Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Прочие секты По поводу отпадения от православной Церкви графа Льва Николаевича Толстого
В.М. Скворцов

По поводу отпадения от православной Церкви графа Льва Николаевича Толстого

Источник

Содержание

Предисловие издателя В.М. Скворцова

Введение. Граф Лев Николаевич Толстой в его учение. Проф. Н. Ивановский Как и когда совершилось отпадение гр. Льва Ник. Толстого от православной Церкви. В. Скворцов Как относилась православная Церковь к религиозному блужданию гр. Толстого Определение Святейшего Синода от 20–22 Февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Греко-российской Церкви о графе Льве Толстом Протест гр. С.А. Толстой против синодального определения Письмо графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию Ответ высокопреосвященного митрополита Антония Открытое письмо православного к графине С.А. Толстой По прочтении письма графини С.А. Толстой. Московский врач Ф. Н. Ответ Л.Н. Толстого на постановление Св. Синода от 20–22 февраля По поводу ответа Св. Синоду графа Л.Н. Толстого Мысли Высокопреосвященнейшего Антония, митрополита С.-Петербургского и письмо гр. Бобринского Отзыв епископа о новой исповеди графа Л. Толстого. Сергий, Епископ Ямбургский Какого духа, «новая исповедь» Л.Н. Толстого? Иером. Михаил Справедливо ли учит гр. Толстой (в своем ответе св. Синоду), что любовь приобретается «молитвой, состоящей в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога»? Отклики бывших единомышленников графа Толстого Открытое письмо графу Л.Н. Толстому от бывшего единомышленника, по поводу ответа на постановление Св. Синода. М. А. Новоселов Открытое письмо болящему гр. Л.Н. Толстому от бывшего его поклонника. Михаил С-ко «Ех ungue Leonem». Размышление бывшего толстовца по поводу ответа гр. Толстого Св. Синоду. М. С-ко Голоса из среды мирян Открытые письма гp. Л.Н. Толстому по поводу его отлучения от Церкви 1-е письмо. Кто прав? Известный вам врач Апраксин 2 письмо. Какой Бог дал вам право? Деятель 3 письмо. От любящего читателя (богослова). Π. Π. Т. 4 письмо. Убийственная ваша, гр., вера! П. В–й Из писем в редакцию «Поучающий кощунника наживет себе бесславие». Мисс. Н. Булгаков О главном сомнения гр. Л.Н. Толстого. Мирянин (Писатель) Размышления светского человека при чтении ответа гр. Толстого Св. Синоду. (Письмо в редакцию). Инженер И. Л. О необходимости общественных церковных молитв за графа Толстого и других отступников. Любовь Пребстинг Мысли светского человека по поводу ответа Л.Н. Толстого Св. Синоду. Врач Н. Апраксин Достойно и праведно. (По поводу отлучения графа Л.Н. Толстого от Церкви, ответ отлученному и его супруге С.А. Толстой на их письма). Дворянин Александре Мироненко Под впечатлением драмы «Воскресение». (Открытое письмо гр. Л.Н. Толстому). Д. Бодиско Суждения о еретичестве гр. Л.Н. Толстого, в католическом мире. Граф Мошинский Отзывы раскольников о Л.Н. Толстом. Мисс. свящ. К. Попов Раcкольник старообрядец о Л.Н. Толстом Граф Толстой на суде раскольничьего собора. (Картинка с натуры). Свящ. К. Попов Лжехристианство гр. Л.Н. Толстого пред судом русской литературной критики Религиозно-нравственные воззрения Л.Н. Толстого в молодости и в старости. (По поводу книги Д. С. Мережковского–» Л.Н. Толстой и Достоевский»). Свящ. М. Лисицын Лев Толстой и русская Церковь. Из доклада Д. С. Мережковского Лжехристианство Толстого пред судом светской критики. Свящ. М. Лисицын Критика толстовства В. С. Соловьевым. Киевский епар. мисс. свящ. С. Потехин Оценка заслуг гр. Л.Н. Толстого пред избранием его в почетные члены Юрьевского университета. Проф. Б. Алексеев Отзыв ген. Драгомирова о толстовской проповеди «непротивления злу» Иностранная критика религиозных воззрений гр. Л.Н. Толстого Голос немецкого богословия о Л.Н. Толстом. «Христос и Его евангелие» по Толстому. Студ. университ. св. Владимира физ.-мат. факульт. В. Евстафьев. (Von Dr. G. Gamtleben. Christus und Sein Evangelium nach Tolstoi. Вeweis des Glaubens. 1899, В. 20) Английский писатель Кальдерон о гр. Толстом. Лже-Толстой (The Wrong Tolstoy) Английский писатель R. Е. С. Long о графе Л.Н. Толстом, как мыслителе и деятеле Толстой, как личность Дом графини Толстой в Хамовническом переулке Что бы Толстой стал делать? Граф Толстой и русские люди Французский писатель Леон Додэ о. гр. Толстом и о духоборах Историческая справка Николай Барсуков Генри Друммонд и Лев Толстой. (Значение церковных обрядов в религиозной жизни христианина). Мирянин Серафим Саровский и Лев Толстой. Свящ. Н. Ремеров Заключение. Трагизм Толстовства и мир Евангелия. Свящ. Димитрий Силин Приложения. Разбор последних религиозных трактатов гр. Л.Н. Толстого. «Обращение к духовенству», и «Разрушение ада» «Обращение к духовенству» Введение. Ответ о. Иоанна Кронштадтского на «Обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству» Подробное содержание и разбор нового трактата гр. Толстого: «Обращение к духовенству» Пастырский отклик Л.Н. Толстого на Обращение к духовенству. Свящ. М. Платонов Содержание и разбор брошюры графа Л.Н. Толстого: «Разрушение ада и восстановление его». Легенда Льва Николаевича Толстого. «Миссионерский отклик на Обращение к духовенству и на Разрушение ада и восстановление его». Утверди, Господи, Церковь Миссионерский отклик на «Обращение к духовенству», и разрушение и восстановление ада Л.Н. Толстого. (Заключение) «Утверди, Господи, Церковь» Справка. По поводу третьего печатного заявления из семьи Толстых  

