Пастырь добрый

Литература по теме

Па́стырь добрый

1) Господь Иисус Христос (Ин.10:11-16), (Ис.40:11), (Пс.22:1);
2) законно избранный и рукоположенный (в лоне Православной Церкви) священнослужитель, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к пастырям Богом; искренне, мудро, ответственно, жертвенно исполняющий пастырский долг;
3) иконографический сюжет. Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком.

pastyr dobryj – Пастырь добрый

Может ли добрый пастырь быть строгим?

Понятие «добро» подразумевает всё то, что исходит от Бога; но также и то, что является плодом деятельности человека, соответствующей Божественной воле.

Вообще строгость как таковая, рассматриваемая вне обстоятельств, в которых она проявляется, не может служить ни показателем добродетели, ни показателем греха. У проявленной строгости могут быть совершенно разные причины и разные поводы.

Бывает, что причиной строгости служат дурные личностные особенности человека, такие как отсутствие снисходительности к людям; жестокосердие; лицемерная принципиальность; слишком чрезмерная требовательность или банальная страсть к уничижению подчиненных. Такая строгость никак не вяжется с именем доброго пастыря.

Другое дело, когда строгость используется пастырем соразмерно необходимости, с учётом нравственной пользы, в качестве уместного и своевременного средства для вразумления, или же психологического инструмента для наведения (поддержания) надлежащего порядка. Примером правильного проявления строгости служит Сам Бог (Рим.11:22). Подобная строгость обнаруживалась и в действиях Господа Иисуса Христа. Строгость не раз проявляли великие Божьи угодники.

Уместная строгость должна сочетаться с духовною мудростью, быть по возможности сдержанной; должна быть направлена на созидание доброго (2Кор.13:10) и не должна противоречить высшей Божественной Правде. Такая строгость противопоставляется не Добру, не доброте, но безответственной снисходительности и попустительству.

Цитаты о добром пастыре

«Если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему – бог, и гортань его – ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это – не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу».
свт. Афанасий Великий

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka