковать глоссолалию, оставаясь протестантами и католиками. В нашем Отечестве такого рода харизматов практически нет.
В основе неопятидесятничества лежат неоязыческие и оккультные практики «позитивного мышления» и визуализации, а также стремление к сверхъестественным переживаниям. Кроме того, они придерживаются магического учения о «силе веры» и «теологии процветания», согласно которой праведный христианин в земной жизни обязательно должен быть здоровым, богатым и успешным. В данной статье неопятидесятники иногда называются харизматами, согласно общепринятому в их среде словоупотреблению.
Первые пятидесятнические организации появились в России в 1907 году на территории Финляндии, а затем и в других местах, и действовали преимущественно среди баптистов, евангеликов и протестантов, а их лидером после революции стал Иван Воронаев. Параллельно с классическими пятидесятниками («воронаевцами») действовали и единственники во главе с Николаем Смородиным («смородинцы»).
В 1945 г. остатки воронаевцев под давлением советской власти вступили во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, однако вскоре несогласные отделились и создали отдельный союз (отделенные, или незарегистрированные пятидесятники).
В России в настоящее время действуют три пятидесятнических объединения: Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ — наследники зарегистрированных), Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ — отделенные) и Российский объединённый союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), отделившийся в 1995 году от ОЦХВЕ. В РОСХВЕ сейчас в основном входят неопятидесятнические объединения.
Основы вероучения пятидесятников
Учение о Церкви (экклезиология) и дарах Святого Духа
Пятидесятническое учение о Церкви (оно называется ими «полным Евангелием») включает несколько принципов: рождение свыше, крещение Святым Духом (глоссолалия), дары Святого Духа (говорение на языках, исцеления, пророчества и чудотворения). В так называемую вселенскую Церковь у них входят только рожденные свыше (т.е. крещеные в детстве — вне Церкви). Наряду со вселенской, существует множество поместных церквей, т.е. отдельных общин. Учение о вселенской Церкви у пятидесятников не развито и сводится к протестантской «невидимой Церкви». Обычно они говорят о своих «поместных церквях», которые, по их мнению, управляются Духом Святым через дары служения.
Согласно учению пятидесятников, спасение (оно же рождение свыше или возрождение) достигается через покаяние: человек, который искренне обратился к Богу, раскаялся и признал свою вину перед Ним, уже спасён по вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Этой общепротестантской доктрине противоречит практика и учение о глоссолалии, которая, как считается, тоже влияет на спасение, хотя не все пятидесятники настаивают, что «говорение на языках» необходимо для спасения.
Внешне «говорение на языках» выражается в том, что пятидесятники во время личной молитвы или богослужения могут спонтанно и очень эмоционально издавать нечленораздельные звуки, бормотать или выкрикивать что-то. Такие звукоподражания не являются какими-то настоящими иностранными языками, в отличие от апостолов в день Пятидесятницы, когда их слова были понятны приехавшим в Иерусалим иностранцам (Деян.2:9-10). В течение I–II вв. в Церкви существовала глоссолалия, но это были реальные исторические языки. Впоследствии глоссолалия как дар Святого Духа исчезла во исполнение апостольского пророчества: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8).
Оправдывая себя, пятидесятники учат о том, что они говорят на неких ангельских языках, о которых якобы говорит ап. Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Однако понятно, что у ангелов не может быть подобных звуков, потому что у них нет физического тела и речевого аппарата. Ангелы — это чистые умы, которые общаются мыслью. Поэтому апостол в этих словах не учит об ангельских языках, но использует гиперболу, которую можно пересказать так: если бы и ангелы имели языки и я бы умел на них говорить, и тогда без любви это не имело бы смысла.
Кроме глоссолалии, пятидесятники и особенно харизматы имеют и другие «духовные дары». Например, в «Движении веры» и некоторых других харизматических группах практикуются «исцеления», «пророчества», «духовная брань» с бесами, инкаунтеры (организованные мероприятия для «встречи с Богом» и изгнания бесов).
Специфическими учениями неопротестантов выступают «теология процветания» (учение о том, что каждый верующий должен быть богатым и здоровым), «закон веры» и практика визуализации (магические учения о способе получения своих желаний), некоторые учат о «духовной смерти Иисуса». Личность пастора фактически ставится выше всякой критики. Как правило, неопятидесятнические общины собирают десятину.
Общая оценка «даров» пятидесятников вытекает из оценки основ их веры, противоречащей вере истинной исторической Церкви, и статуса их общин, которые находятся вне Православной Церкви. Ими движет не дух любви и послушания Церкви, а дух противления, поэтому пятидесятники воспринимают православных как духовно невозрожденных людей и объект миссии. Конечно, за таким горделивым отношением не может стоять настоящий Дух Божий. Поэтому и «духовные дары» пятидесятников не исходят от Святого Духа, но являются плодом прелести — ложного духовного состояния, а иногда и открыто бесовским действием. Настоящие дары Святого Духа подаются через таинства Церкви, которые пятидесятники отрицают, и усваиваются через жизнь во Христе и исполнение заповедей Божиих, но они пятидесятникам для спасения не нужны.