 
Предисловие издателя В.М. Скворцова

Настоящий сборник статей «Мисс. Обозрения» «По поводу отпадения от Церкви гр. Л.Н. Толстого» представляет собою результат литературной (полемической) борьбы нашего органа с религиозным лжеучением яснополянского мыслителя. Стремясь быть чутким и жизненным литературным органом внутренней миссии Церкви, «Мисс. Обозрение», естественно, должно было зорко следить и своевременно откликаться на все перипетии толстовской эпопеи и наш журнал, волей-неволей, первым стал лицом к лицу с яснополянской ересью.

В 1897 г. нами был возбужден вопрос о толстовщине на 3-м всероссийском миссионерском съезде, бывшем в Казани. По исследовании еретических мудрований гр. Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах и объединенных в катехизисе «штундового братства», съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское, религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении.

Решение миссионерского съезда дало толчок миссионерской полемической литературе о толстовстве, и мы широко раскрыли страницы нашего органа для полемических статей об этой новой секте.

Исследуя религиозное движение среди закавказских духобор, мы ясно поняли и твердо установили, что главная причина этого страшного, по своему безумному анархическому характеру, брожения заключается в пропаганде учения толстовства, усвоенного несчастными духоборами со всею фанатическою крайностью, к какой способна такая прямолинейная темная масса «детей природы», какими были духоборы. В «Мисс. Обозр.» тогда был помещен длинный ряд статей и очерков, выяснявших весь вред и несостоятельность религиозно-социальной стороны доктрин яснополянского лжеучителя, и ту страшную опасность толстовства, которую эта секта несет в общество и народную среду, естественно подготовляя здесь почву для всякого рода анархии и нигилизма.

Послание Св. Синода от 22 февраля 1901 г. об отпадении гр. Толстого от Церкви дало новый сильный толчок нашей миссионерской полемической литературе.

Как известно, этот знаменательный акт Церкви разделил все мыслящее и читающее наше общество на два враждующих лагеря, причем оба они не имели ясного представления о подлинном еретичестве яснополянского отщепенца.