Проведенные специальные исследования, доказывают, что исцеления, особенно массовые, нередко являются фикцией или плодом внутреннего убеждения «исцеленного», а потом болезнь возвращается. Как и все остальные люди, сами пятидесятнические «целители» подвержены болезням и лечатся от них в больницах, носят очки. Важным мотивом при стремлении к подобным исцелениям является бедность больных людей, неспособность заплатить за лечение. Однако они в итоге отдают большие суммы своим пасторам и «целителям».
«Пророки» предлагают свои «пророчества» в максимально общей форме, чтобы можно было при необходимости развернуть их в любую сторону. Конкретные пророчества часто не исполняются, но ложные «пророки» крайне редко публично каются в своих ошибках.
Учение о спасении (сотериология)
Пятидесятники исповедуют спасение «только верой», т.е. по личной вере в искупление, совершенное Иисусом Христом на кресте: Господь взял на себя грехи конкретного пятидесятника, а ради его личной веры в момент обращения к Богу Отец Небесный вменяет Ему эту жертву и не будет наказывать за его грехи. После спасения у них начинается процесс освящения, т.е. «применение Святым Духом к жизни верующего работы, исполненной Иисусом Христом».
Большинство российских пятидесятников, как и прочих евангеликов, отрицают кальвинское двойное предопределение (одни предопределены Богом ко спасению, другие к погибели) и принимают арминианское учение: хотя сейчас верующий уже спасен по своей вере, но это спасение можно потерять при совершении некоторых тяжких грехов.
Учение о спасении только по вере противоречит вере Церкви и Священному Писанию, в котором сказано: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). Каждый верующий во Христа должен лично потрудиться, чтобы усвоить это спасение: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12); «удалившись от господствующего в мире растления похотью… вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере добродетель… более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2Пет.1:4–5:10); «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24; ср. 1Кор.9:27; Еф.4:22–24; Кол.3:5–10 и др.). Таким образом, в отличие от лжеучения пятидесятников, спасение — это соработничество Бога и человека.
Поэтому христиане — члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, — по слову апостола, не спасенные (как считают пятидесятники), а спасаемые: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). «Слово о кресте… для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор.1:18). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор.2:15; ср. Деян.15:11; Рим 8:24). И лишь в вечности спасаемые станут спасенными: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр.21:24).
Представление о последних событиях (эсхатология)
Эсхатология пятидесятников повторяет баптистскую. Большинство отечественных пятидесятников отрицают амилленаризм, который отождествляет тысячелетнее царство из книги Откровения с нынешним царством благодати и веком Церкви, а саму Церковь с новым Израилем, так что после Второго пришествия Христа откроется вечное Царства славы для всех спасенных.
Они принимают премилленаризм, но не в версии древнего хилиазма (как тысячелетнее царство Церкви со Христом после Второго пришествия, после чего будет еще одно пришествие и суд), а в иудейской версии претрибулационизма, которая возникла в XIX в. и не имеет исторических предшественников. Согласно основному варианту этой доктрины перед началом «великой скорби» (т.е. гонений антихриста) Церковь (т.е. все верные евангелики) будет внезапно восхищена на небо без предшествующих видимых знаков или событий. На земле же перед лицом гонений антихриста почему-то уверуют во Христа сразу все иудеи, для которых и будут предназначены великая скорбь и земное тысячелетнее царство с восстановленным Иерусалимским храмом, жертвоприношениями и всемирным иудейским господством.
Как и у прочих евангеликов, все чаще в среде пятидесятников появляются новые тенденции – отрицания ада, вечных мук, видимого Второго пришествия Христа.
Отношение к Библии и способ ее толкования
Пятидесятники исповедуют общепротестантскую доктрину «только Писание»: канонические книги Библии являются единственным источником знаний о Боге и спасении, причем всякий человек может толковать Библию самостоятельно, потому что Писание самоочевидно, а его правильное понимание дается Святым Духом в ответ на искреннюю веру и молитву. Множество пятидесятнических деноминаций, однако, сами опровергают этот тезис, потому что все по-своему толкуют Библию, зачастую прямо противоположно, вплоть до отрицания Троицы.
Однако Церковь всегда отвергала возможность толкования Писания вопреки церковному учению. В 19 правиле Шестого Вселенского Собора право проповеди возлагается только на предстоятелей церквей (т.е. епископов и священников), причем толкование ими Библии не может быть произвольным: «Если же будет исследоваться слово Писания, пусть изъясняют его согласно с тем, что предложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и никак иначе, и пусть лучше прославляются их писаниями, чем сочинением собственных произведений, чтобы при недостатке умения в этом иногда не уклониться от должного». Поэтому и апостол настаивает: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим.1:13). Именно непрерывная, происходящая прямо от апостолов церковная вера, а не личное толкование, должна лежать в основании проповеди: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Наоборот, самостоятельное толкование вопреки утвержденной церковной вере, может привести к вечной муке, как об этом говорит ап. Петр применительно к посланиям ап. Павла: «Он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают [т.е. искажают], как и прочие Писания» (1Пет.3:16). О еретиках сказано: «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:19).