Особенно в затруднительном положении было наше сельское духовенство, не имевшее в своих руках материала и данных для твердого и убежденного ответа на возражения дерзко вопрошавших защитников Толстого: за что же именно отлучен гр. Толстой, в чем его вина пред Церковью, справедливо ли Св. Синод поступил и правильно ли определил в своем послании учение Толстого?1 «Мисс. Обозр.» поместило тогда ряд статей, в коих характеризовалось религиозное мировоззрение гр. Толстого по его последним трактатам, изданным за границей.

Но вот появился в заграничной печати и вихрем понесся всюду у нас, по рукам почитателей, знаменитый ответ Льва Ник. св. Синоду от 4 апреля 1901 г.

Познакомившись с «Ответом», мы увидели, что документ этот должен послужить самой убедительной апологией высокой справедливости и целесообразности акта Св. Синода: без этой откровенной новой исповеди самого яснополянского еретика, синодальный акт надолго остался бы непонятым среди защитников Толстого.

Тогда мы исходатайствовали разрешение на опубликование «Ответа гр. Толстого Св. Синоду» на страницах «Мисс. Обозрения» (напечатанного в июньск. кн. 1901 г.).

«Ответ» открыл глаза огромной массе слепых почитателей Льва Ник., понявших тогда впервые, какой, действительно, великий еретик и страшный враг Христа и Церкви их яснополянский кумир.

Опубликование «Ответа» вызвало целую серию откликов со стороны не только духовных людей, но и просвещенных верующих мирян; мы охотно открыли страницы «Мисс. Обозр.» для этих откликов, видя в них и суд, и свидетельство, и приговор общественной верующей мысли и совести в этой тяжбе Церкви с ее заклятым врагом и более жестоким хулителем, чем все другие, каких знает история христианства.

Эта «тяжба» толстовства с православием, благодаря времени, ныне потеряла в обществе свою остроту, но борьба далеко еще не закончилась, а в захолустных провинциальных, в полуинтеллигентных низах, а равно и в народной среде, она только еще разгорается, так как Лев Ник. не дремлет и сам подливает масла в огонь своими позднейшими, крайне дерзкими, чисто пропагандистскими трактатами, написанными им для этой именно среды. А потому мы, в интересах приходской миссии, сочли полезным разбросанный на страницах «Мисс. Обозр.» в течение нескольких лет полемический материал соединить в одной книжке и издать ее, в виде бесплатного к нашему журн. приложения.

Наш Сборник вызвал похвальные отзывы в печати и был принят читателями «Мисс. Обозр.» с благодарностью: мы получили множество добрых отзывов от приходских священников и мирян о несомненной пользе книжки для миссии против толстовства. Вместе с этим к нам начали поступать с разных мест – наиболее от светских лиц – требования на Сборник. Все это дало нам побуждение вновь издать «Сборник», дополнив его другими статьями, не вошедшими в первое издание.

Так восполнена гл. 9-я, посвященная «Голосу мирян» и заключающая в себе суждения о толстовстве людей светских разных общественных положений, взглядов и образования; а также восполнена гл. 13, трактующая об отношениях к гр. Толстому в мире нашего раскола.

В следующих главах более полно приведены суждения о толстовстве русской литературной и философской критики, в том числе В. С. Соловьева, и иностранной критики. В новое издание Сборника включены также исторические справки и параллели («Герцен и Толстой», «Генри Друммонд и Лев Толстой», «св. Серафим и гр. Толстой»). Сборник заканчивается подводящей итоги статьей «о трагизме толстовства и мире Евангелия».

В виду известного нашей миссии распространения (особенно в провинции и именно среди полу-интеллигенции и рабочих классов) двух последних безбожных творений яснополянского лжеучителя – «Обращения к духовенству» и «восстановления и разрушения ада», мы сочли полезным для борьбы с толстовством присоединить к Сборнику, в виде «Приложения», разбор этих двух листков; тем более, что в этих последних своих произведениях Толстой пред лицом всего мира так решительно и, кажется, бесповоротно явил свое антихристианство. Со всею страшною прямотой он восстал на «Господа и на Христа Его», восстал на Его святую Церковь, с ее Божественными установлениями, восстал на все учреждения гражданственности, благословленные Церковью «Бога жива» к воспитанию плотского человека для царства Божия, «да совершен он будет, на всякое благое дело уготован»; Толстой объявил войну государственности, культуре, науке и прочим пособиям к возрастанию человека «в мужа совершенна». Как бы уготовляя путь антихристу, имеющему, по учению св. отцов, прийти «на безначалие», яснополянский отступник в названных сочинениях самым решительным образом проповедует полный анархизм и в религиозном и государственном смысле. «Обращение к духовенству» и «Разрушение ада», изданные в Лондоне «Чертковым и Ко», со-работников Льва Николаевича, занесены и к нам и рассеяны как душепагубные плевелы среди пшеницы русской церковной нивы. Верха, средины и низы русского народа узнали уже эти плевелы и узнали путями привлекательной тайности, «нам спящим». Что же? Спать ли и теперь стражам нивы Христовой, «поставленным пасти Церковь Господа и Бога»? (Деян.20:28). Прятать ли им голову свою (по подобию страуса) от толстовской опасности, чтобы не видеть ее для себя и своей паствы? «Не стыдимся исповедовать Распятого» и не боимся стать, по мере наших сил, на защиту стада Христова «от волка грядущего». С болью на сердце мы делаем необходимые выдержки из безбожных писаний яснополянского еретика, чтобы противопоставить толстовскую тьму свету Христову. «Свет во тьме светит и тьма его не объят». Для человека верующего и даже такого, в котором теплится хоть искра веры Христовой, выдержки эти способны сами собою показать всю ложь нового отступника и возбудить в душе негодование к яснополянскому богохульнику, вместе с отвращением к его противохристианскому мудрованию. При поставлении же их пред лицом Истины, пред словом Божественного Писания, писания эти явятся последним и роковым самообличением толстовского нечестия. Темные слова из богохульных произведений Толстого, приведенные в полемических видах, в нашем Сборнике, да не смутят веру и совесть братий наших, а неверующие и сеятели плевел и смут, конечно, давно уже просмаковали и использовали разбираемые нами творения и мы знаем, что для них наше обнажение их кумира во всей его наготе – пред лицом церковного общества, снятие маски запретной таинственности с его богомерзких писаний – дело крайне нежелательное; ибо в мутной воде всегда лучше рыбу удить. И мы глубоко убеждены и веруем, что не мужественная откровенность полемики с ересями способна вредить Церкви Божией, а робкое замалчивание зла. Сила веры и здравомыслия людей Церкви безмерно сильнее вражьего стана. Нужно только пробудить благодушную дремоту православной среды, и дерзкий враг скроет свое жало. Свет да не убоится тьмы. Вспомним, что и Христос обличал богохульное толкование Его чудес книжниками и фарисеями, как якобы дел Вельзевула, князя бесовского. Вспомним, что и апостолы и св. отцы, при защите Христовой истины, считались со страшными учениями «антихристов многих», приводя и обличая их в своих писаниях. «Дух Утешитель, наставляющий на всяку истину», с Церковью Христовой пребывает «во век». Под Его святою сенью не устыдимся и не убоимся и мы толстовских богохульств, так как они, как ложь и тьма, исчезнут пред Истиной и Светом, «яко исчезает дым». «Колицы ратоваша на Церковь, говорит св. Иоанн Златоуст, и ратовавшие погибоша, борима есть и неодолевается; и чесо ради попусти (Бог) брань? яко да покажет светлейшую тоя (Церкви) победу».

В. Скворцов

* * *

1

Насколько смутное представление имело тогда духовенство об учении и верованиях яснополянского философа, довольно припомнить, как «блестящий столичный проповедник», о. Гр. Петров доказывал в ученом философском обществе, что гр. Толстой настоящий христианин, что его учение служит на пользу Церкви, подводя к ней общество и т. д. И этот наделавший тогда много шуму в столичном обществе эпизод случился за 2–3 месяца до послания Св. Синода на докладе Д. С. Мережковского, который первый из светских писателей смело выступил с доказательством антихристианства Толстого.


Источник: По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого : Сборник статей «Миссионерского обозрения» / Изд. В.М. Скворцова. - 2-е изд., (доп.). - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - VIII, 569 с.

Комментарии для сайта Cackle