Пятидесятники, как и прочие евангелики, отрицают Священное Предание, которое представляет собой учение Иисуса Христа и Его апостолов, переданное устно, а затем лишь отчасти записанное в Библии. Апостол Иоанн Богослов ясно указывает, что не всё было включено в книги Священного Писания: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). И еще: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12); «…три лета день и ночь не переставал учить со слезами каждого из вас» (Деян.20:31).
Религиозные практики пятидесятников
Пятидесятническое богослужение, как и у прочих евангеликов, построено по синагогальному образцу, и центральной его частью является проповедь, а также сопутствующая музыкальная (или музыкально-танцевальная) часть («прославление»). Собственно молитва занимает в этом богослужении очень небольшое время, включая молитвы друг за друга и молитвы «на языках». Всякий раз говорится проповедь о пожертвованиях, во многих общинах практикуется сбор десятины. Иногда совершается «вечеря Господня».
Многие харизматы практикуют ритмичную современную музыку, «падения в Духе», когда человек как бы теряет сознание и падает навзничь, «танец в Духе», и «святой смех» (неестественный длительный беспричинный хохот), более активно используют исцеления и пророчества. Иногда это сопровождается говорением на иных языках. Конечно, в Священном Писании нет указаний на существование таких практик в общинах христиан. В богословии харизматы делают акцент на материальное благополучение («теология процветания») и методы достижения здоровья и богатства («закон веры»). Харизматы активно занимаются реабилитацией алкоголиков и наркоманов, многие из которые потом к ним и приходят.
Оригинальной харизматической практикой является инкаунтер («освобождающее служение»), через который «возрожденный» человек якобы переживает встречу со Христом и освобождение от бесов, которые в нем были, и от разных зависимостей. Эйфория и состояние транса от психологических методик инкаунтера называются действием Святого Духа, поэтому многие стремятся регулярно бывать на этих весьма недешевых мероприятиях. Нередко именно на инкаунтере под этим впечатлениям начинают говорить на «языках» или слышать некий голос (конечно, «Святого Духа»), или принимать какие-то духовные «откровения».
У пятидесятников существуют два обряда — крещение и вечеря Господня. Крещение (через однократное погружение) вводит неофита в общину («поместную церковь») и не считается духовным рождением или таинством, это лишь «обещание Богу доброй совести» и символ начала духовной жизни. Поэтому они отрицают крещение детей, не способных дать Богу разумное обещание быть христианином.
В отличие от пятидесятников, православная Церковь учит, что крещение освобождает человека не только от всех личных, но и от первородного греха, и поэтому необходимо для спасения любому человеку, взрослому и ребенку: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5); «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Каждый человек, включая младенцев, унаследовал вину и грех от первого человека Адама. Если младенец умирает без крещения по вине своих родителей, он может лишиться Царствия Божия. Отвергающие необходимость крещения младенцев находятся под анафемой Карфагенского собора.
Евхаристические хлеб и вино (или виноградный сок) пятидесятники признают не Телом и Кровью Христовыми, а символами, указывающими на крестную жертву Иисуса Христа.
Однако в Библии сказано, что в таинстве Причастия верующие вкушают не символы и не обычные хлеб и вино, а подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16). Иисус Христос преподал людям в Святом Причастии Свою Кровь и Тело Свое для очищения грехов и укрепления души и тела приемлющего христианина. Поэтому в Писании сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22).
Господь осуждает тех, кто не считает святыней евхаристические дары: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен» (Евр.10:29). Реальность Тела и Крови Христовой в Евхаристии подтверждается и реальностью наказания за недостойное причащение: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28-29).
Телесное вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:53-57).
Из других практических особенностей пятидесятничества, общих с прочими евангеликами, можно указать отрицание ими молитв за умерших. Этим они отвергают единство земной и небесной Церкви. Однако Священное Писание ясно указывает нам на необходимость «молиться друг за друга» и «за всех человеков»: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). То есть как за живых, так и за умерших, ибо у Господа «все люди живы»: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38); «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим.14:8).
***
Литература по теме
- О пятидесятниках и харизматах в библиотеке «Отечник»
- Пятидесятники В.М. Чернышев
- Православная Церковь и сектанты протопр. Димитрий Владыков
- Пятидесятничество в ХХ веке: возникновение и эволюция Ю.В. Зудов
- Современное харизматическое движение сектантства свящ. Игорь Ефимов
- Исход из Пятидесятничества. Личные истории
Комментировать